Вероника Даль


Музыка спасёт мир

Благотворительная акция творческой артели «Колос» в Перми длилась целую неделю

Поделиться

За неделю музыканты — Василий Антипов (гитара), Иван Иванов (скрипка) и Ася Сафиханова (флейта) — успели провести серию мастер-классов для одарённых детей, прочесть лекцию «Физика и музыка», рассказать о музыке детям в паллиативном отделении больницы №13 и в детском доме посёлка Рудничное, дать большой заключительный концерт в Институте культуры и провести грандиозный «Универсариум» — научный квест для детей в стенах ПГНИУ.

Музыка спасёт мир

  Константин Долгановский

Масштаб акции тем более удивляет, что мы говорим не о праздных, но увлечённых деятелях, а об активно концертирующих и весьма занятых исполнителях. Они приехали в город после серии концертов в Германии, где Ася Сафиханова совершенствуется в искусстве игры на классической и барочной флейте, а Василий Антипов играет на классической гитаре и занимается теорией музыки. Иван Иванов тоже прервал серию концертов — и вот ребята со своей миссией в Перми.

Конечно, такой большой проект не мог бы состояться без партнёров, друзей и единомышленников. И без готовности города откликнуться на него живо и горячо.

Музыканты с благодарностью и много говорили о работе волонтёров Елены Меченковой и Сергея Ивлева, команды «Дедморозим» — о «двигателях» и «воплотителях» проекта. Организаторы же удивлялись тому, что город, кажется, только и ждал, когда к нему обратятся с предложением «а не спасти ли нам мир музыкой».

«Удивительно, как легко откликались все, к кому мы обращались за помощью и поддержкой. Пермская хоровая капелла с удовольствием предоставила помещение для мастер-классов и с помощью телепроекта «Формула успеха» собрала детей, университет отозвался с великой готовностью на наше предложение устроить игру «Универсариум», и разные факультеты приняли в ней живейшее участие. Институт культуры предоставил зал для концертов», — вспоминает Елена Меченкова.

Сами музыканты такой живой отклик объясняют тем, что «Пермь уже накопила огромный музыкальный потенциал, музыкальная жизнь здесь уже налажена». Однако работы ещё непочатый край, потому что главная цель проекта — подарить классическую музыкальную традицию детям: и музыкально одарённым, и тем, чьи жизненные возможности ограничены болезнью и сиротством.

Как бы ни бурлила музыкальная жизнь в городе, классическая музыка для многих — явление инопланетное и редко встречаемое. Василий Антипов на пресс-конференции рассуждал о «синдроме Маугли» — маленького человека, чей разум и способности всегда будут ограничены тем, чего ему не дали в детстве, чего не услышал и не воспринял его бурно растущий мозг: «С самого раннего детства ребёнок должен быть пусть и пассивным, но наблюдателем сложных процессов, и чем сложнее и интереснее они будут, тем больший калибр приобретает его сознание, и оно готово будет усваивать самые тонкие материи. И даже если он не станет музыкантом, всё равно это сильно скажется на его развитии».

Музыкант собрал огромную коллекцию и привез её в Пермь. Это записи, в которых превосходную музыку исполняют лучшие музыканты на пике своих возможностей. Мысль, которая кому-то может показаться странной, — лечить музыкой — всерьёз захватила музыкантов «Колоса». Поэтому ездили с концертом в паллиативный центр и, как отмечает Василий, «положительный эффект наблюдали сразу».

«Мальчик, который никогда никому не отвечал, просто повторяя два последних слова вопроса, после концерта ответил нам внятно и положительно, когда мы спросили его, понравилась ли музыка. Мы увидели живой человеческий отклик, проблеск сознания», — говорит музыкант.

Так же живо откликались ребята в детском доме посёлка Рудничное. Для них играли живую музыку, рассказывали о ней. Потом подборку записей музыканты оставили врачам больницы и директору детского дома с подробными инструкциями о том, когда и какую музыку ставить.

Что получится из этого эксперимента, пока не вполне научного, покажет время. Если, конечно, всё пройдёт, как задумано, и музыку детям будут включать.

Музыка спасёт мир

  Константин Долгановский

Кто-то сочтёт эксперимент сомнительным, но давайте отнесёмся с пониманием к этой «лирической дерзости». В конце концов, как заметила Ася Сафиханова: «Мы даём инструмент, который может помочь и совершенно точно не может навредить». Сами исполнители готовы поддерживать постоянный контакт с педагогами и врачами и очень хотели бы найти серьёзного исследователя, способного поддержать начинание.

Иван Иванов тоже вынашивает серьезный проект — авторский метод игры на скрипке. «Неправильная игра на скрипке чревата проблемами физическими и психологическими. Остеохондроз, искривление позвоночника, смещение шейных позвонков для тех, кто отучился по классу скрипки и продолжает играть, — знакомые диагнозы… Иногда после серии концертов скрипачи настолько расстраивали здоровье, что готовы были попрощаться с карьерой, — объясняет Иван. — Мы хотим, чтобы наши дети уже завтра стали великими, а это невозможно. И сколько юных вундеркиндов в своём развитии остановились и не пошли дальше».

Ивану кажется, что есть способ избежать всего этого: «В академической стойке игнорируют индивидуальную анатомию человека, а нужно сделать так, чтобы инструмент стал продолжением исполнителя. Не надо выносить его за пределы тела. Мы имеем дело с колоссальным биологическим механизмом, который основан на математических принципах и, соответственно, должен работать настолько точно, насколько точно работает сама природа».

Такой музыкальный «дзен», как ни странно, рождён изучением вполне себе классической традиции — Иван глубоко исследует творчество Паганини, классические трактаты Вивальди, Тартини, Джеминиани. Скрипач осторожно уточняет: «Я не утверждаю, что владею методом Паганини — лишь исследую его». Согласитесь, замах дерзкий. Иван тоже ищет исследователей-медиков, готовых помочь в этом деле.

Ещё одно яркое событие музыкальной благотворительной недели — лекция «Физика в музыке» в ПГНИУ. Началась она нескромно — с «Высокой мессы» Баха, звучавшей в одной из аудиторий. Затем Константин Гаврилов, и. о. декана физического факультета, рассказывал о собственно физической природе звука — несложные, но весьма иллюстративные опыты сделали физику популярной донельзя.

А вот лекция Василия Антипова о том, как работает принцип золотого сечения в музыке, хоть и была очень увлекательной, местами требовала серьёзных умственных усилий. Посему не будем здесь углубляться, заметим только, что природа музыкальной гармонии и волнующих созвучий вполне поддаётся расчётам и исследованиям.

А вот творить по этому принципу нужно всё-таки вооружившись талантом, а не одним знанием. В начале и в конце лекции Василий играл собственные гитарные произведения, так что про талант мы тоже всё поняли.

Весомо прозвучало и выступление известнейшего нейробиолога Эдуарда Коркотяна. Профессор не мог приехать сам, но участвовал в лекции дистанционно. Он поведал уважаемой публике о том, что «природа восприятия музыки находится не в ней самой и не в мозге, а, скорее всего, в ухе, которое её слышит. Мозг же старается угадать следующий звук по принципу его гармоничности, ему приятен ассонанс. И напротив, сопротивляется диссонансному звуку, поскольку не может его предугадать. Если догадка оказывается истинной и мозг предугадал, он получает удовлетворение и эмоциональный отклик».

Поэтому если вы привыкли слушать радио «Шансон», вас неизменно будет пронзать «радость узнавания» одного из трёх аккордов (почти по Аристотелю), и ввергнет в пучину депрессии музыка Моцарта. И наоборот, соответственно. Кто к чему привык.

Поэтому привычки нужно воспитывать, вкус — пестовать, а мир надлежит спасать музыкой. Для того и был организован грандиозный совместный проект артели «Колос» с местными волонтёрами, учебными заведениями.

Завершилась благотворительная неделя большим совместным проектом исполнителей-педагогов и детей, с которыми они проводили мастер-классы, в Институте культуры. Собственно, это был итог большой совместной работы. Но мыслится она сейчас как начало чего-то большего.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться