МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, кардинально изменяющий содержание и характер государственных социальных обязательств
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, кардинально изменяющий содержание и характер государственных социальных обязательств
Татьяна ПОПОВА, представитель губернатора Пермской области в Совете Федерации
Разграничение обязательств
Суть этой реформы заключается, во-первых, в разграничении социальных обязательств государства между уровнями бюджетной системы.
Действующее законодательство в части социальных обязательств устарело, оно внутренне противоречиво. Ежегодно федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год приостанавливается действие многочисленных норм законодательства Российской Федерации. Радикальной новацией внесенного правительством в Госдуму законопроекта является разграничение льгот по категориям льготников, а не по видам предоставляемых льгот. К социальным обязательствам Федерации отнесено обеспечение следующих категорий льготников (семь категорий по закону «О ветеранах»):
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны;
- члены семей участников Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда.
Кроме этих категорий, за федеральным уровнем останутся обязательства по обеспечению Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы; инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, детей-инвалидов; доноров; чернобыльцев.
К полномочиям субъектов РФ отнесены социальные обязательства по обеспечению ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных. По этим категориям льготников в проекте федерального закона определено, что «меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ».
Распределение льготных категорий по уровням бюджетной системы следующее. За федеральным бюджетом закрепляется социальная поддержка 13,8 млн человек, за бюджетами субъектов РФ - 20 млн человек.
Второе ключевое направление реформы состоит в переводе социальных обязательств Федерации из натуральной в денежную форму - так называемая монетизация.
Для каждой категории льготников установлены денежные выплаты, а также определен порядок их ежегодной индексации. По оценкам Министерства финансов РФ, при определении стоимости льгот возникла серьезная проблема существенной дифференциации стоимости льготы как между субъектами РФ, так и внутри одного субъекта. Это говорит об отсутствии системы персонифицированного учета по видам предоставляемых льгот. При определении размера денежной компенсации за основу была взята средняя стоимость льготы по Российской Федерации.
Размеры денежной компенсации по указанным категориям представлены в таблице.
Аргументы «за»
Если рассматривать саму идею «монетизации льгот» как процесс перевода натуральных льгот в денежную форму, то она является достаточно прогрессивной. Не случайно во многих странах льготы предоставляются населению именно в денежной форме.
Денежная форма предоставляемых льгот имеет существенные преимущества перед их натуральной формой. Самые очевидные из них:
1. Измерение стоимостного объема предоставляемых социальных обязательств государства. Впервые мы определяем, сколько стоят предоставляемые государством льготы.
2. Предоставление права на получение льготы каждому льготнику, независимо от того, может он или нет реально воспользоваться этой льготой (например, в зависимости от того, городской он или сельский житель). Мы уравниваем в правах всех льготников, независимо от того, имеют ли они доступ к городскому проезду или телефону.
3. Отказ от системы скрытого субсидирования отраслей, предоставляющих услуги льготникам (например, перенос оплаты внутригородского проезда льготников через систему тарифа на нельготных категорий граждан). Делаем важный шаг в сторону экономического ценообразования в сфере услуг.
4. Создание системы персонифицированного учета льготных категорий граждан и повышение контроля за предоставлением льгот.
Не секрет, что в отношении многих льготных категорий граждан у нас существовал «принцип двойного стандарта». Мы ежегодно, принимая закон о бюджете на очередной финансовый год, приостанавливали действие более 50 норм законодательства Российской Федерации. Впервые у нас хватило смелости решить проблему так называемых «нефинансируемых социальных мандатов».
Аргументы «против»
Проблема в том, что оценить реализацию идеи перевода натуральных льгот в денежную форму сегодня достаточно сложно. Пока это можно сделать только на основании документа, внесенного Правительством РФ в Госдуму. Можно говорить лишь о тех минусах, которые содержатся в этом документе.
1. Стоимость «корзины льгот» существенно различается по регионам, она различна даже в разных муниципальных образованиях одного субъекта РФ. Устанавливая единую сумму компенсации для всех, мы «отбираем» у одних и «отдаем» другим. Поэтому очень важно определить как тех граждан, которые потеряют в результате монетизации, так и тех, которые приобретут. К сожалению, пока никто не видел методики расчетов сумм компенсаций или расчетов стоимости предоставляемых льгот по каждой категории льготников видам предоставляемых льгот в разрезе субъектов РФ.
2. Законопроект не учитывает принципа адресности при монетизации льгот. В результате этого существенно расширяется контингент льготников, следовательно, уменьшается и сам размер денежной компенсации.
3. Неясен пока принцип выбора услуг из «социального пакета» как механизм страхования рисков потерь, а также социальные гарантии для социально незащищенных граждан (онкологических больных, больных сахарным диабетом, туберкулезом и т. д.). Эти категории льготников могут пострадать в результате монетизации льгот в наибольшей степени.
Перед выбором
Трудно прогнозировать сегодня вектор изменения межбюджетных отношений. Пока складывается такая ситуация, что больше денег из федерального центра получит тот регион, в котором сегодня проживает большее количество тех категорий граждан, которые будут получать компенсацию из федерального бюджета. При этом пока остаются неясными многие позиции по межбюджетным отношениям. Например, методика расчета субвенций на жилищно-коммунальное хозяйство для финансирования льгот.
В итоге регионы оказались в непростой ситуации выбора. Вероятно, многие из них все-таки пойдут по пути монетизации льгот. Ведь сохранение натуральной формы льгот делает практически невозможным контроль за их предоставлением. Конечно, для каждого региона это будет взвешенное решение, которое будет принято с учетом местной специфики. Для Пермской области, а в перспективе и Пермского края, этот вопрос остается в принципе открытым и обсуждаемым.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.