СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО

Поделиться

«Черным юмором с белой отметиной» назвала председатель областного департамента искусства и культуры Ольга Ильиных первоапрельскую погодку. Что ж, с тех пор, как однажды 1 апреля на «Юморине» в Одессе у нее украли кошелек, Ильиных уже никаким апрельским приколам не удивляется. Люди менее закаленные удивлялись тому, что в Перми открылись сразу две юмористические выставки — не альтернативные, а, скорее, взаимодополняющие.

Выставка карикатур–лауреатов второго международного конкурса юмористического рисунка открылась в Пермской государственной художественной галерее.

Вернисаж был забавным. Заместитель директора галереи Нина Казаринова цитировала отзывы из галерейской гостевой книги: «Портрет хороший. Я бы женился» или «Натюрморт хороший. Натощак не оторваться». Прозвучал и знаменитый музейный анекдот об экскурсоводе, который так заговорился, что вместо «Рожь» Шишкина» выговаривал «Шош Рожкина» или «Шиш Рыжкина».

Анекдоты были кстати: ведь тема конкурса карикатур звучала как «Музей и зрители». Художники вволю поиздевались над коллегами и ценителями прекрасного.

Так, постоянному автору «Компаньона» Михаилу Слобожанину не дает покоя образ Джоконды. На одной из его карикатур фотограф командует легендарной красавице «Chees!» — мол, улыбнись пошире, на другой седовласый Леонардо рисует автопортрет на огромном долларе, а Джоконда улыбается издали.

В конкурсе приняли участие художники из полутора десятков стран, включая Аргентину, Бельгию, Югославию, Польшу, Уругвай... А победил пермяк Дмитрий Кононов. На его рисунке толпа черных ворон разглядывает пейзаж с кучей пеньков, а одна белая ворона — «Черный квадрат».

По словам председателя жюри Максима Смагина, редактора журнала «Красная бурда» (Екатеринбург), эта картинка «тонкая, нежная и трогательная».

Вообще, «Черный квадрат» был главным персонажем доброй трети карикатур. Малевич был бы доволен таким неформальным признанием.

Один из спонсоров выставки — ОАО «Сильвинит» — учредило собственные премии за лучший рисунок на тему «Соль земли». Здесь призером стал Алексей Кивокурцев, один из организаторов конкурса. Его заслуги отметила и сеть магазинов «Л’Этуаль», которая сделала виновнику торжества невообразимый подарок: трехлитровый флакон парфюма Burberry for men. Теперь, вероятно, все 10 карикатуристов пермского клуба «Пекари» будут пахнуть одинаково.

Сам же Алексей ужасно волновался и переживал, что галерея предоставила для выставки недостаточно места. Действительно, рисунки на стенах неприлично теснятся, а пришедшие в последний момент замечательные, по словам организатора, работы из Аргентины пришлось прямиком отправить в запасники галереи.

Кстати, все карикатуры на тему «Музей и зритель» после закрытия выставки станут собственностью галереи, а рисунки на тему «Соль земли» перейдут в собственность «Сильвинита».

Почти в полном составе посетители вернисажа в галерее переместились в выставочный зал Культурно–делового центра, где открылась концептуальная ироническая выставка живописи, графики, скульптуры, объектов и инсталляций «12 стульев».

Оказалось, что привычный предмет мебели, будучи увековеченным Ильей Ильфом и Евгением Петровым, стал более чем предметом художественного осмысления. Судя по экспозиции в КДЦ, стул — это всеобъемлющая метафора бытия.

Вот, к примеру, ироническая фотокомпозиция Дмитрия Меркушева «Такова жизнь...»: детский ночной горшочек, затем маленький стульчик, стул побольше, офисное кресло, кресло начальника, домашнее кресло, кресло–каталка и... ночной горшок. Вот так и сиди всю жизнь — от горшка до горшка.

Собственно стульев на выставке оказалось гораздо больше, чем 12. И какие стулья! Особо отличился креативный дуэт Горбунов–Тренихин. Например, стул с зеркальным сидением. Называется объект «Как ты выглядишь с точки зрения стула?»

На ту же тему рассуждает и карикатурист Михаил Слобожанин в своем рисунке «Довольно жестокости! Повернись к стулу лицом!».

Обозначенную в заголовке тему многие художники поняли не буквально. Например, Алексей Кутергин представил серию композиций из стекла «Великий Комбинатор». А организатор выставки Юрий Лапшин вообще счел образ 12 стульев метафорой алчности и создал размашистую инсталляцию, где медведи лезут по лестнице, пытаясь дотянуться до 12 банок с медом, которые свободно раскачиваются при любом прикосновении. Называется инсталляция, натурально, «12 стульев».

Вообще, вся выставка организована как большая инсталляция. Чувствуется, что экспозиционерами на сей раз выступили сами художники. Согласно творческому замыслу, стулья на выставке должны были образовать некую конструкцию, создающую мощный энергетический центр.

Сложно сказать, как насчет центра энергетического, но композиционным центром выставки стал «Тот самый стул» Р. Пономарева. Стул Ильфа и Петрова, на котором они, очевидно, сидели вдвоем.

Вернисаж происходил в режиме «свободного микрофона», соответственно, произошли неожиданности. Карикатурист Евгений Шабалин рассказал историю, которую можно воспринимать как первоапрельскую выдумку, а можно и поверить. Мол, в середине 1970–х годов он распотрошил в поисках клада чешский мягкий стул и был вознагражден находкой двух позолоченных шестеренок. Одну из них он презентовал Юрию Лапшину в виде... серьги, но, поскольку Лапшин не удосужился проколоть ухо, Шабалин приладил шестеренку на ухо шаржу на Лапшина и в таком виде подарил виновнику события, сопроводив красиво упакованным веником вместо букета.

Так грандиозная суперинсталляция завершилась непринужденным хэппенингом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться