Вероника Даль


«Молодая шпана» пермской моды

Истории дизайнеров, которые действуют вопреки всему

Поделиться

Судьба пермского дизайнера всегда была причудлива и многотрудна. Выучиться, сделать коллекцию для фестиваля, помелькать в местных газетах и журналах, попытаться пробиться в Москве. Уехать стажироваться за границу: был у нас такой парень, точно помню. Где он сейчас? Наверное, работает в моде, но нигде не пишут об успешном бренде всемирно известного дизайнера, выходца из Перми. Можно никуда не уезжать, остаться здесь и заниматься индивидуальным пошивом. Ещё можно ценой титанических усилий поднять собственный бренд и даже продаваться в торговых центрах. Правда, это будет суровый компромисс — совсем не тот дизайн, о котором вы мечтали в молодости. Да-да, вы будете зарабатывать на фасонах «прощай, мечта, здравствуй, размерный ряд». И всё это время будете выслушивать увещевания людей опытных: «Здесь нет и не может быть дизайна, никакой модной индустрии — ничего… никогда». Пока вам это не надоест, и вы не решитесь действовать вопреки всему. Вот о тех, кто решился плыть против течения, мы и расскажем.

Полина Кельдибекова (Polina Benefit)

Это имя, пожалуй, самое известное сейчас среди молодых пермских авторов моды. Полина обращала на себя внимание очень серьёзными и творческими работами на фестивалях, ярмарках, показах. В её минималистических и отчётливо стильных, современных вещах, лишённых провинциальной неловкости, стали ходить местные модники.

Кельдибекова окончила Школу моды Ирины Филичкиной, но не только: в анамнезе диплом социолога и ещё какой-то дополнительный бизнес-курс. Возможно, поэтому то, как развивается бренд Polina Benefit, со стороны выглядит продуманной и реалистичной стратегией. Дизайнер уверяет, что действует, скорее, по наитию: «У меня история довольно запутанная — до конца я не понимала, кем и чем хочу быть в дизайне. И в то же время человек я целеустремлённый, упорный, живущий «вопреки». Если кто-то мне будет говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь, посмотри вокруг — где ты, а где дизайн?» — я буду назло всем делать тот самый невозможный дизайн».

Полина считает, что сегодня появилась потребность в российской моде, настоящий спрос на неё: «Раньше этого, скорее, стеснялись, а сейчас гордятся русскими именами — Газинская, Терехов. У нас в Перми свои звёзды».

Для молодых понятие «импортозамещение» вовсе не абстрактное: они готовы многое «импортозаместить». Нужно только, чтобы публика понимала и оценивала уровень их работы: «Мне важно, чтобы человек, надевая мою вещь, понимал, что она не принадлежит миру фаст-фуда. Мы покупаем дорогую, качественную ткань за 2,5 тыс. руб. и шьём из неё юбку, которую продаём за 4 тыс. руб. А в ней ещё авторский дизайн, качество исполнения. Так и выживаем».

Всё, что продаётся под маркой Polina Benefit, узнаваемо, имеет некий общий стиль, общность формы, в которой преобладают прямоугольники, современные плоские формы. Полина обожает современные материалы, новые для Перми. Часто делает вещи-трансформеры, которые можно носить в нескольких версиях, — всё зависит от того, насколько вы изобретательны. Её любимые дизайнеры и марки — Comme des Garcons, Marni, Martin Margiela — сильно повлияли на стиль Polina Benefit. «Когда я начала заниматься дизайном, даже подруга посмеивалась надо мной: «Полина Кельдибекова, пермский дизайнер. Ха-ха-ха!» Говорила, что в Перми может процветать только индивидуальный пошив», — вспоминает Полина. Сейчас она шьёт коллекциями, а вещи продаёт устоявшемуся кругу клиентов через соцсети, сайт «Ярмарка мастеров», который очень нахваливает: «Они здорово раскручивают своих дизайнеров. Например, введите в какую-нибудь поисковую систему словосочетание «пальто из неопрена», и с высокой степенью вероятности первыми выскочат мои пальто с «Ярмарки мастеров».

Как и все молодые дизайнеры, Полина любит Instagram — чудесный «рекламный портал». Аксессуары Polina Benefit продаются в бутике Place, и Полину там хвалят за умелую работу с необычными материалами, современный взгляд на дизайн.

Однако говорить о бренде Polina Benefit всерьёз ещё рано — за ним не стоит никакой серьёзной экономики, производства или объёмов. Увы, это общий недостаток большинства пермских дизайнеров — самых ярких и интересных. Полина это понимает, знает, что надо расти и даже выходить за пределы города: «Настоящая мечта — стать известной в мире. Мне трудно быть местным энтузиастом масс-маркета, потому что я слишком ревностно отношусь к качеству».

Что дальше? Полина считает, что в жизни многих известных дизайнеров огромную роль сыграл счастливый случай. Если ты много-много работаешь, живёшь своим делом да ещё и случай подворачивается — чем не сценарий? Может, так и случится…

Polytop — дизайнерская пятёрка

Пять девочек, выпускниц Школы моды Ирины Филичкиной, открыли свой магазин в «Старокирпичном переулке» и заставили о себе говорить. Галина Голованова-Плохая, Анастасия Ефремова, Екатерина Логиненко, Наталья Нагина, Лёля Фёклина шьют коллекции (каждая под своим именем) и вместе арендуют очень милый уголок в одном из самых приятных и модных мест Перми. Все расходы, все «шишки», все трудности и успехи делят на пятерых.

Самое интересное во всей этой истории — формат магазина, его концепция: дизайнеры объединяются, чтобы продавать свои вещи. Идея не нова и вроде бы лежит на поверхности. Так поступали молодые лондонские дизайнеры 1960-х годов, открывая лавочки на Карнаби-стрит. Знаменитая «антверпенская шестёрка» тоже начинала с подобного магазина, и он существует до сих пор. Но выпускницы «МИФ» ничего об этом не знали, пока приглашённый лектор и старый друг школы голландка Тинике Бурма не спросила их в лоб: отчего они не повторяют столь распространённый западный опыт?

Даже в Перми в конце 1990-х было такое место на Компросе: местные дизайнеры арендовали два этажа для своих коллекций. Но общее впечатление складывалось противоречивое: правильного баланса между ценой и качеством дизайна не получалось. Тогда, помнится, рубль вёл себя из рук вон, как и теперь. Вот на этой удачной волне местный дизайн и пытается выехать.

«Сейчас потребитель насытился западными марками и проявляет искренний интерес к русским дизайнерам, да и кризис сыграл нам на руку. Думаю, наше время настало», — уверенно говорит Катя Логиненко. Когда цены в популярном масс-маркете взлетают вдвое, а качество отнюдь не улучшилось, покупатель предпочтёт заплатить столько же за неповторимую вещь местного мастера. Плохими материалами девушки откровенно гнушаются и сетуют, что «немассовая» цена складывается прежде всего из-за качественных импортных материалов. На этом экономить нельзя.

Девушкам повезло с помещением: хозяева «Старокирпичного переулка» изначально хотели сделать культурное пространство, в котором жителям города было бы интересно. Команда Polytop в концепцию удачно вписалась. Открылся бутик в апреле 2015-го, напомнил о своём существовании большим осенним показом в сентябре. Вся реклама пока в Instagram и на волнах «сарафанного радио». На недостаток клиентов не жалуются: год ещё не закончился, а концы с концами уже сходятся, из минуса вышли. Минимум две коллекции в год каждая из них делает, и добавляет какие-то вещи в течение недели. Галина Голованова рассказывает, что сюда частенько заглядывают весьма известные в городе люди: «Те, чьи фото мы видим в местной светской хронике. Мы не хипстерский магазин. Для хипстеров наша одежда дороговата».

Пермская мода

У каждой участницы пока свои швеи и свой собственный, узнаваемый стиль. Идеи коллекций друг с другом не конкурируют, каждая разрабатывает свои лекала. Настя Ефремова шьёт добротные классические вещи, но на молодых и модные — размеры самые ходовые, то есть самые маленькие. Галина Голованова-Плохая любит практичную одежду с изящной ручной отделкой: в такой можно «пробегать» весь день, не забывая о собственной женственности. Лёля Фёклина делает коллекции для детей — очень трогательные, милые и не такие уж дешёвые. Наталья Нагина шьёт взрослые вещи: по стилю это тонкий городской минимализм, в котором многое построено на игре фактур, работе с необычными тканями. Катя Логиненко тешит романтические наклонности своих клиенток — многие с удовольствием покупают её платья и юбки из сетки. Есть и более практичные вещи, но печать обыденности на них как-то не ложится.

Продавцами девочки работают сами — посменно. Тут же, на месте, наблюдают за своими клиентами и их предпочтениями, делая далеко идущие выводы и правя лекала. Если кто-то влюбился в вещь, а размера своего не нашёл — сошьют специально для влюблённого. И даже с меньшим накалом страстей всё равно пойдут навстречу. Подумывают об общем производстве, но это дело будущего: «Эта площадка — стартовая. Как дальше пойдёт, останемся ли мы вместе или будем делать самостоятельный бренд, каждый решит сам. Как в «девичьих» группах: сначала поют всей командой, потом делают сольную карьеру», — озвучивает Катя Логиненко мысль, как нам кажется, общую.

Получилась ли золотая середина между мечтами дизайнерской юности и естественным желанием зарабатывать и расти? Пока да. Вещи в Polytop достаточно интересные, дела идут неплохо, зреют «экспансионистские планы» — нужны новые места в Перми, и вообще было бы неплохо выйти за пределы родного города. Вот тут, пожалуй, остановимся. Эту границу пермские дизайнеры, признанные в своём городе, ещё не пересекали всерьёз и надолго.

Алиса Филичкина

Что и говорить, фамилия у Алисы весьма известная в мире пермской моды. Хорошо это или плохо, не знаем. Алиса выросла в мире дизайна, ей там знакомо всё. Она может «левой пяткой» за несколько минут сделать то, над чем другие корпят долгие часы. И сделать очень талантливо. Врождённое чувство стиля вылилось сначала в работу стилиста: Алисины фотосессии украшали журнал «Горчица». Но она считала, что это не творчество никакое и не самовыражение, а заработок. Хотела серьёзнее заняться дизайном одежды. Занялась. Победила на фестивале «Красное платье» в паре с создателем авторских украшений Александрой Букриной (Sasha Stern). Ещё была коллекция «Хлоя» — неожиданная, фантазийная, остро романтичная. Она-то и дала представление об Алисе как о модельере.

Сейчас девушка делает коллекции — небольшие, но минимум пять раз в год. Шьёт одежду на заказ, занимается организацией ярмарки Red market. И сама ездит на дизайнерские ярмарки в Москву, Екатеринбург. Мы застали Алису в состоянии «раздумий и сомнений, на перепутье и в исканиях». Потому что реальность российского дизайна вносит коррективы. Алису в сложившемся порядке вещей многое не устраивает. Разрыв между желанием делать что-то яркое, дерзкое и необходимостью шить хорошо продаваемые, несложные модели переживается довольно остро.

«Red market задал концепцию того, что я сейчас произвожу, — рассказывает Алиса. — Это довольно спонтанные и быстрые коллекции, которые не чужды мне, — такую одежду я бы и сама носила, она мне приятна, но в ней нет творческого отражения, как в «Хлое», например. Если я продаю вещь в магазине, понимаю, что придётся её тиражировать, а мне не хочется занимать нишу масс-маркета. Я не понимаю, как живут люди, которые считают себя дизайнерами, и шитьё одежды — их единственный доход. Как они выживают?»

Коллекции Alisa Filichkina небольшие, и одна вытекает из другой: «Если к осени я сшила комбинезоны, то зимой добавлю к ним какие-то классические вещи, платья в этой стилистике». Их можно увидеть не только в соцсетях и на ярмарках, но и в бутике Polytop. Сочетание фактур — главное в стиле Алисы: «Я люблю простой крой, на самом деле. Мне интереснее работать с отделкой — с помощью фурнитуры сочетать в одной вещи классику и спорт. При этом выглядеть такая одежда будет вполне классически, не суперавангардно». Зато нескучно, добавим мы.

Алиса не отказывается от индивидуальных заказов, таких, например, как свадебные, вечерние, выпускные платья: «В этой работе есть что-то приятное и волшебное. Ко мне ходят несколько постоянных клиентов. Они могут себе позволить покупать в хороших магазинах, но им хочется чего-то другого — люди сегодня понимают цену индивидуальности». Ещё клиент идёт за качеством: «Кто-то жалуется на громкие бренды — покупаешь «прославленную» вещь, а ведёт она себя просто неприлично. Тогда проще сшить у меня — здесь с качеством всё понятно и надёжно».

Сейчас Алиса мечтает работать с театром: «То, что происходит в нашем оперном театре в последние годы — это и есть настоящая культурная революция, и мне бы очень хотелось в ней поучаствовать».

Алексей Салахов

В пермском дизайне есть и мужские лица. Это тем более интересно, что Алексей Салахов шьёт как на женщин (причём любит гламурные, сверхженственные наряды), так и на мужчин. Вот тут уже он предпочитает классику: иногда совсем классику, а порой яркую и остроумную, как одна из его коллекций на последнем фестивале «Высокий сезон».

«Я себя позиционирую как дизайнер, который может делать и мужскую одежду. Да, мне нравится шить платья — свадебные, вечерние, концертные. Очень хорошо получаются корсеты, их часто мне заказывают. Но так же часто ко мне приходят вполне солидные люди и заказывают пиджаки. Признаются, что искали хорошую вещь в разных местах города, но устроило их в конце концов то, что делаю я».

То, чем занимается Алексей, ближе всего к старой традиции портновского индивидуального шитья, из которого выросло искусство «от кутюр». У молодого дизайнера много заказов, своя мастерская — он арендует помещения во Дворце Ленина: «Работаю с семи утра до девяти вечера. Ко мне обращается очень много людей — я шью для театров, делаю парики. Отшиваю коллекции для других дизайнеров и создаю собственные». Шитьё чужих коллекций, кстати, неплохой заработок. А в шитье Алексей знает толк, потому что занимается этим с 14 лет и первые опыты были самостоятельными, по книжкам. Потом был 54-й лицей, директор которого прямо сказала начинающему модельеру, что без знания ремесла, технологий, без умения шить и кроить в моде он ничего не добьётся.

Одежду от Алексея Салахова можно купить в магазинах DressUp — их несколько в Закамске. Но модельер предпочитает лично встречаться со своими заказчиками: круг клиентов сложился, появляются новые лица. Вся реклама из уст в уста. Недавно был большой показ во Дворце Ленина — пришло 500 человек. Теперь Алексей хочет устраивать подобные «творческие вечера» вместе с другими дизайнерами.

Алексея приглашали в дом Юдашкина, но из Перми он не уехал: «Меня хотели взять технологом — воплощать чужие идеи в жизнь. Не хочу быть наёмным работником. Работая на кого-то другого, я не смогу отстаивать свою позицию, своё мировоззрение».

За всё время нашего интервью Алексей ни разу не пожаловался на суровые местные и российские реалии. Он нашёл себя в этом городе, ни от кого не зависит, твёрдо стоит на ногах в той нише портновского искусства, которую выбрал: «Я не считаю, что упор на работу с индивидуальными заказами — это плохо. Люблю свою работу, мне нравится шить для заказчиков — в принципе не лень этим заниматься. И бросать это, уходить в массовый дизайн, я не собираюсь».

Фото предоставлены героями публикации

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться