Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Обаяние подлинности

Пермский краеведческий музей отметил 125-летие грандиозным форумом на «Пермской ярмарке»

Поделиться

Год назад Форум музеев Пермского края прошёл в качестве эксперимента. Пермский краеведческий музей пригласил коллег из муниципалитетов края собраться в Выставочном центре «Пермская ярмарка», чтобы показать в Перми лучшие экспонаты, а заодно заявить о том, насколько велико, разнообразно и богато прикамское музейное сообщество. Эксперимент удался: за пять дней на мегавыставке побывало 20 тыс. зрителей, и было решено сделать форум ежегодным.

выставка краеведческий музей

Выставка «Поиск утраченных миров» по-новому подаёт артефакты пермского звериного стиля
  Константин Долгановский

Нынче, правда, музейное представительство было не столь полным, но от этого не менее разнообразным. Форум был посвящён 125-летию Пермского краеведческого музея, и именно он стал главным героем экспозиции. Впервые музей показал около 1000 экспонатов из своих запасников, которые никогда не выставлялись на публике. Одна тысяча — это 1/624 часть огромного собрания музея, состоящего из 69 тематических коллекций, поэтому посетителям было на что посмотреть.

Археология и палеонтология, искусство профессиональное и самодеятельное, ремёсла и этнография, нумизматика, филателия… Из каждой коллекции хранители выбрали самое-самое, и на форуме впечатляли одновременно массовость и штучность: ряды прялок, ряды утюгов, стульев и кресел, костюмов и головных уборов, рукописных книг и советских плакатов, радиоприёмников и часов — и при этом хочется рассмотреть каждый экспонат.

Особо отмечены самые первые экспонаты, давшие начало Научно-промышленному музею Перми, такие как восточные сувениры основателя музея — учёного Павла Сюзёва или первые работы камнерезов-анималистов из Орды, созданные в 1910-е годы.

Каждый стенд — открытие. Например, икона XIX века в абсолютно оригинальном окладе, сделанном не из металла, а из кристаллов горного хрусталя и других уральских камней. Иконы, кстати, в экспозиции очень удачно сочетаются с современной графикой Михаила Павлюкевича, а пейзажи пермских художников создают великолепный фон для финифти Людмилы Кравченко, которая на крошечных эмалевых плашках умудряется создавать многофигурные композиции — иллюстрации к книгам или историческим событиям.

Вот ещё открытие, уже другого характера: целый стеллаж деревянных игрушек работы Алексея Вьюгова — тракториста, который в 1988 году вдруг понял, что он художник. А вот — просто целый букет открытий: баннерная фотовыставка, посвящённая уральским немцам. Оказывается, до сих пор совсем недалеко от Перми есть деревни, населённые немцами, которые тщательно берегут традиции — национальные праздники, костюмы, кулинарные рецепты, архитектуру… Этнографические экспедиции во главе с Александром Черных долго и тщательно изучали эту самобытную культуру, а теперь благодаря помощи Гёте-Института представили результаты этой работы.

Результат ещё одной большой работы — экспозиция на втором этаже зала, где Музей пермских древностей собрал лучшие образцы детского творчества, участвовавшие в детской палеонтологической конференции. Здесь есть, например, настенные часы, где 12 делений — это 12 эпох в истории Земли, от архея до кайнозоя. И эти часы идут! Больше всего в этой экспозиции, конечно, рисунков — очень красочных, очень душевных, но не меньше и поделок — всевозможных ящеров: из войлока, картона, бисера, сухих стеблей борщевика и даже из пустых канистр.

выставка краеведческий музей

Детское музейное пространство
  Константин Долгановский

Это не единственный уголок выставки, посвящённый детям. Замечательное игровое пространство создал для Пермского краеведческого музея художник Егор Субботин. Это квартира, где живут три кошки — Валентина, Анатолий и Валериан, и у каждого жильца — свои коллекции: жестяные коробочки из-под сладостей, морские раковины, пуговицы, значки, солдатики, машинки… В этом пространстве множество забавных придумок, например стеллаж для «динозавр-кроссинга»: здесь можно взять поиграть фигурку динозавра, но при этом заменить её собственной, принесённой из дома.

Это примечательное пространство создано не специально для «Пермской ярмарки»: в середине декабря планируется открытие детского музейного центра на ул. Пермской, 78, рядом с «Селенитовой комнатой».

Тема форума «Коллекция как основа музейной деятельности» стала и основной темой деловой программы события. В день открытия форума состоялся круглый стол с участием профессионалов из разных городов России, где вопрос наличия или отсутствия коллекции для успешной музейной деятельности оказался по крайней мере дискуссионным, поскольку участниками приводились примеры успешных музеев, которые не основаны на собрании подлинников. Подобные мнения встречались в штыки консервативно настроенными музейщиками, прежде всего археологами. Но какой бы точки зрения ни придерживались участники дискуссии, все признавали, что настоящая музейная коллекция обладает преимуществом, которое трудно компенсировать мультимедийными презентациями, — обаянием подлинности.

Не обошлось и без скандальчика: активисты — борцы за нравственность — пришли на круглый стол, чтобы высказать представителям музея PERMM обвинения в пропаганде непристойности, но, поскольку поддержки не получили, вынуждены были удалиться, напоследок подсунув пачку «разоблачительных» фотографий представителю Кунсткамеры. Надеялись, видимо, что старейший музей России им посочувствует, но напрасно.

В честь своего юбилея Краеведческий музей подготовил для почётных гостей форума, а прежде всего для себя самого просто роскошный подарок. Книга «Без витрин» может служить образцом и творческой работы с музейной коллекцией, и возможностей современной полиграфии. Лёгкие, увлекательные тексты сочетаются в ней с прекрасными фотографиями и современным дизайном.

Речь в книге идёт об экспонатах «с историей». Здесь и знаменитые экспонаты, такие как епископский посох Стефана Пермского или всеми любимый мамонт, и менее известные, например, лагерные проекты архитектора школы Баухауз Филиппа Тольцинера, коллекция шаманских кукол и погребальных масок северных народов, швейцарские часы пароходчика Любимова, скрипка «Оля», изготовленная уральским мастером-самоучкой, лапти на кокетливом каблучке и многое другое.

Книга создана под руководством лучшего книжного редактора Перми Альмиры Зебзеевой, и это чувствуется.

Краеведческий музей всегда издавал свои каталоги как желанные подарочные книги, но на сей раз решено было отойти от «каталожного» принципа — ради того, чтобы показать, насколько жива коллекция музея, насколько она способна говорить со зрителем.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться