1929 | Уход великого импресарио

Фото: Архив газеты «Пермская нефть»
В суматохе индустриальных строек Пермь не заметила смерть бывшего земляка Сергея Дягилева (1872–1929). Выдающийся деятель русской и мировой культуры, импресарио и антрепренёр знаменитых «Русских сезонов» скончался на рассвете 19 августа в Венеции в номере Гранд-отеля, где жил последние месяцы в кредит, оставшись совсем без сбережений.
Говорят, в хлопотах с похоронами тогда помогла деньгами легендарная Коко Шанель, которая до конца жизни считала Дягилева главным и единственным учителем. На надгробии импресарио на острове-кладбище Сан-Микеле рядом с живыми цветами почти всегда лежат балетные туфли (их нарочно набивают песком, чтобы не уносило морским ветром).
В былые времена просторный родовой особняк Дягилевых в Перми, на пересечении Сибирской и Большой Ямской, посвящённые называли не иначе как «пермские Афины». Здесь по четвергам собиралась городская интеллигенция: музицировали, пели, ставили домашние спектакли и «живые картинки». Здесь, в доме деда, в атмосфере страстного преклонения перед искусством прошли детские годы Сережи Дягилева.
Гимназистом Серёжа мечтал об артистической карьере, играл на фортепьяно, пел, пробовал сочинять музыку. Какую-то написанную им польку вроде бы даже издал возгордившийся внуком дедушка. В 1890 году окончивший гимназию Сергей Дягилев отправился покорять Петербург, а вслед за тем — искушённую Европу, вычеркнув Пермь из своей будущей биографии.
Город вспомнил великого земляка в конце 1980-х. В семейном особняке, уцелевшем под крылом народного образования, открылся дом-музей Сергея Дягилева. Занимавшую особняк школу стали называть Дягилевской гимназией. А престижнейший пермский фестиваль, который проходит с 2003 года, — Дягилевскими сезонами.