«СОРБЕНТ» ОТФИЛЬТРОВАЛ
Своих собственников
Своих собственников
В начале марта 2004 года произошла смена основного собственника на одном из самых закрытых для общественности пермских предприятий — ОАО «Сорбент». Это — очередной шаг в перераспределении акционерного капитала небольшого по своим масштабам, но очень перспективного завода по производству сорбентов, который имеет устойчивую рыночную нишу. Наряду с такими промышленными гигантами как «Норит» (Голландия) и «Шемверон карбон» (США) пермский «Сорбент» входит в тройку мировых лидеров по производству активированных углей.
Свою историю предприятие ведет с 1939 года, когда был подписан приказ комиссара химической промышленности СССР о создании в Перми «государственного союзного завода №103» для производства активированных углей. В начале Великой Отечественной войны здесь было создано производство противогазов для нужд армии. В 1985 году производственный комплекс был объединен с Всесоюзным научно–исследовательским институтом углеродных сорбентов.
ОАО «Сорбент» было зарегистрировано 7 декабря 1993 года. В период реформирования отечественной экономики предприятие лишилось госзаказа и стало работать преимущественно на рынок гражданской продукции.
«Сорбент» выпускает активные угли различных марок и химпоглотители на их основе, сульфат алюминия (коагулянт), бытовые фильтры для доочистки питьевой воды «Родник», фильтры коллективного пользования, в том числе — модульные установки водоподготовки производительностью от 5 до 100 куб. м/час, а также средства индивидуальной защиты органов дыхания (промышленные противогазы, пылегазозащитные респираторы). Завод выпускает более 30 марок сорбентов. Его продукция применяется в пищевой, фармацевтической промышленности, энергетике, химическом производстве и жилищно–коммунальном хозяйстве.
В настоящее время продукция «Сорбента» реализуется через дочернее предприятие ООО «Торговый дом «Сорбент».
Еще одна «дочка» — ЗАО «Сорбент–Центр «Внедрение» — занимается разработкой и совершенствованием средств индивидуальной защиты человека в условиях чрезвычайных ситуаций (продукция для служб ГО и ЧС) и средств защиты человека на производстве (продукция промышленного назначения). Среди потребителей его изделий такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «Тюменская нефтяная компания», РАО «ЕЭС России» и «Газпром».
Третье дочернее предприятие — ЗАО «Медисорб» — образовано в 1993 году. Оно производит более 30 наименований лекарственных препаратов. «Медисорб» — один из четырех производителей таблеток из активированного угля в России. Он производит также карбактин и гемосорбент, биологические добавки к пище, йодосодержащие препараты, витамины собственной разработки и йодированную соль.
В 2002 году было создано ООО «Торговый дом «Сорбент–Системы водоочистки», которое занимается сбытом фильтров для питьевой воды марки «Родник» (коллективного и бытового назначения), установок очистки воды «Родник». Тогда же появилась еще одна 100%–ная «дочка» — ООО «Межрегиональная торговая компания «Сорбент» (МТК «Сорбент»), которая ведет свою деятельность в Москве.
До 2002 года ОАО «Сорбент» контролировал его генеральный директор Евгений Галкин, которому, по данным агентства «СКРИН», принадлежало 36,3% акций. Однако через аффилированные структуры фактически топ–менеджер держал в своих руках более 50% акционерного капитала. Еще около 30% приходилось на долю портфельного инвестора ОАО «Парма» и ООО «Парма–стройинвест». Генеральному директору ЗАО «Сорбент–ЦВ» Юрию Романову принадлежало 6% акций.
В прошлом году пакет группы предприятий «Парма» перешел в собственность ОАО «Пермская финансово–производственная группа», которое фактически занялось предпродажной подготовкой предприятия.
По словам заместителя генерального директора ПФП–группы Никиты Белых, химическая и фармацевтическая промышленность не являются профильными для пермского холдинга, который в последнее время занимался поиском потенциального покупателя на привлекательные активы «Сорбента».
В начале 2004 года ПФП–группа продала принадлежащий ей пакет акций группе стратегических инвесторов. В начале марта прошел совет директоров ОАО «Сорбент», на котором была назначена дата проведения внеочередного собрания акционеров, а генеральный директор Евгений Галкин отправлен в отставку. Были названы также кандидаты для избрания в новый совет директоров. Судя по имеющимся в списке фамилиям, предприятие контролируется группой инвесторов, среди которых — ООО «Нефтехимпром–групп», ОАО «Бератон», ЗАО «Сорбент–Центр «Внедрение», ЗАО «Медисорб».
ООО «Нефтехимпром–групп» является структурным подразделением нефтехимического холдинга «Нефтехимпром». Группа компаний «Нефтехимпром» совместно с ОАО АК «Сибур» является производителем нефтехимической продукции на мощностях ряда российских предприятий, в том числе — в ОАО «Камтэкс–Химпром» (Пермь). Кроме того, компания является партнером целого ряда крупнейших российских предприятий в реализации продукции. В их числе — ОАО «Камкабель», ОАО «Бератон», ООО «Вишерский ЦБК» и другие. На официальном сайте компании значится также, что она ведет разработку месторождений хромитовых руд в Пермской области.
Кандидатура Владимира Мотыцына, чье имя непосредственно связано с «Нефтехимпром–групп», предлагается в новый состав совета директоров. Как сообщил «Компаньону» сам Мотыцын, цена вхождения в этот бизнес его лично как одного из новых акционеров завода устроила, при этом он не готов комментировать стоимость приобретенного пакета акций за всех новых собственников «Сорбента».
Бывшие под контролем Евгения Галкина дочерние структуры перешли на сторону новых собственников. Это стало следствием затянувшегося корпоративного конфликта, о наличии которого говорят дела, переданные на рассмотрение Арбитражного суда Пермской области.
Аналитики полагают, что Евгений Галкин в ближайшее время будет вынужден расстаться со своим пакетом акций. По слухам, это уже произошло в конце минувшей недели. При этом в настоящее время он значится в советниках у нового генерального директора «Сорбента» Сергея Юферова.
По словам заместителя генерального директора ЗАО «Сорбент–ЦВ» Алексея Романова, руководителю этого предприятия Юрию Романову в настоящее время уже не принадлежит 6% пакета акций «Сорбента». Когда и кому этот пакет был продан, Алексей Романов уточнить отказался, пояснив лишь, что в произошедшей на «Сорбенте» смене собственников пакет Юрия Романова участия не принимал. Более того, по словам Алексея Романова, «Сорбент–ЦВ» сегодня вообще не является акционером «Сорбента». Произошедшую на «Сорбенте» смену собственников Романов оценил нейтрально, сказав при этом, что «нас это никоим образом не задевает, так что никаких опасений за дальнейшую работу «Сорбента–ЦВ» у нас нет».
На вопросы «Компаньона» согласился ответить Владимир Мотыцын.
— Каковы планы новых собственников в отношении ОАО «Сорбент»?
— Сегодня говорить о наших планах в отношении «Сорбента» еще рано. Сейчас группой новых собственников проводится ревизия и аудит состояния дел на предприятии. Надеюсь, что к концу недели эта работа будет завершена, и мы сможем ответить на этот вопрос более конкретно.
— ПФП–группа являлась для «Сорбента» скорее портфельным инвестором. Каковы цели новых собственников в отношении бизнеса ОАО «Сорбент»?
— Мы пришли на завод не на один день — в любом случае перепродавать его мы не собираемся. Наши главные цели — это, во–первых, улучшить экономику завода, во–вторых, повысить эффективность работы предприятия. Так что для «Сорбента» мы являемся стратегическими инвесторами. Дело в том, что этот бизнес нам известен, поскольку мы занимаемся аналогичными направлениями деятельности на протяжении последних 7–10 лет. Видимо, именно по этой причине группа новых акционеров «Сорбента» доверила «Нефтехимпрому» управление предприятием. Замечу, что «Нефтехимпром» не является владельцем контрольного пакета завода, но именно нашей компании группа акционеров, которая сосредоточила в своих руках более 51% акций «Сорбента», доверила управление предприятием.
— Застрахован ли консорциум новых собственников «Сорбента» от корпоративных конфликтов, например, аналогичных тем, что существовали между «Медисорбом» и «Сорбентом» ранее?
— Сегодня все иски «Медисорба» к «Сорбенту» из арбитражного суда уже отозваны. Конфликта между акционерами и сотрудниками у нас нет. Более того, хотелось бы поблагодарить менеджмент завода за понимание и сотрудничество. В качестве подтверждения этих слов может выступить тот факт, что нами не уволен ни один сотрудник предприятия.
— Какова судьба дочерних и зависимых предприятий «Сорбента»?
— Если дочерние предприятия «Сорбента» окажутся эффективными с точки зрения бизнеса, если будут приносить прибыль всему обществу, то я никаких проблем в их дальнейшей работе не вижу. Если же какое–то дочернее общество сидит, свесив ноги, на материнской компании, то будем разбираться, будем стараться улучшить их работу.
— Известно, что пермская компания «Нефтехимпром» управляет ОАО «Карбохим» в нижегородской области и ОАО «Моломский лесохимический завод» в Кировской области. После консолидации с этими активами еще и пермского «Сорбента» нет ли планов объединить сбыт сходной продукции всех трех предприятий, сформировать мощный отечественный холдинг по производству активных углей?
— Мы еще не разобрались с системой сбыта «Сорбента», поэтому говорить на эту тему пока рано, хотя, конечно, сбытовая политика будет согласовываться для развития продаж продукции этих предприятий. «Сорбент» — это очень серьезное предприятие, допускаю, что оно входит в тройку–пятерку мировых лидеров по производству некоторых наименований продукции, так что перспективы у развития этого бизнеса очень интересные.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.