Екатерина Корнева-Баталина

Галина Баталина


Орган в юбилейной гамме

Органный фестиваль, являющийся одним из культурных брендов Прикамья, насыщен самыми разными событиями

Поделиться

Юбилейный X Международный фестиваль органной музыки Пермской краевой филармонии был задуман организаторами как форум, открывающий новые горизонты творчества, эксперименты в исполнительском искусстве, неожиданные векторы сотрудничества. Миссия фестиваля — актуализировать орган и доказать неисчерпаемость его возможностей.

Впервые за 10-летнюю историю фестиваля его контент был сосредоточен исключительно на музыкальной составляющей: академической и этнической, вокальной и инструментальной, аутентичной и современной.

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:

— Десятый, юбилейный фестиваль, являющийся одним из культурных брендов и музыкальной визитной карточкой Прикамья, насыщен самыми разными событиями и именами. На сцене Органного зала встретились музыканты России, Германии, Франции, США, Казахстана. Всего же за 10-летнюю историю фестиваль органной музыки объединил исполнителей более чем из 20 стран мира. А орган звучал с 60 самыми необычными инструментами. Это и дудук, и цитола, и двойная флейта, ренессансная волынка, турецкая лютня и множество других. Орган словно канва, на которой другие инструменты вышивают свои звуковые узоры.

Органный фестиваль к 80-му, юбилейному сезону филармонии сформировал традиции, которые сделали бы честь любой творческой институции. Традиции фестиваля — это духовное наполнение фестивальных программ, музыка «высшей пробы», премьеры сочинений композиторов мирового уровня. Это — новые имена российских и зарубежных музыкантов, впервые приглашённых филармонией в Пермь. Это — признанная в мировом масштабе концепция фестиваля «Орган +», которая позволяет представить публике новые тембровые сочетания и необычные исполнительские составы. Это — совместные выступ-

ления приглашённых и пермских музыкантов. Это — специальная благотворительная концертная программа-спектакль (ежегодно новая) для юных слушателей — пациентов краевого онкогематологического центра. Это — обязательное участие в профессиональных концертах юных пермских дарований.

Среди новаций — открытый для жителей Прикамья фестивальный формат: в рамках проекта «Виртуальный концертный зал» все программы Международного органного форума в режиме онлайн смогли оценить слушатели в Губахе, Березниках и Кунгуре.

Премьеры

Открытие фестиваля подарило слушателям одну из ярких премьер сезона — Концерт для органа, струнных и ударных. Его автор — композитор и дирижёр Кай Йоханнсен (Германия) — сам исполнил заглавную партию вместе с камерным оркестром «Северная симфониетта» (Санкт-Петербург, художественный руководитель — Фабио Мастранджело) и музыкантами оркестра Пермской оперы. Участником концерта-открытия стал ещё один коллектив из северной столицы — камерный хор Смольного собора (художественный руководитель — заслуженный артист России Владимир Беглецов).

В первый вечер фестиваля звучала немецкая музыка: барочная, романтическая и современная — от Баха до наших дней. Фрагменты из знаменитой оратории Генделя «Мессия», написанной за 24 дня и ставшей шедевром духовной музыки, и пермскую премьеру сложнейшей «Хвалебной песни» Мендельсона, композитора XIX века, открывшего миру наследие Баха, исполнили коллективы Санкт-Петербурга, духовая и ударная группы оркестра Пермской оперы и пермские солисты Наталья Кириллова, Ольга Попова, Николай Фёдоров, Алексей Герасимов. Партия органа — Антонина Крымова (Германия).

Ночной джаз

Концертная программа «Ночной джаз»

Имена

Знакомство жителей Пермского края с новыми исполнителями — одно из направлений фестивальной стратегии. Каждый год краевая филармония приглашает музыкантов, зарекомендовавших себя на европейских и мировых сценах. Резидентами Х фестиваля стали артисты, прошедшие стажировку в органных центрах Европы, — Антонина Крымова и Мартин Зоннен (Германия). Специальным гостем фестиваля стала звезда номер один современного органного мира Тьерри Эскеш (Франция).

Впервые слушатели Пермской филармонии встретились с «русским чудом» — так называют в Европе Олега Безинских, обладателя уникального голоса (контратенор), единственного с таким тембром выпускника Санкт-Петербургской консерватории за 150-летнюю историю старейшего отечественного музыкального вуза.

Впервые на фестивальную сцену вышла талантливая, эффектная, с ярким голосом и актёрским дарованием Дарья Давыдова (лирическое сопрано), приглашённая солистка Большого театра России, солистка Московского академического театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, ученица Маквалы Касрашвили. Вместе с Даниэлем Зарецким они исполнили разнообразную по композиторским именам, стилям, национальным культурам и жанрам программу «То был души орган живой».

Инструментальная и вокальная музыка барокко, итальянское bel canto, испанские, французские, русские композиции и джаз стали лирическим акцентом фестивальной программы. Ария Снегурочки под орган была исполнена впервые.

Интрига

Художественный свист в программе Х органного фестиваля — вовсе не идиома, а одна из форм музыкального исполнительства. Этот редкий вид артистического искусства представил музыкант из США Мартин Вернер. Виолончелист, хоровой и симфонический дирижёр, доктор музыкальных искусств, в творческом резюме артиста — исполнительская, певческая, дирижёрская, педагогическая деятельность, филармонические и фестивальные проекты в Германии и Америке.

Почти три десятилетия Мартин Вернер выступает в жанре художественного свиста под аккомпанемент музыкантов мирового уровня. На органном фестивале его сценическим партнёром стал органист Мартин Зоннен (Германия). Тонкий музыкальный слух, умение держать дыхание на длинных фразах, виртуозное «выдувание» фиоритур и мелизмов — всё это составляющие искусства художественного свиста. Музыкант, издающий тихие, завораживающие звуки хорошо знакомых мелодий Баха, Моцарта, Вавилова-Каччини, Родриго, Пьяццоллы, произвёл впечатление на публику.

Ночной джаз

Джаз у органа — ещё одна строка в партитуре пермского фестиваля. Джазовый вокал «под орган», инструментальные импровизации на органе соло и органе + давно полюбились постоянным слушателям фестивальных концертов. Народный артист России Владимир Хомяков (орган, Челябинск) и духовик-мультиинструменталист Игорь Паращук (Екатеринбург) покорили зал собственными версиями известных джазовых стандартов. Саксофон-альт, сопрано-саксофон, армянский дудук и даже шотландская волынка — на всех этих духовых инструментах Игорь Паращук играет виртуозно и стильно.

В ночной сейшн во втором отделении вечера включились молодые джазовые исполнители из Москвы — солистка оркестра Анатолия Кролла Юлиана Рогачева (вокал), участница телепроекта «Большой джаз» Дарья Соколова (контрабас) и Алексей Беккер (ударные), наш земляк из Чайковского. Филармонический, несколько академичный вариант популярных джазовых мелодий, среди которых, конечно же, была и знаменитая Summertime, публика встречала очень тепло. Уже за полночь звучали бисы и аплодисменты.

небесные тюрки

Этно-фольклорный ансамбль «Небесные тюрки». За органом Лариса Латышова

Этноорган

Так можно назвать экзотический инструмент, один из 30 национальных музыкальных инструментов, на которых играли участники ансамбля «Небесные тюрки» (Казахстан). Кубыз (иначе — варган, тумран, комус и даже маультроммель: модификации этого инструмента встречаются у разных народов мира), думбыра, сазсырнай, кыл-кубыз, жетиген — кроме этих этнических, дошедших из глубины веков инструментов профессиональные артисты из Казахстана владеют и древнейшим искусством горлового пения. Аура казахской музыки — одна из красок звуковой палитры органного фестиваля.

Музыкальный руководитель и дирижёр ансамбля «Небесные тюрки» Шолпан Корганбекова включает в репертуар молодого коллектива широкий спектр народных мелодий в оригинальных обработках, в том числе недавно созданные для ансамбля сочинения современных казахских композиторов. Специально для «Небесных тюрков» написал несколько композиций англичанин Карл Дженкинс, увлекающийся этникой, чья музыка уже звучала в программах предыдущих органных фестивалей. Вместе с «Небесными тюрками» казахскую музыку представляли пермякам лауреаты международных конкурсов — молодой певец из Астаны Мейрхан Тлеулес (баритон) и органистка Лариса Латышова.

Финальный акцент

В заключительном концерте фестиваля на пермском органе играл француз Тьерри Эскеш — музыкант с ярким и масштабным мышлением. Эти качества проявились как в звучании его собственных композиций, так и в импровизациях. В стиле барокко он размышлял звуками на тему «Оды к радости» из финала Девятой симфонии Бетховена. Основой импровизации на тему публики стала «Калинка». Но самой большой неожиданностью оказалась импровизация в романтическом стиле на тему гимна России.

«Фестиваль» в переводе с латыни — праздник. И он состоялся, свидетельство чему — полные залы на концертах, отзывы публики и особая, приподнятая, радостная атмосфера ожиданий, встреч, впечатлений.

По словам директора Пермской филармонии Галины Кокоулиной, вектор развития Международного фестиваля органной музыки — открытие новых звуковых пространств и художественных горизонтов. А это значит, что фестивалю, разменявшему второй десяток лет, уготована долгая и чрезвычайно насыщенная жизнь.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться