«МАСКА», Я ВАС НЕ ЗНАЮ…
Заметки на манжетах
Конкурсное выступление пермского балета на фестивале «Золотая маска» со спектаклем Ballet Imperiale состоялось 3 апреля на сцене театра «Новая опера» в Москве.
Поездка Пермского театра оперы и балета на фестиваль «Золотая маска» с самого начала проходила нервно. Никак не решался вопрос с финансированием гастролей, наконец, областной бюджет и фонд «Жемчужина Урала» «скинулись», чтобы оплатить проезд и проживание для артистов оперы, которые заняты во внеконкурсных спектаклях «Клеопатра» и «Лолита». Аренду площадки взял на себя оргкомитет фестиваля, и не воспользоваться такой возможностью показать нашумевшие спектакли московской публике и критике было просто невозможно.
Неожиданный удар пермякам нанес любимый соратник Денис Мацуев, который, по традиции, должен был исполнять партию фортепиано в Ballet Imperiale. Незадолго до поездки он отказался играть, неубедительно сославшись на слабое здоровье.
История начала попахивать происками и кознями конкурентов. К счастью, заменить Мацуева согласился Павел Нерсесьян, пианист, может, и не хуже, но ни разу не участвовавший в пермском фортепианно–балетном проекте. В Москве артистам балета удалось провести всего одну репетицию с новым пианистом.
В музыкально–артистической среде постоянно циркулировали слухи о том, что судьба балетной «Маски» уже определена: ее должен получить спектакль Большого театра «Светлый ручей» в постановке Алексея Ратманского, которого журналисты уже окрестили «единственным современным российским хореографом».
Наконец, накануне выступления произошел пожар в гостинице «Минск», где разместилась балетная труппа. Никто из артистов не пострадал, уцелел и весь их багаж, однако пришлось провести несколько часов на улице ночью, а затем возвращаться в номера, безобразно пропахшие дымом.
Да к тому же сцена в «Новой опере» оказалась плохо приспособленной для балетных выступлений. Несмотря на все попытки прикрыть линолеумом шершавый пол сцены, покрытие где–то становилось чересчур скользким, где–то, наоборот, таило коварные швы и уступы. И тем не менее...
Судя по многочисленным отзывам, выступление удалось. С восторженными комплиментами вышел на сцену Никита Долгушин. Искреннее признание профессора тем более ценно, что его коллектив — балет Санкт–Петербургской консерватории — является одним из конкурентов пермского коллектива. Одобрительно отозвались Алла Сигалова, Андрис Лиепа.
Среди зрителей были замечены все видные представители «Пермского землячества»: Евгений Сапиро, сенаторы Виктор Добросоцкий, Татьяна Попова и многие другие. В «группу поддержки» вошел и председатель правления фонда «Жемчужина Урала» Вячеслав Логинов.
Среди зрителей был и популярный критик и телеведущий Антон Ваграфтик, который сообщил о своем намерении посетить также и оперные спектакли пермяков.
«Клеопатра» и «Лолита» будут показаны на сцене Театра наций сегодня и завтра. В первой опере солирует Татьяна Полуэктова, во второй — Татьяна Куинджи, и в обеих — Александр Агапов.
Московские критики дружно собираются побывать на спектаклях, о которых так много слышали и читали.
* * *
В декабре Органный зал Пермской филармонии открылся первым международным фестивалем органной музыки. Второй аналогичный фестиваль состоялся без столь громкого повода — просто «в честь весны».
За неделю прошло пять концертов с участием музыкантов из Германии, Польши, Москвы и Перми. Фестиваль открыла немецкая органистка Эльке Фолькер, которая своим энергичным, но легким исполнением опровергла предубеждение против женщин–органисток даже в самой консервативной части публики. Репертуар ее состоял большей частью из абсолютно новых для пермского слушателя произведений. По–новому зазвучали переложенные для органа шестая соната Мендельсона, в оригинале написанная для фортепиано, и «Фантазия» Моцарта, сочиненная вообще–то для... механической шарманки.
Такое репертуарное разнообразие было в русле концепции фестиваля, одной из целей которого было расширение представления об органном репертуаре.
По словам директора Пермской филармонии Рустема Хасанова, девизом события могли бы служить слова «Не только Бах».
* * *
Театр–студия «Код», известная также как детско–подростковая фракция театра «Новая драма», вернулась с 10–го фестиваля детских театров «Калужские театральные каникулы».
Назвать эту поездку успешной было бы слишком скромно, потому что пермяки собрали на этом всероссийском конкурсе восемь дипломов (из 10), в том числе главный приз — за лучший спектакль.
Сценическая композиция «Легенды Земли Пермской» получила также три актерских приза, приз за лучший актерский ансамбль, за костюмы, выполненные в «пермском зверином стиле» (автор — Наталья Шойдопова), и за музыкальное оформление, в создании которого принимал участие Игорь Гольдберг.
В заключение фестиваля спектакль был показан на большой сцене Калужского театра драмы и вдобавок к фестивальным призам завоевал еще и зрительский успех.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.