«РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НУЖДАЕТСЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ»

Поделиться

Как показал рейтинг аудиторских компаний России, опубликованный «Эксперт РА» по итогам 2003 года, рынок аудиторских услуг вырос за последний год на 41%. Характерным признаком нынешнего рейтинга признан тот факт, что в нем появилось 20 новых компаний. Это является крайне высоким показателем для рынка аудита и характеризуется как агрессивная политика средних аудиторских фирм.

Новые характеристики появились у потенциальных клиентов аудиторских компаний. Портрет среднестатистического клиента

аудиторской фирмы, как мне кажется, выглядит следующим образом: это успешная, динамично развивающаяся компания, которая подпадает под обязательный аудит по своим оборотам; компанией руководит команда специалистов, каждый из которых ориентирован на достижение конкретного результата; собственники компании, вложив деньги в бизнес, нацелены

на эффективность использования этих средств.

В Правительстве РФ в настоящее время находится проект изменений к закону РФ «Об аудиторской деятельности».

Главная сенсация законопроекта - отмена лицензирования аудита с 1 января 2006 года. Лицензирование заменяется обязательным членством в одной из семи аккредитованных при Минфине саморегулируемых организаций (СРО). Именно они берут на себя функции по контролю качества аудиторской деятельности, а также аттестации и обучению аудиторов. Авторы нового закона предлагают сформировать трехуровневую структуру регулирования аудита. Она должна состоять из государства, негосударственного института (единой общероссийской организации, которая будет координировать деятельность СРО) и собственно СРО.

Таким образом, рынок аудита будет регулироваться самими аудиторами. Ну и, кроме того, если говорить о факторах, влияющих на регулирование рынка аудита, то он напрямую зависит от того, насколько стабильно себя чувствует российская экономика. Стабильность экономики гарантирует устойчивость рынка аудита. Принимая во внимание стабильный рост российской экономики и усиливающуюся интеграцию России в международный рынок, считаю, что важным шагом на пути развития рынка аудиторских услуг является настоятельная необходимость времени - предоставление российскими предприятиями отчетности, составленной по международным стадартам.

Как и во всем мире, требование прозрачности компании имеет в своей основе более глубокую экономическую причину, нежели призыв быть честным. И причина эта - необходимая стабилизация и предсказуемость рынка. Рассуждения о том, что рынок должен быть свободным и предоставленным самому себе, на сегодня являются «днем вчерашним». Бесконтрольные и нерегулируемые рыночные силы - вещь слишком опасная, которая может проявиться в мгновенном обнищании большого количества людей, например, держателей акций какого-либо обанкротившегося акционерного общества. На страже защиты интересов собственников, инвесторов, государства и иных пользователей финансовой отчетности и стоят аудиторы.

Аудиторские компании в новых условиях должны стать еще более независимыми, компетентными и ответственными. Рост требований - это и рост возможностей, рост опыта, концентрация лучшей практики. Считаю, что освоение новых рынков оказания

аудиторских услуг, а именно рынка аудита отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО, - это и есть основная перемена в деятельности аудиторских организаций на ближайшую перспективу.

К сожалению, на сложившемся рынке аудиторских услуг существуют явления «черного аудита», хотя я не отношусь к ним как к проблеме. Уважающий себя пользователь финансовой информации никогда не допустит, чтобы ему предоставили информацию, подтвержденную аудитором «за три рубля». Все мы прекрасно понимаем, что дешево - не всегда хорошо. В связи с тем, что требования законодательства по качеству предоставляемых аудиторами услуг растут с каждым годом, думаю, что недалек тот день, когда аудиторским фирмам, занимающимся таким недостойным делом, будет просто нечего делать.

Что касается экспансии москвичей на региональные рынки, то она началась не сегодня и даже не вчера. Но эта ситуация, мне думается, дает возможность клиентам выбрать наиболее интересного для них партнера. А для региональных аудиторских компаний - это возможность совершенствоваться, так как конкурентов нужно любить, они делают нас лучше.

Если говорить о деятельности саморегулируемых организаций, то я думаю, что в данном случае речь должна идти об аккредитованных при Министерстве финансов общественных профессиональных объединениях, то есть объединениях, отвечающих определенным требованиям и признанным на государственном уровне. Сейчас

их семь: Национальная федерация консультантов и аудиторов (НФКА), Российская коллегия

аудиторов (РКА), Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Институт профессиональных аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Институт профессиональных бухгалтеров России.

Я с 1996 года представляю на территории Пермской области Российскую коллегию аудиторов, которая в настоящий момент объединяет более 1200 членов - аттестованных аудиторов и представлена в 54 регионах России. РКА является членом двух международных организаций: Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов (с июня 1999 года) и Международной федерации бухгалтеров (с июня 2000 года). Кроме того, я избрана управляющей по Уральскому региону Национальной федерации консультантов и аудиторов (НФКА), членами которой в целом по России являются более 350 аудиторских организаций.

Таким образом, мой стаж профессиональной общественной деятельности исчисляется почти десятилетием. Поэтому с полной уверенностью могу сказать, что значимость профессиональных общественных объединений невозможно переоценить, так как именно они являются носителями философии аудита. Именно общественные организации и, в частности, РКА и НФКА принимали самое активное участие в разработке закона РФ «Об аудиторской деятельности», который фактически дал возможность аудиторам работать в установленном правовом пространстве.

Сейчас идет работа над концепцией и написанием методик проведения внешних проверок по контролю качества аудита аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями. Если учесть, что в большинстве случаев работа строится на энтузиазме профессионалов, то именно аудиторские сообщества стали центром работы по формированию основополагающих идей законодательства по аудиту.

Тот факт, что сейчас функция контроля качества аудиторов будет передана в руки самих профессионалов, с моей точки зрения, очень показателен и разумен. Имеются, на мой взгляд, два наиболее понятных аргумента, почему это происходит. У общественного объединения хватит сил для того, чтобы контролировать членов общественного объединения с наиболее оптимальной периодичностью, чего нельзя сказать сейчас о структуре Министерства финансов, занимающейся вопросом контроля качества аудита. Общественное объединение в состоянии привлечь к проверке специалистов высочайшего класса, профессионально занимающихся аудитом и владеющих самыми тонкими нюансами профессии.

Думаю, что роль профессиональных объединений невозможно переоценить. Это не только контроль качества услуг, но и формирование общественного мнения о профессии. Это и информационное обеспечение аудиторов, и выработка единых подходов и международных стандартов оказания услуг. Кроме того, это просто тусовка профессионалов, на которой можно пообщаться с единомышленниками.

Уверена, что роль общественных профессиональных объединений год от года будет расти, так как рынок аудиторских услуг нуждается в цивилизованном регулировании.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться