«ДЕЛЬФИНЫ» ПЕРМСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Поделиться

Минувший год для региональных лизинговых компаний прошел под знаком удвоения активов. И если раньше, как и во всех вопросах, связанных с финансами, первую скрипку на этом рынке играли московские компании, то сейчас местные операторы уверенно теснят своих столичных конкурентов.

Качественно изменился и баланс спроса и предложения. Если еще вчера потенциальным клиентам приходилось объяснять преимущества операций лизинга, то сегодня, по некоторым оценкам, спрос на услуги лизинговых компаний существенно превышает реальное предложение. В этой связи основной «проблемой-2004» для региональных операторов рынка станет поиск дополнительных финансовых ресурсов, которые позволят удовлетворить растущий оплаченный спрос.

Активное развитие лизинга как инвестиционного инструмента объективно предопределено экономическим состоянием в стране. Возможно, это лучший инструмент привлечения инвестиций в нашей ситуации. И развивается он в геометрической прогрессии. Это касается как увеличения физического объема заключаемых сделок, так и расширения круга операторов рынка. С одной стороны, лизинг привлекателен для лизингополучателей, с другой — является хорошей основой бизнеса в сфере финансов. Наличие «узких мест» только заставляет лизинговые компании изыскивать нестандартные решения и тем самым расширять круг своих возможностей, способствовать росту самого рынка.

Динамике лизингового рынка может позавидовать любая отрасль. Так, по данным РА «Эксперт», прирост объема привлеченных по договорам лизинга средств в 2003 году в российском масштабе составил почти 50%, объема лизинговых платежей — 76%. И есть все основания полагать, что в ближайшие годы темпы роста будут еще сохранены.

В определенном смысле динамика лизингового рынка является и косвенным показателем ее экономического развития: растет рынок — идет развитие промышленности.

Сегодня на территории Прикамья действуют полтора десятка лизинговых компаний, пожалуй, крупнейшие из которых по объему текущих сделок — «Промышленная лизинговая компания», «ТопКом-Инвест». Шесть основных участников этого рынка сегодня участвуют в организованном «Компаньоном» заочном «круглом столе». Цель этого проекта — объективно оценить как сдерживающие, так и способствующие развитию лизинга на территории региона факторы, уровень спроса и предложения на этом рынке, коллегиально выявить преимущества лизинга как финансового инструмента и определить круг лидеров этого рынка.

Участники обсуждения:

Андрей Маев, генеральный директор ЗАО «Промышленная лизинговая компания»

Николай Огарков, генеральный директор ООО «РостИнвестЛизинг»

Александр Кудрявцев, директор ООО «ТопКом-Инвест»

Владимир Тачкин, член совета директоров НП «Пермский лизинговый альянс»

Дмитрий Грязнов, генеральный директор ООО «Инвест Лизинг»

Петр Пьянков, президент НПФ «Стратегия»

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Андрей МАЕВ:

— История пермского лизингового рынка насчитывает не многим более пяти лет. Еще три года назад на рынке существовало буквально несколько компаний. В первую очередь потому, что законодательно лизинговая деятельность была регламентирована довольно слабо. Первый более-менее внятный закон о лизинге появился в конце 1998 года, он и стал основой для развития этого финансового инструмента, в том числе и в Прикамье. «Промышленная лизинговая компания» была одной из первых, кто начал осваивать рынок лизинговых услуг в Пермской области.

Сегодня наш рынок очень и очень динамично развивается, расширяется круг его операторов, и уже наметился круг проблем, порожденных повышенным уровнем конкурентной борьбы, а также «узкие места» дальнейшего развития, что характерно для периода, когда рынку предстоит сделать качественный виток в развитии.

Дмитрий ГРЯЗНОВ:

— Я бы сказал, что рынок сегодня переживает период бурного роста. Во многом это связано с отменой лицензирования этого вида деятельности, что, на мой взгляд, не есть хорошо. Если зайти на сайт нашей областной налоговой инспекции, то там фигурируют уже десятки компаний, у которых только в названии упоминается слово лизинг. Это слишком много для пермского рынка и вносит в его работу определенный хаос.

Природа самих лизинговых компаний очень различна: кто-то из них является участником свободного рынка, кто-то действует в обеспечение конкретных интересов финансовых или промышленных компаний. «Инвест Лизинг», например, входит в группу компаний, решающих самые различные задачи, и лизинг предлагается ее клиентам как один из видов услуг. Для клиента это является достаточно эффективным способом закрыться от корпоративных поглощений путем перевода права собственности на основные средства.

Что, впрочем, не мешает компании полноценно и квалифицированно действовать в интересах клиентов-лизингополучателей. Но речь не об этом. Просто если мы хотим определиться с кругом лидеров рынка, то следует принимать во внимание обстоятельство разной природы его участников и — как следствие — разных задач, решение которых они при этом обеспечивают.

«С НАМИ ЛЕГЧЕ, С НАМИ ВЕСЕЛЕЕ…»

Наличие большого количества номинальных участников рынка привело к необходимости сегментирования рынка и определения той ниши и тех конкурентных преимуществ, опираясь на которые, участники строят успех своего бизнеса.

Дмитрий ГРЯЗНОВ:

— Главный предмет конкуренции в лизинговой среде — это банковские ресурсы, сегодня являющиеся практически безальтернативной финансовой базой деятельности лизинговых компаний. В условиях диспропорционально развитого банковского рынка есть «народный монополист» — Сбербанк с его невысокой стоимостью ресурсов, и есть небольшие коммерческие структуры со всеми вытекающими отсюда финансовыми возможностями.

Избирательная работа Сбербанка с лизинговыми компаниями, которые в этом случае и можно считать условно аффилированными, ставит таких счастливчиков в заведомо выгодное положение. И практически вне конкуренции. Остальные автоматически переходят в объективные аутсайдеры или состояние, близкое к тому. Ибо длинные (и дешевые — под 10-11% годовых) деньги есть главное конкурентное преимущество компаний, работающих на рынке лизинговых услуг.

Конечно, в запасе у тех, кто не имеет такого доступа, все равно есть для клиента какие-нибудь свои индивидуальные привлекательные схемы и дополнительные услуги — если бы это было не так, на рынке остались бы единицы. Мы, например, можем сделать интересное предложение предприятиям по реализации социальных проектов.

Александр КУДРЯВЦЕВ:

— Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день мы живем в экономике физических лиц. Поэтому степень доверия между людьми, которые становятся деловыми партнерами, и определяет выбор — отсюда и идеи аффилированности как гарантии надежности и прозрачности.

Думаю, реально сегодня на пермском рынке работают пять-шесть открытых лизинговых компаний, остальные — это компании, нормально встраивающиеся в систему работы какого-то предприятия или банка.

В качестве примера можно привести «ЛУКОЙЛ-Пермнефть», Пермский фанерный комбинат. Поработав с независимой лизинговой компанией — конкретно с нами, — они поняли, что ряд нерискованных операций выгоднее проводить через собственные структуры, и создали свои дочерние лизинговые компании.

Андрей МАЕВ:

— На мой взгляд, потенциал этого рынка таков, что места хватает всем его участникам. И если можно говорить сегодня о конкуренции в нашей среде, то это борьба за крупного клиента в той сфере деятельности, где риски самой лизинговой компании минимальны, при сопоставимых затратах.

Петр ПЬЯНКОВ:

— НПФ «Стратегия» является относительным новичком на рынке лизинговых услуг Пермской области. Но при этом мы далеко не новички в целом в экономическом пространстве Прикамья. И могу сказать, что с учетом потребностей пермской экономики в инвестициях, инструментом привлечения которых является лизинг, работы на этом рынке хватит всем. Другое дело, что в более привилегированном положении оказываются компании, имеющие более простой и минимально ограниченный доступ к финансовым ресурсам — то есть аффилированные. Но это скорее промежуточный этап становления рынка. Очень скоро первую скрипку на нем будут играть, как это и положено, открытые рыночные компании, хотя свое место на нем всегда найдут и другие участники лизингового процесса.

СВОБОДА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?

Владимир ТАЧКИН:

— Лицо пермского лизингового рынка определяют в первую очередь открытые рыночные компании или, во всяком случае, компании, стремящиеся к такому положению. Последние несколько лет характеризуются буквальным бумом регистрации новых лизинговых компаний. Только до 2002 года, когда было отменено лицензирование лизинговой деятельности, лицензии были выданы более чем 30 компаниям из Перми и Пермской области, что, видимо, связано с кажущейся простотой этого вида деятельности и его мифической сверхдоходностью. Но реально работающих гораздо меньше и состоятельность таких компаний в основном зависит от источника финансовых ресурсов, стоимости этих ресурсов и их доступности. «Свободных» лизинговых компаний, т.е. работающих исключительно на собственных деньгах, у нас пока нет в силу юного возраста российского лизинга.

Николай ОГАРКОВ:

— Я не считаю, что свобода превыше всего. Я считаю — ответственность превыше всего. «Ростинвестлизинг» — независимая лизинговая компания, но нашим стратегическим партнером является Западно-Уральский банк Сбербанка России, с которым у нас заключено соглашение о сотрудничестве на финансовом рынке.

Мы считаем: стратегически важно иметь таким партнером одно кредитное учреждение. Это повышает прозрачность, ответственность и, соответственно, надежность лизинговой компании.

Александр КУДРЯВЦЕВ:

— Залог удачной деятельности любой компании — это ее фактически независимое положение и при этом умение работать с самыми надежными структурами. Как финансовыми, так и производственными поставщиками промышленного оборудования. ЗАО НПФ «ТопКом», на мой взгляд, является именно такой компанией. Мы считаем себя рыночно ориентированной структурой, но ставим задачи, чтобы начать представлять в регионе каких-то производителей.

Некоторые наработки — в сфере оборудования для переработки продукции сельхозназначения — у нас уже есть. Идея заключается в том, что интересно представлять производителя именно своего региона — тогда это расширяет рынки сбыта. И это новое для нас направление.

Из финансовых структур мы работаем практически со всеми банками, но основной акцент тоже делаем на Сбербанк. С ними мы имеем крупное соглашение. Но тут нужно понимать правильно — не банк решает за предприятие, с кем будет работать лизинговая компания. Тут решает клиент. Поэтому мы и работаем с большим количеством кредитно-финансовых учреждений.

Таким образом, независимые компании находятся в условиях сразу двух видов конкуренции: за крупного клиента, способного по классической экономической формуле обеспечить 80% дохода при 20% всех трудозатрат, и за недорогие и длинные финансовые ресурсы, являющиеся их конкурентным преимуществом в глазах таких клиентов — потенциальных лизингополучателей. В результате, с одной стороны, они стремятся создавать новые бизнес-идеи и расширять комплекс услуг, предоставляемых клиентам. С другой — пытаются изыскивать дополнительные источники финансовых ресурсов, которые можно привлечь к реализации лизинговой сделки и тем самым также расширить круг своих возможностей. Некоторые из них благодаря поступательному развитию могут включать «в оборот» собственные средства, что существенно увеличивает доходы компании. И это выглядит хорошей альтернативой идее высокой надежности, под флагом которой выступают на рынке аффилированные структуры. Некоторые делают ставку на сочетание всех видов совершенствования своей деятельности.

ПРОБЛЕМА РЕСУРСА

Владимир ТАЧКИН:

— Были бы достаточные источники финансирования, можно было бы удовлетворить на порядок больше заявок — рынок к этому уже сегодня объективно готов, спрос на услуги уверенно превышает предложение. Лизинговые компании — лишь операторы, работающие с одними и теми же кредитными источниками, конкурирующие на сегодня только на уровне профессионализма сотрудников, поскольку предоставление комплексных услуг — сфера конкуренции на развитом рынке лизинга — региональными лизинговыми компаниями пока почти не предоставляется, хотя попытки есть. Но это тоже скорее будущее.

Выход — в привлечении дополнительных источников, зарубежных.

Речь не о банках — об инвесторах. Именно там мы нашли в свое время средства для развития своей компании, сейчас пытаемся расширить взаимодействие. Деньги на Западе гораздо дешевле, а российский рынок выглядит там достаточно привлекательно.

За два года активной деятельности мы наработали также некоторый объем собственных ресурсов, что позволяет нам не очень крупные сделки финансировать вообще не привлекая банки. Думаю, так поступают многие.

Дмитрий ГРЯЗНОВ:

— Лизинг — уникальный финансовый инструмент, не составляющий конкуренцию никаким другим. У него специальное назначение — развитие инвестиционного процесса.

Обычно для решения этих вопросов предприятие рассматривает либо собственные средства, либо кредитные, либо посредством лизинга. В условиях дефицита конкурентного предложения банковского ресурса преимущества имеют те из них, кто имеет возможность получать наиболее дешевый и долгосрочный. Главным образом — дешевый. К сожалению, на рынке присутствуют такие компании, которые за счет своей аффилированности (юридической или фактической) к источнику этих ресурсов лоббируют политику их предоставления только через свою компанию. При этом если вы отказываетесь от их услуг, вам либо вовсе отказывают в выдаче кредита, либо завышают процентные ставки.

Андрей МАЕВ:

— Отчасти проблему дефицита ресурсов могут решить собственные средства лизингодателей. Но лишь отчасти. Рынок очень велик.

Итак, налицо определенный дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечить которые в состоянии только крупный институциональный инвестор, воплощением которого сегодня являются банки. Начало глобальной пенсионной реформы в стране привело на этот рынок новых игроков — российские пенсионные фонды. В условиях острой конкуренции лизинговых компаний за ограниченный банковский ресурс появление альтернативного источника может существенно расширить их возможности. Или — создать определенные проблемы, связанные с необходимостью очередного качественного изменения в организации работы.

Петр ПЬЯНКОВ:

— Пенсионные фонды как реальный и первый на российском рынке институциональный инвестор способны предоставить им этот ресурс. Когда в основе лежит банковский кредит, это и определяет условия сделки — в основном по срокам: максимум на три-пять лет. И нет сегодня ни одной компании, которая могла бы сделать это на более долгий срок.

Пенсионные фонды имеют возможность вложить в этот рынок длинные — на 10-15 лет — деньги. Но при этом мы имеем очень жесткие ограничения по их инвестированию. И задача будет состоять в том, чтобы создать для них правильный инструмент инвестирования в лизинговую компанию. Например, через выпуск компанией облигационного займа — инструмент, контролируемый ФКЦБ.

Безусловно, сделать это на нынешнем уровне развития лизинговых компаний для них будет непросто, поскольку это сопряжено с серьезными расходами на организацию займа. Но те, кто своевременно оценит открывающиеся при этом возможности, получит качественно новые перспективы развития своего бизнеса.

Сегодня конкуренция между лизинговыми компаниями больше лежит в плоскости конкуренции за банковские ресурсы. Пенсионные фонды являются альтернативным источником таких ресурсов, а со временем и собственником самих банков, которые будут обеспечивать им расчетно-кассовое обслуживание, как это есть сейчас в западной экономике, где пенсионные фонды являются самыми крупными инвесторами.

КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ ЛИЗИНГ?

Сегодня в лизинг можно взять все. Ну, или практически все — от авторучки до завода. В 2003 году пермские компании наиболее активно брали в лизинг автомобили. По некоторым оценкам, до 70% дорогого легкового транспорта, приобретаемого юридическими лицами, приобреталось в лизинг.

При этом он является схемой, применение которой в ряде случаев бывает крайне полезно, а бывает, создает и дополнительные проблемы. При общей популярности лизинга операторам этого рынка тем не менее частенько приходится достаточно подробно объяснять нюансы — проблемы продвижения этого инвестиционного инструмента, и сегодня остается актуальной задачей для операторов лизингового рынка.

Владимир ТАЧКИН:

В силу того, что эффективность лизинга для лизингополучателя связана с минимизацией налогов за счет увеличения расходов на аренду имущества, этот инструмент может быть рекомендован далеко не в каждом случае. Размер компании роли здесь действительно не играет. Главное — это достаточная рентабельность бизнеса. Что касается частных предпринимателей, то для тех, чье налогообложение формируется на разницу доходов и расходов, использование лизинга может быть полезным. А вот для ЧП на «вмененке» простой кредит заведомо дешевле лизинга, хотя многие все равно обращаются к нам, так как на небольших проектах процедура получения имущества в лизинг проще и быстрее процедуры получения кредита, да и вероятность зачастую выше, так как наши компании используют в этом случае собственные ресурсы и не связаны жесткой банковской регламентацией.

Николай ОГАРКОВ:

— Лизинг нужен тем, кто считает деньги и время. Лизинговый механизм уменьшает налоговые платежи, улучшает финансовую привлекательность предприятия. Но главное, я считаю, даже не это.

Главное — это специализация и опыт работников лизинговых компаний в области налогообложения, таможенного и валютного регулирования, в подготовке банковских документов, зарубежных контрактов и работе с ними, в работе с зарубежными банками. В конечном счете, именно этим определяется конкурентоспособность лизинговой компании.

БИЗНЕС ЧЕСТНЫЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ

Итак, ставший в начале XXI века весьма и весьма привлекательным бизнесом, лизинг почти сразу превратился в арену все ужесточающейся конкурентной борьбы, где выживает не только сильнейший, но и умнейший. Тот, кто проявит больше профессионализма, изобретательности, наконец, настойчивости. И даже предложит нестандартное решение. Что, впрочем, не является прерогативой именно этого вида деятельности.

Александр КУДРЯВЦЕВ:

— Конкурентная борьба на рынке оказания лизинговых услуг сегодня идет на уровне идей. Сумел найти изюминку — твоя услуга будет востребована. Нет — значит, нет. Услуга «в лоб» никому сегодня неинтересна.

Мы не просто приходим к клиенту с предложением о лизинговой услуге. Мы занимаемся также и управленческим консалтингом, что позволяет существенно расширять рамки нашего сотрудничества. Кадровая база у нас для этого имеется серьезная — преподавательский состав РМЦПК, элита университетского экономического образования и силы бизнеса. Ведь работа с банками, поставляющими привлекательный финансовый ресурс, упрощается для лизингополучателя при грамотном бизнес-планировании.

В практике нашей деятельности ОАО «ЖБК-1» было первым предприятием, кто воспринял такую позицию. Конечно, это свидетельствует об уровне «продвинутости» руководства, без которого невозможно подобное сотрудничество. Но директор этого предприятия Николай Бухвалов является кандидатом экономических наук, что и определяет его восприимчивость к новым экономическим идеям.

Далеко не всегда это оказывается экономически обременительным для клиента: доход нашей компании формируется не только за счет вознаграждения по лизинговой сделке — мы способны предложить гораздо более гибкие схемы.

Николай ОГАРКОВ:

— В условиях возрождения экономики лизинг более востребован — вообще, любой бизнес строится на том, что решает чьи-то проблемы. Нет проблем — нет бизнеса.

Рынок и высокая конкуренция способствуют повышению уровня профессионализма лизинговых компаний. В 2002 году, когда мы выходили на этот рынок, был объявлен конкурс на стратегическое партнерство в области финансирования лизинговых операций в ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь».

Мы оказались в жестких временных условиях, поздно узнали о конкурсе. Однако выполнили расчеты по большому количеству наименований, с разными сроками амортизации, на большие суммы за субботу и воскресенье и — победили. Это задало темп работы нашей компании, и мы стараемся поддерживать этот темп.

Владимир ТАЧКИН:

— Привлекательность лизинга как бизнеса, обеспечивающего стабильный доход, привела к тому, что рынок сегодня переполнился, и лизинговые компании стали буквально толкаться локтями, что создало серьезнейшую угрозу для рынка, когда при равной стоимости денег для большинства операторов лизинга конкурировать они стали за счет снижения ставок собственного вознаграждения, то есть демпингуя. Что привело к ущемлению экономических интересов всех участников рынка.

Сегодня доходность любой пермской лизинговой компании в среднем составляет 2% от стоимости имущества, приобретаемого в лизинг, в то время как у московских компаний этот показатель значительно выше. И я полагаю, сегодня уже пришло время подумать о защите наших экономических интересов путем объединения в профессиональное сообщество, что и является одним из направлений деятельности Пермского лизингового альянса.

О МЕЛКОМ И СРЕДНЕМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Перспективы развития лизинга лежат не только внутри сферы налогообложения. Роль лизинговой компании как финансового посредника заключается в том, чтобы покупать капитал у «оптовиков» и распределять его через свою разветвленную сеть розничному потребителю в виде востребованных рынком лизинговых продуктов. И чем шире эта «сеть» клиентов, тем выше диверсификация бизнеса и стабильнее положение компании.

К тому же крупные, а значит, привлекательные в качестве клиентов предприятия нередко сами стремятся создавать дочерние лизинговые структуры, «закрываясь» от рыночных компаний. Вкупе с другими обстоятельствами это закономерно ведет к тому, что в числе потребителей рынка лизинговых услуг неуклонно будет нарастать доля мелких и средних клиентов. И если до последнего времени среднеустоявшейся ценой привлекательной сделки на рынке лизинговых услуг считалось около $50 тыс., то сегодня некоторые компании впервые заговорили о так называемом микролизинге — о сделках на сумму от 100 тыс. руб. Что существенно снижает планку для включения в орбиту лизинга новых групп клиентов.

Александр КУДРЯВЦЕВ:

— Если первый этап нашего становления характеризовался работой с крупными корпоративными клиентами — востребованность лизинга до периода отмены инвестиционной льготы была именно у них, то с 2002 года, когда, собственно, и началось реальное становление лизингового рынка, в орбите наших интересов стали появляться более мелкие предприятия. Можно сказать, что сейчас в регионе начался активный процесс вхождения в лизинг мелкого и среднего (по его объему) бизнеса.

Завод ЖБК-1, типичный представитель среднего бизнеса, стал одним из первых наших клиентов в этом сегменте рынка. В рамках программы реконструкции своего производства они недавно приобрели по лизингу новую испанскую линию по производству пустотной плиты. И поставка этой линии — только этап целой программы развития их бизнеса.

Это явно удачный пример сотрудничества, потому что сегодня одной из наших «фишек» является бизнес-планирование. Но пока еще не все участники рынка готовы воспринимать новые подходы. ОАО «ЖБК-1» в этом смысле так же, как Приборостроительная компания, — яркий пример новаторства и восприимчивости.

Андрей МАЕВ:

— На самом деле размер компании — не то, что определяет для лизинговой компании уровень ее привлекательности как клиента — была бы финансовая стабильность. Если бизнес понятный, прозрачный и устойчивый, а менеджмент грамотный (а это видно сразу), мы будем работать с этой компанией.

Владимир ТАЧКИН:

— Микролизинг действительно позволит участникам нашего рынка существенно расширить клиентскую базу за счет предприятий, нуждающихся в кредитовании на 100-500 тыс. руб. Это те объемы и суммы, в пределах которых банковское финансирование непривлекательно, а число предприятий, нуждающихся в таком достаточно небольшом кредитном ресурсе, реально очень велико.

Дмитрий ГРЯЗНОВ:

— На мой взгляд, пока еще рано говорить о распространении лизинга в сферу малого бизнеса — все-таки дешевые деньги, главный предмет интереса лизингополучателей, доступен только крупным компаниям. Мелкие еще ждут своего часа, который все равно придет: у них и потребности поменьше. Не зря у Уральского фонда поддержки малого предпринимательства лимит кредитования составляет 1 млн руб. Это будет микролизинг, который по логике должен рано или поздно заинтересовать лизинговые компании, имеющие собственные средства и заинтересованные в расширении клиентской базы.

ТОЧКИ ПРИЛОЖЕНИЯ

Петр ПЬЯНКОВ:

— 2003 год был очень интересным, когда впервые за постсоветский период потребление на внутреннем рынке выросло больше, чем на сырьевом. Если все нефтяные компании по объемам производства в физическом выражении выросли на 4%, то машиностроение, химия, переработка — на 10%. А машиностроение — это, как известно, производство средств производства — то, что активно может передаваться в лизинг. Приходит новое поколение техники и технологий, и то, в чем Советский Союз в свое время отстал на 20 лет, сегодня потихоньку начинает наверстываться. Роль первой скрипки в этом процессе отведена лизингу.

«КамАЗ», организовавший собственную лизинговую компанию с использованием иностранного капитала, увеличил за прошлый год объем сбыта своей отнюдь не дешевой продукции на 24%. Вот что значит грамотно использовать лизинг. Хотя «белые пятна» в этом смысле, безусловно, есть.

Дмитрий ГРЯЗНОВ:

— На мой взгляд, лизинг пока плохо работает с бюджетными деньгами. Известно, что у городских властей есть проблемы с пассажирскими перевозками (парк муниципальных автобусов в очередной раз сокращен на 50-70 единиц), у перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий — с производственными линиями. Но власти никак не пытаются сделать работу лизинговых компаний в этом сегменте более привлекательной. При этом на счетах бюджета так или иначе всегда имеется очень серьезный остаток, который мог бы дополнительно принести пользу. Точно так же и в здравоохранении.

Например, Ростов имеет огромный опыт лизингования сельхозтехники, и что мешает нам — непонятно. Ведь с точки зрения бюджета лизинг может быть использован и как инструмент перераспределения отчислений между федеральным и областным бюджетами в пользу последнего за счет процентных составляющих. Что может принести руководству предприятия-лизингополучателя определенные политические дивиденды.

Андрей МАЕВ:

— Мы работаем плотно с предприятиями агросектора и положительно оцениваем динамику этой работы. Здесь постоянно увеличиваются и количество клиентов, и объемы сделок. Прирост в абсолютном показателе по сравнению с предыдущим годом составил более 40 млн руб. — только в секторе сельхоз- и товаропроизводителей. По перерабатывающей отрасли — еще больше, свыше 70 млн руб.

Агродепартамент по мере возможности привлекает нас и в качестве экспертов — например, при разработке порядка субсидирования лизинговых сделок в отрасли. То есть мы участвуем в организации бюджетных отношений с предприятиями отрасли. В ходе последнего визита иностранных экспертов, посетивших Пермь по приглашению Министерства сельского хозяйства для оценки работы и для выработки рекомендаций по устройству бюджетных отношений для всех субъектов Федерации, эти наработки получили высокую оценку, ими было озвучено намерение тиражировать опыт, наработанный в Пермской области.

Петр ПЬЯНКОВ:

— С точки зрения общеэко номической лизинг может оказаться одним из решающих инструментов для поднятия, в частности, строительного рынка. Мы достаточно давно работаем в этом сегменте пермской экономики и можем констатировать, что сегодня рынок представляет собой нечто рыхлое и аморфное, не имеющее лидера. «Узким местом» в его развитии является отсутствие крупного корпоративного инвестора, роль которого по мере продвижения пенсионной реформы сыграют негосударственные пенсионные фонды. Его отсутствие сдерживает финансирование строительства новых объектов, без него подрядчики не могут обновлять средства производства. И здесь, я уверен, фонд как инвестор и лизинг как инструмент «в паре» смогут сыграть для рынка свою возрождающую и решающую роль. Именно поэтому освоение лизинга мы и включили в перечень первоочередных для освоения задач.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Для лизинга каждый год роста — это открытие новых отраслей и направлений. Сегодня в Прикамье активно развиваются целлюлозно-бумажная промышленность, перерабатывающая отрасль, расширяется лизинг в сфере легкового автотранспорта — по мнению специалистов, эти направления и будут привлекательны для работы. 2004 год должен продолжить тенденции, заложенные 2003 годом.

Николай ОГАРКОВ:

— За прошедший год объем сделок ООО «РостИнвестЛизинг» увеличился на 300 млн руб. В 2004 году — сейчас это уже можно сказать определенно — темпы роста гораздо выше. Это можно рассматривать и как косвенный признак общего улучшения экономической ситуации в Пермской области.

Считаю лизинг высокоэффективным инструментом модернизации предприятий, инструментом уменьшения рисков банка, инструментом привлечения инвестиций, поэтому его востребованность на пермском рынке будет только увеличиваться.

Петр ПЬЯНКОВ:

— Считаю, что 2004 год на лизинговом рынке в Прикамье пройдет под знаком появления нового игрока — открытой лизинговой компании «Пенсионные инвестиции», процесс оформления которой сейчас мы ведем. Эта компания наряду с другими также войдет в группу предприятий «Стратегия».

К 1 апреля мы ставим себе задачу реорганизовать ее в ОАО, выпустить акции и — самое главное — мы сразу же готовим для нее выпуск облигационного займа. Сами выкупим его, и это те деньги, которые мы будем вкладывать в развитие пермской экономики через инструменты, контролируемые ФКЦБ, как того требует закон о пенсионных фондах. И как вы понимаете, облигационный заем для развития выгоднее, чем кредит в банке. Наши планы — вкладывать в лизинг 1/5 часть своих резервов.

В переводе на рубли это составит около 40 млн руб., и к концу года объемы этих вложений должны увеличиться в разы.

Не менее активно «росли» в 2003 году сельхозперерабатывающая отрасль, стройиндустрия, рынок полиграфического оборудования. Ожидается, что в 2004 году динамично будет происходить заключение лизинговых соглашений в сфере лесопромышленного комплекса — приоритетного для Пермской области, телекоммуникаций и высоких технологий.

Лизинг, как дельфин — утопающего из воды, выносит экономику Пермского края из состояния кризиса. И если до недавнего времени первую скрипку на лизинговом рынке, как и везде, где дело касается финансовых ресурсов, играли московские компании, то 2003 год прошел в России под знаком удвоения активов региональных компаний, сегодня уверенно теснящих столичных конкурентов. Увеличение доли сделок, заключенных региональными операторами, в общем объеме лизинговых договоров РФ составило 2%. И значительную часть этого прироста дали компании Уральского региона, включая Пермскую область.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться