Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Наш подход к регулированию событий очень ненавязчивый

Заместитель главы администрации Оксфорда рассказал о том, как муниципалитет поддерживает культуру

Поделиться

Функционал заместителя главы администрации Оксфорда Тима Садлера на удивление широк и разнообразен. Здесь и жилищно-коммунальное хозяйство, и внешнее благоустройство, и организация муниципальных закупок, и спорт, и молодёжная политика, и культура… Побывав в Перми в рамках празднования 20-летия побратимских отношений наших городов, представитель администрации города-побратима обсудил проблемы управления многоквартирными домами с председателями пермских СТОСов и ТСЖ, а потом легко перешёл на разговор о проблемах культурной политики.

— У вас на удивление много обязанностей, и они очень разные. Как вы успеваете разбираться во всех этих сферах?

— Для этого мне не надо разбираться во всём, достаточно знать основы менеджмента. У нас отличная команда специалистов в отдельных отраслях, и моя функция сводится к коммуникации между администрацией города и специалистами.

— Культурная политика — это всегда проблема выбора. К примеру, есть ли у вас в Оксфорде профессиональные театры и как вы определяете, какую поддержку и кому из них оказать?

— У нас два профессиональных театра, они оба частные. «Новый театр» — это коммерческое предприятие. Он ставит высокопрофессиональные, высокобюджетные музыкальные шоу, которые показывает и в Лондоне, и за рубежом. Этому театру мы, как правило, не оказываем поддержки.

Театр «Пегас» — драматический, который ставит Шекспира, Гарольда Пинтера и другую классику, и он нередко получает муниципальные гранты, одобренные городским советом. Кроме того, мы поддерживаем любительские детские театры и даём гранты профессионалам, которые готовы заниматься с детьми.

— Кто принимает решение, какому театру нужно оказать муниципальную поддержку?

— Совет решает.

— А каковы критерии?

— Главный критерий — ценность некоммерческой работы. Мы интересуемся потребностями людей, изучаем результаты опроса и проводим голосование. На основе этих исследований мы пишем запрос на театральную продукцию, и театры делают свои предложения. Мы сравниваем их и выбираем лучшее.

— А каких людей вы опрашиваете? Просто жителей Оксфорда? Это всенародный опрос?

— Мы выдаём небольшие гранты на проведение питчинга. Театр, который получил грант, собирает заинтересованную публику, представляет ей проекты, и публика высказывается, что ей нравится, а что нет. Просто поднимают руки. Мы стараемся сделать распределение грантов на проекты в сфере искусства интерактивным, задействовать как можно больше новых людей, чтобы стимулировать интерес и стремление участвовать в этой деятельности.

Решение, принятое на этой процедуре, городской совет оформляет в виде задания театру.

— При принятии решения играет ли роль цена, которую просит театр за свои услуги? Вы выбираете то предложение, которое дешевле?

— Нет, мы смотрим только на качество.

— Кто приходит на питчинги в качестве зрителя? Простые люди? Но ведь известно, что толпа хочет «хлеба и зрелищ». Если всегда идти на поводу у вкусов толпы, то вряд ли стоит рассчитывать и на развитие профессионального искусства, и на рост культурного уровня горожан…

— «Хлеба и зрелищ» — это не про Оксфорд. В Оксфорде — «хлеба и футбола»! У нас все помешаны на футболе. Если бы мы полностью полагались на мнение горожан, то весь культурный бюджет уходил бы на футбол! Устройте футбол, раздайте еду — и люди к вам потянутся…

Но на питчинги в качестве зрителей приходят «продвинутые» горожане, те, кто заинтересован в развитии культуры и разбирается в искусстве. При этом мы стараемся не фокусироваться на одном мнении. Мы считаем, что есть не «культура», а «много культур», поэтому мы учитываем разные мнения, стараемся поддерживать начинания, которые отвечают разным интересам.

— Какие ещё культурные институции кроме театров пользуются поддержкой городского совета Оксфорда?

— Мы стараемся поддерживать некоммерческие проекты в сфере искусства. Мы не занимаемся кинопрокатом, концертами популярных музыкантов и тому подобными предприятиями, это забота бизнеса. Кроме того, нам повезло: главные культурные институции в городе поддерживает Оксфордский университет. Например, ему принадлежит большой, всемирно знаменитый Эшмоловский музей искусства и археологии, в котором собраны сотни тысяч артефактов за всю историю человечества.

Но мы поддерживаем художественную галерею Modern Oxford, специализирующуюся на современном искусстве. Мы позволили ей работать в муниципальном здании и не просим арендную плату, а также дали большой грант на развитие. У нас есть муниципальный музей, который специализируется на социальной истории Оксфорда, истории населения города, рассказывает о том, как город рос и развивался. С Эшмоловским музеем мы тоже сотрудничаем.

Мы поддерживаем не только институции, но и события. Например, Неделю танца в Оксфорде, когда проходит множество танцевальных событий — от гастролей классического балета до баттлов брейк-дансеров. У нас есть специальный сотрудник, который занимается развитием танцевальной культуры в городе.

— Стало быть, вы поддерживаете современное искусство? Почему не классическое?

— Мы поддерживаем классический театр, классическую музыку. Что касается изобразительного искусства, то здесь классика вряд ли нуждается в поддержке. Она уже заявила о себе, нашла своё место, в том числе на рынке. В изобразительном искусстве мы стараемся поддерживать институции, которые работают с ныне живущими художниками, дают им возможность творить.

— Вы как-то регулируете уличное искусство?

— Очень популярный вопрос в наши дни! Нам хочется, чтобы городской центр жил и привлекал зрителей, но нам не хочется, чтобы улицы перегораживала толпа. Это сложная ситуация по всей Британии, не только в Оксфорде. Сейчас мы разрабатываем новые правила проведения уличных событий. Нам бы не хотелось мешать людям самовыражаться, поэтому мы встреваем только тогда, когда ситуация экстремальная. Например, если рок-группа загораживает вход в магазин и играет там целый день, мешая работе бизнеса, этого мы допустить не можем. Но в целом наш подход к регулированию уличных событий очень ненавязчивый.

Кроме того, есть несколько муниципальных площадок под открытым небом, на которых проходят концерты. Если концерт коммерческий, то мы берём арендную плату, если некоммерческий, то плата снижается или мы вообще разрешаем выступать бесплатно.

— А как вы решаете проблемы размещения паблик-арт-объектов? Кто решает, какая скульптура хороша для Оксфорда и где она должна быть установлена?

— У нас есть принцип «один процент на искусство». Это значит, что все, кто строит новое здание в Оксфорде, должны заплатить 1% от стоимости сооружения в фонд, который развивает паблик-арт. В составе городской администрации есть специальный чиновник, который занимается паблик-артом, и вместе с предпринимателем, с архитектором, который проектирует для него здание, со скульпторами и художниками они решают, какие арт-объекты украсят новостройку и пространство рядом с ней.

Это касается и муниципальных проектов. Когда мы перестраивали общественный центр в одном из районов Оксфорда, мы выделили процент от стоимости реконструкции на арт-объекты и к обсуждению пригласили как можно больше людей, в том числе школьников, потому что хотели, чтобы новое произведение искусства говорило о нас, о жизни людей этого сообщества.

Так что паблик-арт у нас развивается практически полностью за счёт девелоперов.

— Вы привлекаете к принятию решений по объектам паблик-арта экспертов или всё решают чиновники и школьники?

— У нас есть, если можно так сказать, самоназначенные эксперты! Люди, которые берут на себя труд переговорить с членами сообщества, с молодёжью, с художниками и делают заключение: «Это нам подходит, это произведение высокого художественного качества». Нам точно не надо, чтобы паблик-арт на наших улицах был очень-очень культурным, но ничего не говорил нашим людям. Люди должны симпатизировать этому объекту, иначе им ни за что не объяснишь, какое это великое произведение искусства.

— Оксфорд — очень красивый старинный город. Значит ли это, что городской центр не должен меняться вообще, или всё-таки что-то новое может там появляться?

— Я думаю, что Оксфорд — город очень либеральный, но в то же время и консервативный в некоторых смыслах: нам нравится город таким, какой он есть. И всё же, если вы приходите с интересной архитектурной идеей, которая может по-новому интерпретировать наш город, она нас может заинтересовать. Эшмоловский музей недавно расширил свою площадь — был создан очень красивый и очень современный пристрой к классическому зданию, он позволил по-новому интерпретировать великолепную коллекцию этого музея. Если вы предложите что-то настолько же интересное — по дизайну, по материалам, по воплощению — почему бы и нет? А иначе мы получим огромный протест!

— Ну, вот представьте себе: ваш муниципальный Музей истории Оксфорда настолько расширил коллекции, что не вмещается в нынешнее здание. Вам нужно построить что-то новое, и срочно, но у городского совета нет денег на то, чтобы проводить архитектурные конкурсы и строить что-то по оригинальному современному проекту. Как вы выйдете из положения? Будете ли вы строить что-то простенькое, незатейливое, недорогое?

— Это зависит от места расположения нового здания. Такое здание нельзя построить в историческом центре, не позволяет генплан. Но где-нибудь на окраине это возможно. В Оксфорде таких прецедентов пока не было, но в мире это очень распространено: новое музейное здание на окраине города может быть снаружи чем-то вроде ангара, но внутри — хороший свет, интересная экспозиция, интересный дизайн. Почему нет? Всё зависит от местности! Мне кажется, именно так построено здание Третьяковской галереи на Крымском Валу.

— Вы говорили, что поддерживаете институции, которые дают художникам возможность творить. А бывает так, чтобы городской совет Оксфорда поддерживал творческую личность напрямую? К примеру: вдруг оказывается, что в Оксфорде живёт великий писатель. Может ли совет назначить ему персональную стипендию, чтобы этот писатель продолжал жить и творить в Оксфорде и тем самым прославлял город? Или, например, есть великий дирижёр, который может к вам приехать и развивать музыкальную культуру в городе: организовать оркестр, проводить концерты, фестивали… Будет ли городской совет спонсировать его деятельность?

— Нет, мы такого не делаем. Но! Подобные персональные проекты бывают в Оксфордском университете — при условии, что этот великий человек будет не только творить, но и обучать студентов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться