АУДИТ- ЭТО КОНСЕРВАТИВНЫЙ БИЗНЕС
Он под силу только энтузиастам, счастливого стечения обстоятельств недостаточно
Он под силу только энтузиастам, счастливого стечения обстоятельств недостаточно
Вадим СОЛТАЕВ, директор компании «Аваль»
Неплохо было бы определиться с тем, что включать в понятие «рынок» аудиторских услуг. Если говорить только об аудите, то, скорее всего, никаких особых перемен ожидать не стоит. Имею в виду, что «в натуральном выражении» объем аудита останется прежним. Что же касается объема «в денежном выражении», то существующая практика конкурсного отбора усилиями демпингующих компаний существенно обесценивает аудиторские услуги, и, соответственно, объем рынка упал. Если в понятие рынок аудиторских услуг включать и консультационные услуги, то здесь наблюдается явный рост.
Консолидация аудиторских компаний в крупные сети объективно грядет в аудите серьезном - аудите крупных компаний. Удел остальных - инициативный аудит малого бизнеса. Хотя это, наверное, тоже рынок, только очень маленький. Говоря аудиторскими терминами, несущественный.
Если говорить о работе пермских аудиторов в смысле перехода на международные стандарты финансовой отчетности, никаких изменений объективно нет. Кто из пермских предприятий перешел на МСФО? Несколько крупнейших, которых проверяют либо международные компании, либо московские. Для остальных в лучшем случае это далекая перспектива, а скорее всего, вообще никакая. Соответственно, и для пермских аудиторов МСФО представляют исключительно академический интерес, а все разговоры на тему активной подготовки к такой работе - просто упражнения в придании значимости себе в своих же глазах.
Для крупнейших московских компаний это уже почти реальность. Этому способствуют несколько обстоятельств. Первое - интеграция России в мировую экономику (усилия, направленные на вступление в ВТО, дают основание полагать, что это событие не за горами). И второе - на фоне скандалов вокруг крупнейших международных аудиторских компаний растет интерес к российским, правда, опять же хочу отметить,- крупнейшим.
Про «черный аудит» говорить сложно. Уж не знаю, кто сейчас-то пользуется услугами таких аудиторов. А вот «серый» - некачественный (читай: не соответствующий требованиям аудиторских стандартов) и дешевый - это реальная проблема, которая препятствует не только развитию серьезных компаний, но и убивает профессиональный престиж профессии, ее значимость и, как следствие, превращает аудит из необходимого элемента предпринимательства в неизбежное зло, которое каждое предприятие старается перенести «наименьшей ценой».
Объективно саморегулируемые объединения аудиторов нужны, и важность их сложно переоценить. Но, как и во всей экономике, все самое важное и значительное делается на федеральном уровне. В регионах, по крайней мере в нашем, саморегулируемые объединения никак себя не проявляют. Будем надеяться, что это не навсегда.
Лариса АЛИНА,директор компании «Актив»
Проблема демпинга на рынке аудиторских услуг действительно существует: слабо развивающиеся
аудиторские фирмы часто демпингуют, чтобы как-то продержаться на рынке.
Уважающие себя аудиторы стараются держать цены, хотя и у них иногда наблюдается снижение стоимости услуг. К примеру, с целью «завоевания» клиента в перспективе. Они рассчитывают, что клиент, понаблюдав за работой фирмы в течение года, согласится работать с ней в дальнейшем на более жестких ценовых условиях.
Существует и второй вариант: компания заключает демпинговый договор на аудит, а в процессе работы клиент, довольный тем, что аудиторы работать умеют и являются хорошими помощниками бухгалтерам, встает на консультационное обслуживание за дополнительное вознаграждение.
Случается и такое, что аудиторская фирма берется за обслуживание на дешевых условиях только для того, чтобы пополнить перечень своих престижных клиентов, исключительно ради имиджа. И, согласитесь, сложно кого-то за это обвинять.
Несколько лет назад в Перми поднимался вопрос об установлении некой ценовой планки среди аудиторских организаций. Но, естественно, и тогда, и сейчас это было и остается нереальным условием, по крайней мере, на данном этапе развития в рамках регламентирующего нашу деятельность законодательства.
Таким образом, демпинг есть и пока будет. К тому же отношение некоторых собственников и руководителей предприятий (в основном, конечно, среднего звена) к аудиту основывается на принципе «чем дешевле, тем лучше». А как на самом деле обстоят дела внутри отчетности, их либо вообще не интересует, либо интересует, но они не доверяют аудиторам. Либо они и сами знают о своих проблемах. А это опять же позволяет держаться на плаву мелким аудиторским компаниям, которые не особенно и желают «упираться», стремиться к качеству оказываемых услуг.
Об аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях могу сказать следующее. Являясь действительным членом некоммерческого партнерства «Институт профессиональных аудиторов» (ИПАР), мы ощущаем поддержку. Конечно, всегда хочется больше и лучше. Но эффект налицо и сейчас. Даже если взять вопрос участия в конкурсах среди уполномоченных администрацией Пермской области аудиторских организаций на проведение общего аудита предприятий (коей «Актив» также является). В частности, на одном из собраний местного отделения ИПАР бурно обсуждался вопрос о причинах (в основном, конечно, формальных), которые могут привести к отрицательному результату в ходе проведения подобных конкурсов. Все семь аудиторских организаций, входящих в состав ИПАРа, по-моему, остались совершенно удовлетворены, получив полезную информацию для ведения бизнеса. Сегодня информация - одна из важных составляющих бизнеса, а ИПАР в какой-то мере является ее источником.
Геннадий КОРЕНЕВ,генеральный директор компании «БАТ-Аудит»
Отвечая на вопрос о тенденциях, наблюдающихся на рынке, нужно выделить ряд отдельных сегментов аудиторской деятельности, которые будут подвергаться изменениям.
Во-первых, организация и регулирование аудиторской деятельности в России. В ряде изданий была опубликована информация о возможном прекращении лицензирования аудиторской деятельности с 2006 года. Также сообщалось, что все государственное регулирование аудиторской деятельности прекращается, и регулирование будет осуществляться только профессиональными аудиторскими организациями.
В данный момент госрегулирование аудиторской деятельности предусмотрено законом, поэтому для изменения как роли государства, так и роли аудиторских объединений в вопросах регулирования необходимо внесение изменений в действующее законодательство. Сейчас, например, в законе не предусмотрено обязательного членства аудиторов в профессиональных объединениях.
Во-вторых, внедрение в аудиторскую практику международных стандартов аудита. Здесь можно сказать, что эта работа уже начата с введением в 2002-2003 годах ряда федеральных правил (стандартов), разработанных с учетом международных стандартов, а с переходом на составление финансовой отчетности организаций на МСФО роль международных стандартов аудита будет только возрастать.
И, наконец, вопросы ответственности
аудиторской организации за составленное ею аудиторское заключение. Проблему обострили известные события последних лет, когда при банкротстве ряда крупных международных корпораций прозвучали обвинения в адрес аудиторов этих компаний, которые, возможно, знали о реальном состоянии дел в компаниях, но заверяли их искаженную отчетность без существенных замечаний.
Сегодня законом предусмотрена ответственность аудитора за составление заведомо ложного заключения в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Однако, как мы говорили выше, в случае, если лицензирование аудиторской деятельности будет отменено, положения закона об ответственности потребуют пересмотра.
На сегодняшний день в России нет законодательной базы для всеобщего внедрения МСФО. В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект «О консолидированной финансовой отчетности». Предполагается, что в нем будут закреплены несколько новых норм: обязательность составления такой отчетности группами взаимосвязанных организаций; формирование ее по МСФО; обязательный аудит; прохождение аттестации по МСФО бухгалтерами и аудиторами.
Кроме того, одна из главных проблем внедрения МСФО в России - недостаток квалифицированных аудиторских кадров, способных подтвердить отчетность, составленную по международным стандартам (в регионах эта проблема носит более острый характер). Надеемся, что аудиторская кадровая проблема разрешится с введением национальной квалификации аудитора по МСФО. По имеющейся информации, в Минфине РФ уже разработан примерный план работы по введению квалификационного аттестата аудитора в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.
В настоящее время каждая аудиторская компания решает эту кадровую проблему в инициативном порядке. Так, ряд сотрудников нашей фирмы в течение 2002-2003 годов прошел двухгодичное обучение по программе «Бухгалтерский учет в международном стандарте», курс Института IAB/IFA (Великобритания).
Что касается проблемы демпинга, то если под термином «черный аудит» понимается выдача аудитором официального аудиторского заключения без проведения проверки, то такая проблема существует. Законом предусмотрены случаи, когда в организации должен проводиться обязательный аудит, и некоторые, главным образом, небольшие предприятия, «случайно» попав под обязательный аудит по показателю выручки от реализации или величины активов баланса, в то же время не хотят проведения настоящей аудиторской проверки.
Эта проблема негативно сказывается на всем аудиторском сообществе, поскольку у некоторых предприятий подобный подход складывается в многолетнюю практику.
Институт аккредитованных общественных профессиональных организаций введен федеральным законом об аудиторской деятельности. В этой связи мне видится, что профессиональным аудиторским организациям отводится роль заинтересованных групп, которая должна состоять в сведении к единому знаменателю интересов всех сторон аудиторского процесса и последующего представления этих интересов в федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Также очень важной функцией является проверочная деятельность по контролю качества работы аудиторских организаций. Здесь очевидна польза не только для аудиторов, но и для их клиентов.
Наша фирма является членом Национальной федерации консультантов и аудиторов РФ - одной из крупнейших в России аудиторских профессиональных организаций, объединяющей в своих рядах более 450 аудиторских компаний.
Юлия ВАВИЛОВА, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Алер»
Наиболее важным я считаю набирающий обороты процесс саморегулирования аудиторской деятельности. Идут активные переговорные процессы между представителями семи аккредитованных при Министерстве финансов аудиторских объединений по вхождению в ту или иную саморегулируемую организацию.
Процесс этот весьма непрост. Каждая из организаций активно представлена на рынке аудита своими компаниями, каждая имеет исторический опыт и интеллектуальные наработки. И необходимо объединить все лучшее, что было создано за годы существования аудита в России, во благо всех аудиторов и пользователей их услуг.
Принципиальное решение об объединении достигнуто. Сейчас на повестке дня - проработка механизма объединения и его реализация.
Параллельно с этим происходят большие изменения и в сфере государственного регулирования аудита: департамент по регулированию аудита входит теперь в Федеральную службу по регулированию финансовых рынков, у которой новый начальник - Олег Вьюгин, подчиненный непосредственно премьер-министру, известный как весьма квалифицированный в этих вопросах и авторитетный специалист.
Да и у аудиторов, по предварительным данным, появился новый «начальник» - руководитель департамента регулирования аудита - партнер аудиторской компании «ПрайсУотерхаусКуперс» г-н Шнейдман. Назначение знаковое. С одной стороны - профессионал высокого класса и известный всей стране специалист, с другой стороны - представитель иностранного аудитора, прямого конкурента ведущих российских аудиторских компаний. Хорошо это или плохо, пока трудно сказать.
В свете широко обсуждаемых вопросов передачи значительной части полномочий по регулированию аудита общественным саморегулируемым организациям, значение государственного контроля будет уменьшаться. В то же время - готовы ли аудиторы сами себя контролировать? По нашему мнению, пока нет.
Не создана стройная система контроля над профессиональной деятельностью ни в одном объединении как с позиции формализации процесса учета членов и надзора за выполнением лицензионных требований, так и контроля качества их работы.
Не созданы в полном объеме стандарты аудиторской деятельности, нет единых стандартов контроля качества, команды профессионалов-экспертов или контролеров качества, они еще только формируются в каждом объединении на свой лад. Но мы движемся навстречу друг другу в части унификации требований к качеству аудита и процедурам проверки.
Когда я говорю «мы», имеется в виду определенное количество аудиторских организаций, которые участвуют в формировании саморегулирования. Но их немного. Эти фирмы уже прошли контроль качества, они участвуют и побеждают в конкурсах. Большинство же аудиторских компаний довольно пассивны в общественной жизни.
С другой стороны, профобъединения пока не готовы в массовом масштабе отвечать за качество деятельности всех своих членов. Это противоречие и предполагается устранять в ближайшее время путем принятия регулирующих законодательных актов.
А что же пользователи? Что ждет их? Ужесточение мер по контролю за проведением обязательного аудита. Подготовлены поправки в Административный кодекс, значительно увеличивающий размер штрафа, налагаемого на фирму и руководителя за отсутствие обязательной аудиторской проверки.
С другой стороны, предстоит поменять само отношение предприятий к аудиту. Хороший качественный аудит должен стоить соответственно. Рекомендуемые расценки профессиональных сообществ для своих членов: 40 у. е. за один час работы специалистов в московских и питерских фирмах, 20 у. е. - в региональных. Эти цены совершенно обоснованны, так как в их основу положены расчеты затрат, объективно необходимых в аудиторской фирме, предоставляющей качественный аудит и работающей открыто без каких-либо схем, при средней норме рентабельности.
А теперь посмотрим, как в реальной жизни. Открывая сайт бывшего Министерства имущественных отношений, можно получить информацию о результатах конкурсов на проведение аудита федеральных унитарных предприятий. Примерный расчет показывает, что цена за час аудиторской работы может опускаться до 2 у. е., следовательно, либо этот аудит - профанация, либо он не будет проводиться вообще.
Аудиторский сезон прошлого года можно называть «отрезвляющим» для ведущих компаний. Довольно долго мы жили в определенном мире распределенной клиентуры, только жаловались на то, что небольшие компании, выдающие аудиторские заключения по минимальной цене без проведения аудита, дискредитируют профессию. Последний год позволил этим компаниям не только не уйти с рынка, чего, может быть, хотели инициаторы постановления Правительства РФ №409-р, но и наоборот, расцвести пышным цветом. И против них пока ничего не сделать.
Если клиент не хочет тратить деньги на аудит или показывать свою отчетность кому-либо, он будет заказывать «черный аудит». Соответственно, такие аудиторы будут на рынке. Только не хотелось бы, чтобы государственные предприятия в массовом масштабе заказывали аудит «по-черному».
Анатолий СПЕРАНСКИЙ, директор аудиторской фирмы «АРС-аудит»
Безусловно, рынок во многом зависит от востребованности обществом услуг аудиторов, которые можно поделить на три следующие части: обязательный аудит, инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги. Эти части развиваются неодинаково. Поэтому выручка от обязательного аудита снижается, а от инициативного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг растет.
Такая ситуация негативно отражается на финансовом положении в первую очередь средних и мелких аудиторских организаций, специализирующихся на обязательном аудите и не имеющих достаточного числа квалифицированных специалистов для проведения по техническим заданиям клиентов инициативного аудита или оказания аудиторских услуг.
Аудиторским компаниям целесообразно прежде всего обратить внимание на назревшую проблему реорганизации системы обязательного повышения квалификации аудиторов.
Те аудиторские компании, которые уже работают с предприятиями, перешедшими на МСФО, конечно же, изменяют свой обычный режим работы, так как требования совершенно другие. Поскольку уже начиная с отчетности за 2004 год на ее формирование по МСФО, по данным Минэкономразвития России, перейдут около 2 тыс. крупнейших организаций. В дальнейшем этот процесс, вероятно, ускорится.
Как я понимаю, проблема «черного аудита» есть, но это небольшой процент. А демпинг существует, особенно это видно на конкурсах по отбору аудиторских организаций по обязательному аудиту федеральных предприятий. Ну и без конкурса демпинга хватает, хотя его стало меньше, чем года три назад.
Саморегулируемые организации, думаю, нужны. Их цель - поддержание квалифицированного рынка аудиторских услуг, отстраивание механизма контроля выполнения требований федерального закона «Об аудиторской деятельности» и защита интересов компаний, которые непосредственно входят в эти некоммерческие партнерства.
Сергей ВОРОНОВ, директор «Пермской аудиторской палаты»
Сегодня перед аудиторским сообществом стоит задача - обеспечение качества аудита. Рынок аудиторских услуг возрос, система контроля качества должна соответствовать этому росту. Прогрессивные участники этого рынка, заинтересованные в планомерном и всестороннем повышении качества, объединяются в профессиональные общественные организации. Именно эти объединения способны сформировать полноценную систему контроля качества. Планка уровня качества в ближайшее время будет поднята выше, и рынок аудиторских услуг вынуждены будут оставить аудиторские фирмы, не способные его обеспечить.
Процесс конкуренции ужесточается с каждым днем. Ряд аудиторских фирм среди путей выживания выбрали демпинговую направленность формирования цены. Но низкие цены не могут обеспечить качество, они могут гарантировать пользователям лишь формальные аудиторские заключения.
Тревожный факт сегодняшнего дня - региональный рынок переполняется заезжими аудиторами, которые, как свидетельствует практика, предлагают крайне низкие цены. При пользовании услугами этих фирм очень высока вероятность получения некачественного аудита. Пермские же компании уже подтвердили свой профессионализм. В частности, в приложении к приказу Минфина России от 12.03.2004 г. №71 среди 57 аудиторских организаций, чьи лицензии на осуществление аудиторской деятельности приостановлены, нет ни одной пермской аудиторской компании.
Высокий уровень услуг может предоставить аудиторская фирма, имеющая аттестованных аудиторов в количестве не менее пяти, причем работающих на постоянной основе. «Черный аудит» часто привлекает к работе недобросовестных аудиторов для отстаивания личных интересов отдельных руководителей предприятий. Кого интересует истина в ведении дел на предприятии, тот выбирает высокое качество, вне зависимости от цены.
Общественные профессиональные организации все больше вовлекаются в процесс регулирования аудиторской деятельности. Прогрессивные участники рынка аудиторских услуг, осознавая свою ответственность перед обществом, не первый год являются членами профессиональных объединений, которые сегодня уже аккредитованы при Минфине России.
Объединение аудиторов необходимо для планомерного и всестороннего повышения качества аудиторских услуг, проведения работы по снижению демпинговой направленности в аудите, формирования общих методологий контроля качества и методологической базы в целом. Силами аудиторских общественных организаций необходимо укрепить в сознании людей понимание того, что аудит проводится в интересах собственников, включая рядовых акционеров.
Что касается характера работы, то в настоящее время, учитывая стадию перехода на международные стандарты финансовой отчетности, аудиторские организации должны корректировать планы обучения и переподготовки аудиторских кадров. В целом переход на МСФО требует изменения нормативной базы по различным вопросам организации аудиторских проверок, разработки, апробации и внедрения новых внутренних стандартов.
Майя СЫРОПЯТОВА, коммерческий директор фирмы «Аудит-Контракт»
На сегодняшний день существует много разнообразных аудиторских объединений. Но пока не слишком ясно, что все-таки дает аудиторской организации подобное объединение, кроме почетного звания его участника.
Компания «Аудит-Контракт» вступила бы в такую организацию, которая была бы сформирована по территориальному принципу с целью защиты местных аудиторских компаний от жесткой конкуренции со стороны иногородних фирм. Хотя, очевидно, что у клиента есть право выбора. Что еще может дать такая ассоциация аудиторским фирмам? В информационном плане аудиторы сегодня являются самодостаточными. На ценообразование саморегулирующаяся организация также повлиять вряд ли сможет...
Проблему отсечения мелких аудиторских фирм с низким качеством предоставляемых услуг, на мой взгляд, более эффективно можно решить на законодательном, нормативном уровне. То же самое можно сказать и в отношении вопросов аттестации, введения внутренних корпоративных стандартов. Как пример - законодательное требование к аудиторским компаниям иметь в своем штате не менее пяти аттестованных специалистов. Тем самым практически была искоренена практика, когда аудитор - частный предприниматель - мог выдавать фиктивное заключение за небольшую плату.
Крупные же организации развиваются совершенно по другим принципам. Такие компании, как наша, интересует не однократная выдача аудиторского заключения, а перспективное и взаимовыгодное сотрудничество. Подгонкой же аудиторского заключения под заранее требуемый заказчику результат сейчас заниматься просто невыгодно. Репутация на рынке аудиторских услуг стоит гораздо больше, чем возможная прибыль от подобной сделки, к тому же связанная с риском потерять лицензию.
Кроме того, сегодня наблюдается тенденция, когда заказчиками аудиторских услуг выступают собственники организаций, которым интересно получить реальную информацию о положении дел на их предприятиях. Причем к нам все чаще обращается собственники таких организаций, для которых аудит не является обязательным. Таким образом, на сегодняшний день аудиторские организации - союзники и помощники серьезного бизнеса.
Клара НОРКИНА, финансовый директор фирмы «Аудит-Контракт»
Аудитор никого не наказывает, мы только помогаем, советуем, как исправить те или иные нарушения, предупреждаем об изменениях в законодательстве. В настоящее время рынок аудиторских услуг находится на подъеме. По-прежнему поступает много заказов по законной оптимизации налогообложения. Дело в том, что некоторые предприятия работают по давно сложившимся схемам, не учитывая того, что существуют законные пути уменьшения налогового бремени.
В этом случае квалифицированные специалисты аудиторской организации могут предложить эффективное решение проблемы, применяя свои знания и опыт. «Избежание» налогов - минимизация налоговых обязательств законным использованием налоговых льгот и различных законных «лазеек», существующих в налоговом праве; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою отчетность налоговым органам, ведь скрывать ему нечего - все его действия основаны исключительно на законе.
Это - тактическое решение, которое позволит предприятию решить проблемы налогового учета в краткосрочной перспективе. Но это лишь временный выход. Более надежным вариантом является налоговое планирование, которое подразумевает ориентирование на максимальное использование всех нюансов законодательства с целью оптимизации налоговых платежей.
При этом следует отметить, что налоговое планирование направлено не на постоянное «лавирование» с целью избежать очередных платежей, а на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в интересах предприятия.
Со своей стороны, мы проводим обучающие семинары для бухгалтеров - эта услуга у нас входит в пакет абонентского обслуживания клиентов. При этом мы проверяем предприятия не один раз в год, а работаем как минимум в ежеквартальном режиме. Так что аудиторская деятельность - очень перспективное направление.
Люди уже начинают понимать, что бухгалтерским учетом, налогообложением должны заниматься специалисты. Кстати, на Западе на многих предприятиях уже нет бухгалтеров в штате, а их функции выполняют сторонние профессиональные организации. Подобные виды услуг стали пользоваться спросом и у нас. К примеру, мы своим клиентам предлагаем дистанционное ведение бухгалтерского учета. Предприятие сегодня имеет возможность вообще не заниматься бухгалтерской отчетностью самостоятельно, достаточно лишь раз в неделю предоставлять нам первичные финансовые документы, а отчетность мы сделаем уже сами.
Плюс мы страхуем свои риски. Допустим, если предприятию все-таки придется столкнуться с какими-либо санкциями за неправильное ведение отчетности, то мы берем на себя выполнение требований проверяющих органов.
Не все выдерживают сегодняшний уровень конкуренции. Для нас этот вопрос более чем злободневный, поскольку в ближайшее время мы как раз должны будем принять решение о присоединении к нам другой аудиторской фирмы. Так что можно сказать, что сегодня мы являемся самодостаточной, самостоятельной аудиторской компанией и уверенно смотрим в будущее.
Если со временем появится смысл вступать в какую-либо саморегулирующуюся организацию аудиторов (к примеру, если такое требование будет зафиксировано в законодательстве или это будет необходимо для наших клиентов, для нашего положения на рынке), тогда вступим. А в данный момент обидно, что членство в таких ассоциациях носит довольно формальный характер. Как в профсоюзе.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.