Алексей Власов

Алексей Власов

председатель наблюдательного совета НП «Национальная гильдия инновационных менеджеров»

«Учёный говорит языком формул, а инвестор — языком денег»

Поделиться

То, что учёные не занимаются коммерциализацией, вполне нормально. У каждого компетенции в своей области. И вот сочетание этих компетенций может дать хорошую эффективность.

И разработчик, и инвестор говорят достаточно точным языком. Но он абсолютно разный. Учёный говорит языком цифр и формул, а инвестор — языком денег: кто это купит и почём. Поэтому им сложно понять друг друга.

Например, в одной из презентаций однажды прозвучало: «Общеизвестно, что уравнение Эйлера — Лагранжа при определённом преобразовании превращается в уравнение…» И дальше ещё несколько фамилий. У меня такое «общеизвестно» вызывает неподдельное веселье. Хотя на самом деле, если я скажу учёным: «Надо вначале рассмотреть потребительскую проблему», это вызовет у них аналогичную реакцию. Для них это примерно то же самое, что для инвестора «общеизвестная» теорема.

Чтобы учёный мог найти для коммерчески перспективного проекта инвестора, ему надо хотя бы немного понимать, что коммерческая перспектива оценивается не по защищённому патенту, а по объёму рынка, по наличию конкурентов, то есть по таким параметрам, которые инвестору совершенно понятны.

Кроме того, есть некие психологические вещи. Любой гениальный человек, как говорится, «не от мира сего». Он искренне считает (и зачастую обоснованно), что он — величина в своей области. Инвестор, который вкладывает деньги, как правило, не бедный человек. Он тоже уверен, что он величина в своей области, поскольку сумел заработать. И вот эти две величины должны найти способ договориться.

Я очень рад, что, начиная работать в чисто научной сфере по всем этим проектам, мы смогли правильно задать вопросы, и большинство групп учёных нашли на эти вопросы ответы. Люди по-доброму шли на контакт. Не было амбиций, мы не слышали слов вроде: «Я защитил патент, купите у меня его за миллион долларов, а на другой вариант сотрудничества я не согласен».

Для нас самое главное, что проект решает некую потребительскую проблему там, где существует хороший рынок.

Я много езжу по российским регионам, ищу проекты, ищу людей. Здесь, в Перми, я кое-что нашёл. И это хорошо. Во-первых, если есть возможность помочь кому-то подать заявку на различные государственные программы, это уже результат: люди получат государственное финансирование, продвинутся дальше, шансы на то, что у них что-то выгорит, повышаются.

Во-вторых, есть возможность поработать и, возможно, вложить в проекты какие-то деньги нашей команде. 100 млн руб. вкладывать не будем и 50 млн руб. тоже. Не потому, что жалко, а потому, что такие проекты не требуют больших денег, к тому же мы — не венчурный фонд, а группа людей, которые понемногу скинулись и теперь вкладывают средства в коммерциализацию интересных идей.

Я очень надеюсь, что тренинг был не бесполезен, что его участники смогли под несколько другим углом зрения взглянуть на имеющиеся перспективы, не только научные, но и позволяющие зарабатывать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться