СИСТЕМА СУХАНОВА
Зарубежные кардиохирурги считают, что им есть чему поучиться у своих пермских коллег
Зарубежные кардиохирурги считают, что им есть чему поучиться у своих пермских коллег
На прошлой неделе в Перми побывала делегация специалистов в области кардиохирургии из Великобритании, США и Германии. Для некоторых из них это уже не первый приезд. Очевидно, предыдущие визиты оказались плодотворными.
Что дает такое взаимодействие американской и российской сторонам? Как удается применять полученный опыт? Как проходит общение представителей двух разных культур? Об этом рассказывает кардиохирург, профессор клиники Мейо (Рочестер, штат Миннесота, США) Кентон Джеймс Зер.
— Вы приезжаете в Пермь уже пятый раз, расскажите, как началось ваше взаимодействие с пермским Институтом сердца?
— Дело в том, что у нас с профессором Сергеем Сухановым есть общий друг, который работает в Израильском центре сердца. Именно он подал идею, что наше сотрудничество может быть плодотворным. Клинике Мейо, которую я представляю, уже больше 100 лет, у нас очень хорошие традиции, уже 50 лет мы ведем целую медицинскую программу. Поэтому целью первого визита в Пермь, к профессору Суханову, было передать накопленные знания, помочь освоить более сложные операции.
— В этот визит вы большое внимание уделили проблеме трансплантации биологических клапанов сердца. Почему именно ей?
— Операция Росса — так называется этот вид трансплантации — это одно из наиболее сложных направлений в кардиохирургии. Одновременно это очень перспективное направление. Дело в том, что у механических клапанов есть ряд недостатков. Во–первых, после их трансплантации человеку приходится внимательно следить за состоянием свертываемости своей крови. Во–вторых, механический клапан, в отличие от биологического (гомографта), не может расти. А для детей и подростков это обязательное условие. В один из своих прошлых визитов я проводил трансплантацию гомографта мальчику 13 лет, в этот раз я с ним увиделся. Он здоров и счастлив и даже подрос на 18 сантиметров!
— Какой опыт дало вам общение с пермскими коллегами?
— Каждый визит мы проводим различные операции, при этом наши пермские коллеги узнают что–то новое для себя, и мы также получаем неоценимый опыт.
Профессор Суханов создал систему, которая очень хорошо работает, на ее примере мы учимся, как можно организовывать работу. Вместе мы проводим довольно сложные операции, например, операции при аневризмах, обсуждаем послеоперационное ведение больного. Меня порадовало, что после моего последнего визита количество операций увеличилось вдвое. И здесь тоже есть что перенять.
Сергею Суханову удается проводить операции высокой степени сложности, но расходовать при этом гораздо меньше материалов, чем, например, это принято у нас. В штатах 17% ВВП тратится на здравоохранение, но, общаясь с Сухановым, я понял, что эту цифру можно значительно уменьшить.
Если серьезнее, мне очень нравятся здешние люди. Пермские врачи — благодарная публика. Я читал лекции и в наших клиниках, и бывало, что к ним люди относились с безразличием, а то и спали. В Перми такого не было никогда! Здесь врачи более увлеченно, заинтересованно относятся к предмету. Возможно, это объясняется и малодоступностью информации.
— Вы — представитель иной культуры. Какое отличие вам бросилось в глаза при общении с россиянами?
— Мне кажется, что русские больше, чем мы, ощущают связь с местом, откуда они, с историей страны. Быть русским — это особое чувство, в Штатах такого нет. Наша страна формировалась благодаря эмигрантам из разных стран, поэтому нашу культуру можно назвать поп–культурой. А в России, мне кажется, очень сильно чувство сопричастности к культуре, которая складывалась тысячелетиями.
Очень характерный знак — то, что на балетных представлениях практически 50% зрителей — это дети. А однажды я заметил, что в перерыве между операциями одна из анастезиологов читает сборник Александра Блока! У нас такое представить трудно...
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.