Дмитрий Теплов

Дмитрий Теплов

председатель Пермского регионального отделения «Деловой России»

Дороги — не проблема, а решение проблем

Поделиться

Половина авторских колонок об инфраструктуре начинается со слов: «В России две беды…» Между тем, дороги при грамотном подходе — в первую очередь, средство решения других проблем, которых в России, особенно в регионах, вовсе не так мало, как гласит поговорка.

Одна проблема решает другую

Логично рассматривать формирование инфраструктуры как инструмент стимулирования развития отдельных территорий. В первую очередь, речь идет о моногородах, которым сейчас уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Разработаны и внедряются специальные программы, но они касаются, в основном, развития непосредственно самих территорий и не затрагивают вопросы их доступности.

Проблема в том, что зачастую до муниципалитетов просто не доехать, и потенциальные инвесторы, особенно иностранные, вообще их не рассматривают.

Для Пермского края очень актуальна эта проблема. Здесь функционирует множество крупных промышленных предприятий, регион богат ресурсами, но, к сожалению, существующая дорожная сеть не отвечает современным требованиям — в частности, речь идет о дорогах на север края.

Возьмем, например, Губаху. Это в позитивном смысле монопрофильная территория. Там работает «Метафракс», который только за 2014 год увеличил объём налоговых доходов на 13% — это хороший показатель.

Кроме того, в Губахе развивается туризм — давно и успешно функционирует местный горнолыжный комплекс.

Развитию территории в значительной степени препятствует дорога к городу с её крутыми подъемами, так называемыми «мостами смерти». В зимний период по ней отказываются ездить фуры. Строительство новой дороги объективно необходимо. Уже прорабатываются несколько вариантов, среди которых, например, возможность добираться через Добрянку — таким образом, путь сокращается вдвое. Такая дорога обойдётся в 7 млрд руб.

Регион такой объём не потянет, необходимо содействие федеральных властей на уровне комплексной программы строительства дорог. Казалось бы, региональная трасса требует государственных вложений не в первую очередь, так как дорогам федерального значения сейчас тоже необходима модернизация. Однако в условиях кризиса, чтобы избежать инвестиционных скачков, было бы уместно вкладывать деньги в том числе и в региональную инфраструктуру.

Такая практика применялась во многих странах, и помогала выйти из кризиса, создавая благодатную почву для развития территорий. В масштабах страны вложения требуются небольшие — каждая дорога стоит порядка 10 млрд руб. Но речь идёт не о связке между отдельными населенными пунктами, требуется комплексный подход.

Еще один актуальный для Прикамья проект — строительство прямой дороги от Лысьвы до Нижнего Тагила, где расположены крупные предприятия, производящие продукцию для Минобороны. Этот «мостик» связал бы нас заодно и со Свердловской областью. Лысьва за свой счёт провела все проектные работы: рассчитала стоимость, экономическое обоснование. Вопрос только в том, как долго проект может оставаться на уровне идеи.

Трасс, необходимость обновления которых очевидна, много: дорога до Екатеринбурга, Красновишерска, развязка у Нытвы, Восточный обход... Чтобы привлечь государственное финансирование, необходима поддержка губернатора, нужно выстраивать работу с федеральным Министерством дорог и транспорта.

Мыслить масштабно

В мире сложилась практика создания транспортных магистралей, вокруг которых выстраивается экономика страны (у нас пример — Байкало-Амурская магистраль). В связи с этим важно мыслить масштабнее, то есть рассматривать не один муниципалитет, а агломерацию.

Яркий пример — «Золотое кольцо», созданное в ответ на необходимость организации туристического потока из-за границы. Это комплексное развитие городов под определенный проект: не только ремонт памятников, но и совершенствование транспортной инфраструктуры.

Ещё один пример — пожалуй, самый успешный за последнее десятилетие — создание общей инфраструктуры для Сочи, Адлера и Красной поляны, что подтолкнуло развитие территории в целом.

Что касается Пермского края, например, Березники и Соликамск — территории с общим объёмом частных инвестиций более 100 млрд руб. — по отдельности представляют гораздо меньший интерес для инвесторов, чем вместе. В совокупности это 250 000 жителей, плюс в ближайшие годы они планируют привлечь себе на территорию еще порядка 30 000 человек для заполнения рабочих мест, созданных за счет инвестиционных проектов.

Что нужно для развития Березниковско-Соликамской агломерации? Скоростная магистраль между городами, более-менее крупный аэропорт с возможностью регулярных рейсов в сторону Москвы и развития региональной авиации. Территория, очевидно представляющая интерес для инвесторов, безусловно, достойна того, чтобы и государство внесло вклад в её развитие.

Еще один пример такой агломерации: Лысьва, Чусовой, Горнозаводск. Внутри неё ситуация довольно необычна: Чусовой отстаёт в темпах инвестиционного развития из-за приостановки крупного инвестпроекта, а Лысьва, наоборот, развивается ускоренными темпами. В таких условиях необходимо стимулировать мобильность населения в плане поиска работы, стремиться к более тесной интеграции муниципалитетов, чтобы выровнять их темпы роста.

Если говорить о более крупных территориальных объединениях, есть транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, однако сейчас из-за экономической нестабильности сроки сдвигаются, реализация откладывается. Часть этой стратегии — проект «Белкомур», призванный соединить сетью железных дорог Архангельск, Сыктывкар и Соликамск. Проект мог бы дать толчок к развитию нашего севера, где действуют предприятия с хорошей выручкой и прибылью.

Кто платит?

Платные дороги могли бы отчасти решить проблему инфраструктуры, но я сомневаюсь, что удастся привлечь частные инвестиции в необходимых объёмах, особенно для строительства дорог в регионах. Конечно, строительство платных дорог может финансироваться и из федерального бюджета, но очевидно, что население на такое нововведение отреагирует негативно.

В итоге

При разработке крупных инвестиционных проектов анализируются угрозы, возможности, слабые и сильные стороны и другие аспекты. Как раз к возможностям и нужно относить развитие транспортной сети.

В этом плане ключ к успеху — активная позиция муниципальных властей во взаимодействии с краевыми, которые в свою очередь способны дать толчок к решению инфраструктурных проблем на федеральном уровне.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться