Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Юрий Борисовец: Ситуация не позволяет принимать хорошие решения

Депутат Законодательного собрания Пермского края рассказал об инициативах, направленных на улучшение инвестиционного климата

Поделиться

Как скажется на экономике и наполнении бюджета изменение подходов к предоставлению льготы по налогу на прибыль в Пермском крае? Почему депутаты Законодательного собрания пошли на этот шаг и каким образом бизнес будут стимулировать к инвестированию после отмены налоговой льготы, рассказал лидер депутатской фракции «Единой России» в краевом парламенте.

Юрий Борисовец

  Константин Долгановский

— Юрий Львович, что больше всего беспокоит депутатский корпус в условиях нестабильной экономической ситуации?

— Наше внимание приковано к двум документам: бюджету на ближайшую трёхлетку, который рассматриваем в декабре во втором чтении, и к поэтапному повышению налога на прибыль.

Раньше закон о налоговых льготах имел адресный характер: преференциями пользовались предприятия, которые инвестировали в развитие своих производств. Затем было принято решение, что закон должен быть един для всех и должен стимулировать развитие Пермского края в целом. Предоставленная льгота была направлена на удержание в регионе крупных налогоплательщиков, чтобы центр прибыли не перемещался в другой регион, а также на привлечение в регион новых инвесторов.

Но со временем стало очевидно, что 4,5% — не та цифра, которая позволяет привлекать и удерживать бизнес на территории региона. Так, за годы использования льготы край потерял несколько крупных налогоплательщиков. Например, «Уралсвязьинформ», «Ависма» перенесли центры прибыли в другие регионы. По моим данным, Сбербанк готовится переместить головной офис в Екатеринбург.

Также периодически у депутатов возникало предложение отменить закон о льготе по налогу на прибыль в связи с бюджетными потерями. Подсчитано, что ежегодно бюджет недополучал около 5—6 млрд руб., а общая сумма потерь с момента введения льготы составляет примерно 70 млрд руб.

— На сентябрьской «пленарке» законотворцы отклонили предложение правительства о поэтапном повышении налога на прибыль, на октябрьской — согласились. Что произошло?

— Ситуация непростая. Принимая законопроект об отмене льготы по налогу на прибыль, мы входим в некий диссонанс с экономикой. Налоговые льготы нужно сокращать во времена подъёма, стабильности, а не на падающей экономике, как сейчас.

Неудивительно, что с первого захода проект был отклонён: он просто отменял льготную ставку налога на прибыль. Правительство внесло необходимые изменения, которые предусматривают поэтапность, и на октябрьской «пленарке» законопроект был одобрен большинством депутатов.

— Ещё до голосования на октябрьской «пленарке» председатель бюджетного комитета Елена Зырянова высказала опасение, что повышение ставки окажется для бюджета незаметным. А чуть раньше об этом же на заседании комитета по экономической политике заявила его председатель Елена Гилязова: в условиях кризиса прибыль предприятий будет закономерно снижаться. Согласитесь с мнением коллег?

— Мои коллеги правы, соглашусь. Существует несколько взглядов на текущий момент. Кто-то считает, что кризиса нет, моё личное мнение — экономика переживает спад. Принципиальное отличие нашего времени от 2008 года в том, что тогда был кризис производства и он прошёл быстро, не дошёл до потребителя, то есть население его практически не почувствовало. Нынешний кризис начался именно с кризиса потребления, именно с населения, и только сейчас предприятия начинают ощущать кризис в виде уменьшения спроса на свою продукцию. Особенно яркое отражение ситуация нашла в строительной отрасли, где практически прекратились сделки на покупку квартир.

Приходится прогнозировать, что прибыль у предприятий будет уменьшаться, и соответствующий налог уже не будет играть важной роли в пополнении бюджета. Поэтому на первое место выходят константы — те же налоги на имущество, землю, НДФЛ.

Но когда на фоне экономической нестабильности для бизнеса вводятся ухудшения, все понимают, что время выбрано не самое лучшее. С другой стороны, ситуация не позволяет принимать хорошие решения. Мы можем выбрать только лучшее из плохих решений.

— Принятые в этом году и вновь принимаемые законы смогут выручить бюджет?

— В непростой ситуации наметилась очень плодотворная работа депутатского корпуса и правительства. Я бы выделил сотрудничество с заместителем председателя правительства Алексеем Чибисовым. Он провёл достаточно много инициатив и согласований, которые позволили принять целый пакет законов о преференциях в налогообложении бизнеса.

Один из законов касается патентной системы. В частности, он предусматривает «налоговые каникулы» на два года для налогоплательщиков, которые ведут деятельность в производственной и социальной сферах и впервые зарегистрированы после вступления в силу закона.

Важную роль должен сыграть закон о специальном инвестиционном контракте. В его рамках будет установлена ставка налога на имущество в размере 0% на срок, соответствующий сроку действия специального инвестиционного контракта, а налог на прибыль будет заморожен на уровне 13,5%. Специнвестконтракт ориентирован на крупные предприятия, обязательным условием заключения является создание не менее 250 новых рабочих мест.

Если раньше не было производства, а было ровное поле, то можно немного подождать, пока предприниматель встанет на ноги, вернёт кредиты, и только тогда приходить к нему за налогами. К тому же создание 250 рабочих мест позволит получить НДФЛ, размер которого покроет доход от обоих налогов — на имущество и на прибыль.

Юрий Борисовец

  Игорь Катаев

— Насколько известно, у правительства есть планы заключить специнвестконтракты до конца 2015 года?

— 11 ноября 2015 года постановлением правительства Пермского края утверждены правила заключения специальных инвестиционных контрактов. Это позволяет начать процедуру их заключения.

Насколько известно, в планах уже есть заключение специнвестконтрактов с Лысьвенским металлургическим заводом, «Протоном-ПМ» и с ООО «Сода-Хлорат».

— Какие единые цели преследуют все эти законы?

— Все законы направлены на упрощение открытия новых производств. Для малых и средних предприятий — это патентная система, для крупных — специнвестконтракт. Действия региональных властей, депутатского корпуса направлены на то, чтобы новые производства в принципе появлялись, несмотря на то что экономика сжимается.

Законодательное собрание Пермского края делает всё возможное в рамках своих полномочий, чтобы облегчить бизнесу развитие и рост. Но на региональном уровне мы не можем кардинально повлиять на ситуацию, основные законы — федеральные. И в ближайшем будущем мы ожидаем изменений в федеральном законодательстве.

В частности, хотелось бы, чтобы производства получили лёгкий доступ к дешёвым ресурсам. И речь не о той пагубной практике, которая себя дискредитировала, когда деньги раздаются, а о низком проценте, который позволит развиваться. Когда же процент кредита составляет 10—15%, невозможно открыть новое успешное производство. Такая долговая нагрузка не позволяет развиваться. Законодательная инициатива берёт своё начало именно из текущей ситуации.

— Как считаете, последние принятые законы работоспособны?

— Законы нужные и востребованные. Однако инвестор — это штучный товар. Инвесторы не ходят в поиске чего-то, правительству нужно самому их искать, рассказывать о новых правовых актах, о возможностях, которые они предоставляют, и приводить в Пермский край, оказывать содействие.

Сами по себе законы — вещь хорошая. Но в непростых экономических условиях к ним нужно прикладывать руки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться