Юрий БЕЛОУСОВ: СЕГОДНЯ НАМ НАДО ПОДУМАТЬ НЕ О ЗАВТРАШНЕМ, А О ПОСЛЕЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
Интервью с вице-губернатором Пермской области
Интервью с вице–губернатором Пермской области
— Как бы вы оценили итоги 2003 года для экономики Прикамья?
— В 2003 году наблюдался неплохой рост, особенно в сравнении с двумя предыдущими годами, когда происходили некоторые корректировки, поскольку в своем экономическом развитии Пермская область в некоторой степени слишком выдвинулась вперед. Этим, на мой взгляд, объясняется то, что в течение 2001–2002 годов прикамская экономика демонстрировала некоторый кратковременный спад.
В 2003 году, по предварительным данным, рост физических объемов производства будет около 6%. Это достаточно объективный показатель. Если мы сможем теми же темпами наращивать производство, то Пермская область будет близка к выполнению задания президента РФ по удвоению ВВП России к 2010 году. Хотя, конечно, чтобы полностью это выполнить, нужны еще более высокие темпы роста.
— То есть рост показателей 2003 года — это объективная долгосрочная тенденция?
— Это тенденция, которая характерна для России в целом. Сказать, что в этом росте нам все нравится, было бы неверно, потому что во многом этот рост объясняется высокими ценами на нефть. Это своеобразная «ложка дегтя» в общем–то неплохой картине. Сейчас наша задача — обеспечить этот рост и дальше.
— Но ведь в бюджете Пермской области доля нефтянки постепенно, но ощутимо снижается, или наша экономика все равно зависит от цен на нефть и курса доллара?
— Да, в свое время доля нефтянки в доходах консолидированного областного бюджета доходила до 40%, сейчас же поступления от нефтяных компаний составляют около 25%, но это тоже немало.
От курса доллара темпы роста экономики Пермской области зависят не столь прямолинейно. А вот от экспорта Пермская область, конечно, зависит, и очень существенно. Однако нельзя сказать, что рост обусловлен только экспортными направлениями промышленности. Рост наблюдается по многим, если не по большинству, секторам производства. Это связано, в первую очередь, по моему мнению, со стабилизацией общеполитической и экономической ситуации в России.
Вообще, главная беда предыдущего десятилетия — это постоянное шараханье из стороны в сторону, резкие изменения законодательства, правил игры. Сейчас мы видим, что таких резких изменений нет — все развивается постепенно, достаточно эволюционно, что не могло не сказаться и на экономике.
— Что в этой связи можно поставить в заслугу обладминистрации, депутатам областного Законодательного собрания применительно к ситуации в Пермской области?
— Здесь сложно что–то конкретное выделить, поскольку сказался весь комплекс мер. Наши сегодняшние показатели говорят о том, что направление политики было выбрано правильно. Но нам еще есть над чем работать. В первую очередь это относится к инвестиционным процессам. За несколько лет в этом направлении мы уже создали неплохой задел для привлечения инвестиций в экономику Пермской области, но, к сожалению, на этом этапе мы несколько застряли.
Сейчас задача — от общих предпосылок для инвестиционных процессов переходить к конкретным проектам. Надо заниматься штучными проектами — любой инвестор требует индивидуального подхода. Например, немецкая фирма «Кнауф» из–за нехватки газа не может развернуть свое производство на полную мощность. Вот наглядный пример, конкретный инвестиционный проект, которым администрации непосредственно необходимо заниматься. (На днях эта проблема была решена. Дело в том, что губернатор Юрий Трутнев ранее уже обсуждал ее с министром экономического развития и торговли РФ, и вот в минувшую субботу Герман Греф сообщил Трутневу о положительном решении вопроса — ред.)
Сегодня задача администрации — обеспечить конкретному инвестору нормальные условия для работы в Пермской области.
Есть и другие инвестиционные проекты, которые требуют индивидуального подхода. Так, на 4–й Российской венчурной ярмарке финская компания «Яко Псре», являющаяся крупнейшей в мире фирмой, специализирующейся на консалтинге в лесозаготовительном и лесоперерабатывающем комплексе, выступила с предложением привести инвесторов в прикамский леспром. Сейчас перед администрацией области стоит задача наполнить этот проект конкретным содержанием: предложить не только объекты для инвестирования, но и разобраться, какая помощь необходима от нас в плане строительства дорог, подведения электроэнергии, газа и т. п.
Как раз над подобными штучными проектами и будет работать агентство по инвестициям, которое будет создано при администрации Пермской области, скорее всего, уже в феврале этого года.
— В любом случае, работа обладминистрации непосредственно опирается и на работу Законодательного собрания. Необходимо ли, на ваш взгляд, в этой связи принятие каких–либо законодательных актов?
— Для инвестиционного климата, я повторяю, не нужно принимать никаких новых актов — он уже создан, и достаточно неплохой.
А вот на наше налоговое законодательство, на мой взгляд, настало время взглянуть по–новому. В принципе, лично мне наше налоговое законодательство нравится. Я достаточно долго работал с этим вопросом и в администрации, и в Законодательном собрании. И сейчас мы пришли к выводу о том, что очень бы хотелось послушать на этот счет мнение независимых экспертов.
По программе реформирования общественных финансов мы планируем в этом году привлечь консультантов для проведения аудита нашего налогового законодательства.
— Пермская область оказалась впереди России всей по отмене 5%–го налога с продаж — создается впечатление, что в Пермской области проходят обкатку многие последующие инициативы правительства...
— На мой взгляд, отмена 5%–го налога с продаж — это достаточно неоднозначное решение. Производители и промышленники, большинство экономистов высказывали мнение не отменять этот налог, а снизить НДС до 15–16%. На мой взгляд, для экономики такая мера дала бы больше положительного эффекта. Для примера можно сравнить цены в Прикамье и в Свердловской области. У нас 5%–й налог в прошлом году был отменен, у них действовал, а цены были практически одинаковыми. Видимо, дело не только в 5%–м налоге, а несколько глубже.
— Чуть менее года назад в качест ве первоочередных задач на 2003 годы вы называли: предсказуемость, развитие рынка капитала и развитие новой экономики. Сегодня, на ваш взгляд, можно ли добавить новые задачи или же стоит пересмотреть под новым углом эти?
— Тезис о предсказуемости, я считаю, уже более–менее успешно реализован. А вот два других тезиса, на мой взгляд, по–прежнему остаются актуальными.
По поводу новой экономики. Надо отдавать себе отчет, что у нас не получится так, что в этом году мы основные доходы получаем от нефти, а в следующем — от высоких технологий. За один год это произойти не может, но работать над этим нужно уже сейчас. Сегодня нам надо думать не о завтрашнем, а о послезавтрашнем дне.
— Под новыми технологиями вы имеете в виду непосредственно производственный аспект или следует понимать уровень управленческих решений, качество менеджмента?
— Это неразрывно связанные вещи. Даже на первое место, наверное, сегодня следует поставить кадры. Возможно, сегодня этим пунктом можно заменить тезис о предсказуемости. Вложения в человеческий капитал сегодня как никогда становятся актуальными. Иначе в ближайшие годы неразвитость рынка труда станет тормозом развития всей нашей экономики.
Сравните: сегодня в США доля неквалифицированного ручного труда в экономике составляет 3,9%, у нас — почти 40%. Естественно, нам необходимо менять структуру трудовых отношений, структуру рабочей силы. У нас доходит до того, что из–за незнания языков мы не можем набрать людей на стажировку за границу по бесплатной программе!
И второе, что нужно для развития новых технологий, — это использование тех ресурсов, того научного потенциала, который у нас уже имеется. Например, у нас есть «Биомед», но наша фармацевтическая академия не готовит для него кадры. А ведь в той же фармакадемии сконцентрирован огромный научный потенциал! В принципе, грамотно используя научную школу фармакадемии, мы могли бы стать одним из российских центров фармацевтической промышленности!
Вообще, трудовые отношения для нашей экономики будут, пожалуй, самой главной проблемой в ближайшее время. У нас есть понимание, что нужно переходить к новым технологиям, возможно, у нас появятся деньги для такого перехода, но мы можем столкнуться с тем, что у нас некому будет этим заниматься!
Далее. Что касается слабости рынка капитала, то такая ситуация тормозит развитие очень многих экономических процессов в России.
Классические пути создания нового предприятия, привлечения капитала вообще — это либо банковские кредиты, либо эмиссия акций, либо выпуск облигаций. Что из этого классического набора имеется у нас?
Наши предприятия сегодня нельзя обвинить в том, что они не пользуются кредитами — все, кто хотел получить кредиты, их уже получили под залог своего имущества. Этот путь оказывается уже исчерпанным.
Второй путь — выпуск акций. Да, на контрольный пакет, возможно, собственник и найдется, а остальные мелкие пакеты акций, кроме «голубых фишек», сейчас, к сожалению, ни для кого интереса не представляют.
Облигации — то же самое. У нас их выпускают единицы предприятий — из–за неразвитости рынка капитала.
Получается, что у нас законы рыночной экономики в этих отношениях практически не действуют. У нас есть рынок товаров, но нет рынка капитала. Я считаю, что именно эта задача — развитие рынка капитала — передвигается сегодня на первое место. И здесь главное — добиться защиты прав любого акционера, инвестора. Этот пункт, на мой взгляд, необходимо сделать крайне приоритетным на ближайшие годы. Не решим этот вопрос — развитие затормозится.
Да, сейчас мы еще развиваемся за счет цен на нефть, но если цены на нефть поползут вниз, то мы к этому можем оказаться не готовы.
Я не юрист и поэтому не берусь предлагать что–либо конкретное. Многие вещи у нас в законодательстве есть, но не прописана только одна вещь — наказание за нарушения. А даже если и прописана, то несовершенной является судебная практика ее применения.
— В этой связи «дело Ходорковского» — «первая ласточка»?
— Конечно, определенную негативную роль для экономики страны это дело сыграло. Но если сложить все отрицательные и положительные последствия, то, я думаю, положительных будет больше. Если человек нарушил законодательство (это, конечно, должен установить суд), то он должен понести ответственность.
Понимаете, не может так долго быть, когда какое–то предприятие добросовестно работает, выполняет все требования законодательства, а в результате оказывается в дураках, тогда как рядом — грубейший нарушитель закона, который не доплачивает налоги в бюджет и, естественно, значительно сильнее развивается, чем добросовестное предприятие.
Все ждут, что появятся четкие правила игры. И если «дело Ходорковского» направлено именно на создание таких правил, то это можно только приветствовать. Всем, и в том числе олигархам, должно стать понятно, что в стране есть государственная власть, и ее не могут подменять бизнесмены.
— Все дело — в банальной истине об обязанности соблюдать законы?
— Безусловно, для России это всегда было актуально, а сегодня необходимо как никогда.
— На новую должность в обладминистрацию вы пришли уже с какими–то своими готовыми проектами или вам предложили реализовать определенную стратегию развития? Какова «программа–минимум» вице–губернатора Белоусова?
— У меня, конечно, есть видение того, как реализовать некоторые процессы, в первую очередь, связанные с инвестициями. Моя главная задача — это активизация инвестиционных процессов.
О «программе–минимум» мне сегодня говорить пока сложно — не прошло еще и 100 дней моего пребывания в новой должности. Но уже сейчас можно сказать, что есть программа губернатора. А поскольку я являюсь его заместителем, поэтому и работаю на программу губернатора. Здесь никакой отдельной программы у меня просто быть не может.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.