АНТИПОДПОДПОЛЬЕ

Интервью с автором-составителем книги «Маргиналы» Анной Сидякиной

Поделиться

«Маргиналы» - книга глубоко личная. Почти интимная.

Издание, воссоздающее атмосферу пермского андеграунда 1970-х годов.

Книга состоит из устных мемуаров, которые автор-составитель Анна Сидякина записывала на магнитофон в течение 10 лет.

- Анна, откуда у вас, человека другого поколения, интерес к андеграунду 1970-х годов?

- Причиной и стержнем всей работы была поэзия. Я училась на филфаке ПГУ на одном курсе с представителями самой последней волны андеграундной поэзии - с Сергеем Стакановым и Дмитрием Долматовым. Но в те времена я была далека от их круга, мне была чужда эта жесткая фактура, я любила классическую поэзию и изучала ее. После того как защитила диплом по Ходасевичу, мой руководитель - Владимир Васильевич Абашев - предложил мне остаться на кафедре и заняться современной пермской поэзией. Я занялась, постепенно втянулась и поняла, что поэзия 1960-1980-х годов была частью особой культурной среды. Результатом стала диссертация «Литературная жизнь Перми 1960-1970-х годов. История поэтического андеграунда», которую я защитила в Екатеринбурге в 2001 году. В Перми такую диссертация защитить невозможно было. Не поняли бы.

- Что же представляет собой пермская поэзия андеграунда?

- Главные герои моей работы - поэты Виталий Кальпиди и Владислав Дрожащих. Они - представители так называемого метаметафоризма, или метареализма. Это направление в современной российской поэзии, которое связано в первую очередь с именами московских поэтов Алексея Парщикова и Александра Еременко.

Метареалисты принципиально отличаются от другого модного поэтического направления - концептуализма, связанного с именами Дмитрия Пригова и Тимура Кибирова. Поэты-концептуалисты имеют дело со знаками, реальность воспринимается ими как знаковая система, процессы, происходящие в реальности, - как игра. Для этого вида поэзии массовый читатель не важен, он вообще вне этой знаковой системы. Пермские же поэты принадлежат к метареалистам, которые рассматривают мир в его чувственной многомерности, пытаются отразить все многообразие мира в пересекающихся реальностях. Эта поэзия гораздо ближе к классической русской традиции, в которой «поэт гораздо больше, чем поэт». Для них читатель принципиально важен. Поэтому маргинальное, андеграундное состояние было для них в принципе чуждо, оно было им навязано обстоятельствами.

В книге «Маргиналы» как раз идет речь о попытках социализации поэтов андеграунда.

- Книга «Маргиналы» - это своего рода продолжение вашей диссертации?

- Поэты андеграунда жили в особой среде. Занимаясь этой поэзией, я поневоле вникала в обстоятельства среды и поняла, что это особенное культурное явление. История пермского андеграунда - это история не только поэзии, но и живописи, и музыки, и даже кино. В этой истории есть особые ключевые моменты, например, создание и несколько показов слайд-поэмы «В тени Кадриорга». Есть особые «явочные» адреса, например, легендарная мастерская художников в общежитии на ул. Народовольческая, 42. Есть свои герои и легендарные личности - такие, как Владимир Самойлович, киномеханик из Клуба работников госторговли, который создал неформальный клуб любителей интеллектуального кино.

В этой книге «воскресают» многие легендарные личности, которые уже стали забываться. Например, Александр Баранов, культовый персонаж пермской богемы, художник, поэт, бард, который в один прекрасный день просто... исчез.

Многие вспоминают о диссидентских процессах, о том, как в 1984 году запретили демонстрацию слайд-фильмов, и вообще о давлении репрессивной среды.

- Да, столетие на дворе тогда было суровое...

- Но мои герои вовсе не были диссидентами. Они - не борцы, а творцы. Если бы они сидели тихонько по своим подвалам, никто бы их не трогал, но они постоянно пытались донести свои находки до публики. И это была их главная проблема - они хотели быть услышанными, а их лишали аудитории. Они вовсе не хотели свержения режима или чего-то еще такого же радикального. Поэтому когда времена изменились, большинство героев «Маргиналов» покинуло андеграундную среду, они смогли полноценно реализоваться, легко вписались в истеблишмент. Сейчас, если человек называет себя маргиналом или поэтом андеграунда, то это уже похоже на клинику.

- Но сейчас есть рыночное, коммерческое давление, и это тоже не очень хорошо для поэзии.

- Да, это, конечно, сложность. Но наше издание как раз и есть часть программы действий, направленных на то, чтобы придать современной поэзии коммерческую ценность.

Книга вышла в Челябинске, в издательстве «Фонд Галерея». Этот фонд был когда-то основан Виталием Кальпиди на тех же принципах, что и наш фонд «Юрятин». Но сейчас «Фонд Галерея» - это коммерческая компания, занимающаяся издательским бизнесом. Недавно в этом издательстве вышел сборник «Антология. Современная уральская поэзия 1997-2003 годов». В «Антологии» собраны стихи 60 авторов из 10 населенных пунктов Урала. «Маргиналы» изданы в том же стиле, и обе эти книги направлены на канонизацию современного уральского поэтического контекста. Я уверена, что тираж «Маргиналов» будет успешно распродан.

Сейчас Урал - третий поэтический центр России, первые два - это Москва и Питер, но многие спорят, не является ли Питер третьим по важности, а Урал, наоборот, вторым. Современная уральская поэзия - это серьезное литературное и культурное явление, которое имеет в том числе и коммерческий потенциал.

- Для осуществления такого солидного издательского проекта нужен начальный капитал...

- Да, мне помог один человек - предприниматель Дмитрий Берлянд. Просто знакомый. Просто помог, безо всяких обязательств с моей стороны. Так что это даже спонсорством не назовешь.

Между прочим, в последнее время стало гораздо труднее находить спонсорские средства на культурные проекты, чем несколько лет назад. Все компании обросли маркетинговыми службами, у которых свои планы действий, свои приоритеты и свои понятия о ценности того или иного проекта для имиджа компании.

- На этих страницах, на фотографиях все такие живые, такие молодые... Даже те, кого уже нет давно, кто без вести пропал или спился. Все-таки не такой это простой процесс - выход из андеграунда. Вообще, воспоминания - это материя очень деликатная. Не было эксцессов?

- Ох... На меня столько людей уже обиделось. Причем совершенно незаслуженно. Я старалась работать очень тщательно, проверять и перепроверять все факты и даты. Но ведь книга состоит из личных воспоминаний, и было бы странно, если бы все авторы всем героям только отвешивали комплименты. Я старалась исключить из текста все острые моменты, но все равно нарвалась на несколько сильных обид, и один из фрагментов был убран из уже сверстанной книги по настоянию одного очень известного пермского литератора. Хотя, на мой взгляд, в тексте не было ничего для этого человека оскорбительного.

- После того как завершился десятилетний труд, чем вы теперь будете заниматься?

- Даже не знаю. Десять лет поэзия пермского андеграунда была моей жизнью. Сейчас надо отойти от «Маргиналов» и создать новый проект. Но каков бы он ни был, он все равно будет связан с современной пермской поэзией.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться