Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Новая надежда «Нового курса»

Ольга Аверкиева представила свой первый «среднеметражный» фильм

Поделиться

Премьера, которая состоялась 9 ноября, собрала неожиданный аншлаг: мест в небольшом зале киноцентра «Премьер» не хватало катастрофически. Съёмочную группу попросили на выход, дабы освободить пространство для тех, кто фильм ещё не видел; зрители помоложе без всяких просьб уступали место тем, кто постарше, а сами устраивались на пуфиках или банкетках, а то и стоя вдоль стенок. Благо, фильм недлинный — 35 минут.

Художественный руководитель студии «Новый курс» Павел Печёнки надеется, что сейчас у «Детского мата» начнётся новая судьба

Фильм недлинный, но для молодого режиссёра Ольги Аверкиевой — большое достижение. До этого она сняла две короткометражки: речь шла о деятельности фонда «Дедморозим» и о гуманитарной миссии писательницы Нины Горлановой, которая занимается арт-терапией с пациентами детского онкоцентра. В обеих десятиминутках главными героями были дети, и стало понятно, что с такими персонажами Ольге, которая не так давно сама была ребёнком, работать интересно и, главное, у неё это получается. Документальные фильмы о детях — это особый жанр, который требует от автора особых качеств характера. Первый «среднеметражный» фильм молодого режиссёра доказал, что у Аверкиевой эти качества есть.

Ольга задумала фильм об одиноком отце, воспитывающем ребёнка, и просто-напросто разместила объявление в интернете: ищу, мол, одинокого папу, который хочет стать героем фильма. Откликнулся Александр Никитин из Перми. Когда разобрались, выяснилось, что ситуация и проще, и сложнее, чем рассчитывала Ольга: мама у ребёнка всё-таки есть, просто родители в разводе. Казалось бы, затея рухнула: мало ли таких семей? Дело-то житейское, стандартный вариант! Но съёмочная группа киностудии «Новый курс» смогла выйти на интересные нюансы, а главное — снять динамичный, живой и вполне художественный фильм, который трогает публику.

«Детский мат» — провокационное название, видимо отчасти благодаря которому на премьеру набежало столько молодёжи, возникло из-за того, что главный герой — семилетний Дима — играет в шахматы. А ещё он занимается музыкой, готовится к поступлению в одну из «элитных» пермских школ и регулярно переезжает от мамы к папе. При всей напряжённости распорядка жизни Дима умудряется быть весёлым, очень непосредственным и незажатым мальчиком.

Но после фильма становится понятно: ребёнок живёт в постоянном стрессе. Камера ненавязчиво, но тщательно фиксирует сплетённые пальчики рук, вспышки агрессии по отношению к сверстникам. У него не просто нет семьи: она, по мнению отца Димы, вовсе и не нужна как таковая; функция женщины — зачать и родить, а дальнейшее — вообще не женское дело, воспитанием мужчины должен заниматься мужчина. И ничего, что папа кормит сына изо дня в день макаронами с кетчупом, зато он серьёзно подходит к его образованию!

Нет, ситуация далека от стандарта, считает Ольга Аверкиева.

Ольга Аверкиева

Ольга Аверкиева

Возможно, она что-то подчеркнула, что-то укрупнила. Имеет право: речь идёт об авторском произведении. Документальный фильм, хотя и называется документальным, на самом деле результат художественного творчества, между реальностью и картинкой на экране всегда стоит личность — режиссёр, и факты, реальность неизбежно через эту личность преломляются. При этом степень авторского участия для каждого фильма своя. В случае с «Детским матом» авторам удалось остаться в тени: после окончания сеанса зрители обсуждали не фильм, а судьбу его героев.

И хотя судьба маленького Димы, конечно, волнует всех, кто видел фильм, поговорить хочется всё же о самом фильме и его авторах.

Ольга Аверкиева поступила в Пермский институт культуры в мастерскую Павла Печёнкина вместе с 10 другими молодыми людьми. До диплома дошли всего пятеро, сегодня двое из них работают в смежных областях (фото, киносценарии), а ещё одна выпускница — Ольга Бадина — трудится на «Новом курсе» режиссёром монтажа. Реально снимает кино одна Аверкиева.

Это немудрено: документальное кино — это не булка с мёдом. Легко там не бывает, требуется упорство гораздо выше среднего и прямо-таки железное терпение. Выдающиеся документалисты на создание одного фильма тратят три, четыре, пять лет. У коллектива «Нового курса» таких возможностей нет — финансы не позволяют, и всё же нужно потратить немало времени, сил, такта и безупречности, чтобы добиться от героев фильма доверия и стать в их доме даже не своим человеком, а чем-то вроде предмета обстановки — чтобы тебя уже совсем не стеснялись.

Аверкиевой это удаётся.

И есть ещё вкус, благодаря которому автор фильма умудряется взять правильный баланс и не свалиться ни в мелодраму, ни в дидактику, ни в «чернуху», выдержать верный тон и сохранить лёгкость повествования.

«Детский мат» продемонстрировал, что у Ольги Аверкиевой уже есть профессиональное мастерство. Она намерена продолжать «детскую» тему — уже есть кое-какие задумки; а художественный руководитель студии «Новый курс» Павел Печёнкин надеется, что сейчас у «Детского мата» начнётся новая судьба — фестивальная.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться