АЙДА В КИНО!
С 2 по 8 мая в Перми пройдет 5-й фестиваль документального кино «Флаэртина»
С 4 по 8 мая в Перми пройдет 5-й фестиваль документального кино «Флаэртиана»
Павел Печенкин - это «пермский Франческо Петрарка». В современной, так сказать, ипостаси. Возмущаться не надо. Могу доказать.
1. И тот, и другой известны широкой публике вовсе не тем, что каждый из них считает особенно важным в своем творчестве.
Петрарка гордился своими философскими трактатами, а сонеты считал безделицей.
Из всего снятого режиссером Печенкиным наибольший зрительский успех был у игрового фильма «Любимчик». Его посмотрели 5 млн зрителей - показатель хорошего американского блокбастера. Но вы бы слышали, с каким презрением Печенкин отзывается о коммерческом кино и с каким пиететом - о документальном («Это - литература», «Это - эксклюзивная вещь, как картина»...), которое не приносит ему ни особой славы, ни денег!
2. И тот, и другой - антропоцентристы, то есть разными изобразительными средствами говорят об одном и том же: главное - это человек. Все остальное - вокруг него.
Любопытно, что фестиваль документального кино «Флаэртиана», который пройдет в майские праздники в Перми, имеет ту же цель и философию. И даже понятно, почему: Павел Печенкин уже целое десятилетие является главным «мотором» этого мероприятия.
3. И Петрарка, и Печенкин - «люди Ренессанса». Обоим хорошо известно, что такое схоластика. И неважно, средневековая она или социалистическая. Они же (один был, другой является) - люди нового времени.
Жизнь на разломе времен вообще хороша для писателей и кинодокументалистов - много почвы. Но есть и опасность - отсутствие финансирования. Поэтому
4. Оба никогда не отказывались от помощи благодетелей, завороженных их проектами.
Так, три предыдущих «Флаэртианы» были профинансированы в том числе и на деньги Джорджа Сороса.
При этом и Петрарка, и Печенкин достаточно равнодушны к деньгам.
Пермский режиссер до сих пор живет в «хрущевке» и личные деньги тратит в том числе и на «Флаэртиану».
Павел ПЕЧЕНКИН:
- Я не смог бы просто зарабатывать деньги. Это не самое, по-моему, благородное, что можно делать.
Гораздо важнее думать о жизни. Отражать ее. И это будет интересно не только современникам: срок службы кинопленки, как известно, 300 лет, а SD так вообще чуть ли не вечен.
5. Современники отмечали, что Петрарка всегда был щеголевато одет.
Мало того что у Печенкина есть фрак, его еще и отличает безупречный вкус в одежде. Но в этом, наверное, главная заслуга его жены - Ирины Романовской, одного из самых стильных пермских модельеров. (Как-то я у нее шубу шила. Пришла снимать мерку. Ирина меня и спрашивает: «А каково ваше мировоззрение?» Оказывается, шуба лучше получается, если модельер знает мировоззрение заказчика.)
6. И Петрарка, и Печенкин - люди мира.
Петрарка путешествовал из монастыря в монастырь, где раньше кипела интеллектуальная жизнь. Печенкин - с кинофестиваля на кинофестиваль.
Недавно по приглашению Министерства иностранных дел Германии он был на Берлинале, это кинофестиваль категории «А».
Петрарка консультировал правителей.
Печенкин входит в группу по разработке федеральной программы по развитию неигрового кино.
7. И у того, и у другого творчество замешано на христианских ценностях.
Петрарка пытался связать Христа и Цицерона.
Печенкин считает одной из самых важных книг в истории человечества Евангелие. Кроме него, читает в последнее время еще Бердяева и Флоренского.
Дело в том, что сейчас у Печенкина «идефикс» - медиаобразование. Он охотно рассказывает, что это такое. Опубликовать это можно разве что в журнале «Вопросы философии»: Печенкин употребляет выражения вроде «гуманитарные технологии», «аналитический отдел социума», «невербальные коммуникативные процессы» и т. д. Перевожу: фильмы создают среду, которая нуждается в охране от загрязнения и в которой, как в лесу, необходимо учить ориентироваться.
Павел ПЕЧЕНКИН:
- Чему учат на уроках литературы? В конечном итоге - умению понимать жизнь и людей, этическим нормам человеческого общежития. Этому же учат и лучшие кинофильмы. Поэтому представляется, что в будущем уроки медиаобразования будут стоять рядом с уроками литературы. Встает вопрос: что показывать? Конечно, шедевры мирового кино. Но в этой связи необходимо отметить, что игровое кино всегда развивалось как бизнес. Как в любом бизнесе, в его задачи входит максимальное получение прибыли. Поэтому режиссерами игрового кино была изобретена универсальная формула кассового успеха, в основе которой лежит манипулирование базовыми инстинктами, такими как секс, насилие, страх. А что такое документальное кино? Как правило, это отрезок жизни живого героя, сформулированный авторами по законам драматургии. То есть это срез реальной жизни, снятый методом наблюдения. За этим стоят месяцы, а то и годы труда авторов. Документалисты погружены в гущу жизни, их фильмы насыщены фактурой, дышат непридуманной средой. Экран, как увеличительное стекло, приближает, позволяет обратить внимание на детали реальной жизни, в которую погружен сам зритель, часто этого не замечая. Экранное время - это время внутреннего диалога зрителя с авторами и героем фильма.
Документальный фильм как стихи: хочешь - пишешь. Не так уж это и дорого: стоимость одной минуты производства документального фильма в среднем составляет $1 тыс., примерно как два квадратных метра хорошей итальянской плитки. Поэтому документальные фильмы в России производят. И - очень качественные. По крайней мере, урожай наград на международных кинофестивалях у кинодокументалистов гораздо внушительнее, чем у режиссеров, снимающих игровое кино.
Самое удивительное, что в год в России производится 20-30 тыс. документальных фильмов. Внушительная цифра. Однако нет системы проката и - ничего нет. А системы проката нет, потому что для людей, воспитанных в рамках социалистической схоластики, вкус документального кино - это вкус сапожных шнурков. Они к этому привыкли в своем «средневековье». О том, что сейчас документальное кино имеет, условно говоря, вкус дыни, что это особенное удовольствие, мало кто догадывается. Иначе Культурно-деловой центр, где будет проходить основной зрительский, а иногда и конкурсный (на пленке) показ, пришлось бы охранять с конной милицией, а цены на билеты взвинтить до европейских - от 10 до 20 евро за билет.
Мы все равно к этому придем, никуда не денемся, как пришел к этому мир, который мы называем цивилизованным. В Европе проводится ежегодно около 400 фестивалей документального кино. И никто не считает, что это много. Скорее, даже мало: постоянно возрастает тяга к настоящему, к непридуманной жизни, к фильмам, в которых бьется теплая кровь. Но нужны «люди Ренессанса», вроде Печенкина, чтобы нам об этом рассказать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.