ТЯГОТЫ ПЕРМСКОГО ЛЕГПРОМА

Поделиться

Несмотря на вполне ощутимые достижения, развитие Пермской области идет не так гладко, как хотелось бы. В экономике региона до сих пор достаточно слабых мест, имеющих эффект «ложки дегтя в бочке меда». Причем проблемы существуют как на макроэкономическом, так и на отраслевом уровнях. В частности, кроме успешных энергетической и топливной отраслей, существует ряд секторов экономики, работа которых крайне нестабильна и находится на грани убыточности. Но даже по сравнению с ними гораздо более мрачно выглядит легкая промышленность Прикамья — отрасль, давно эту грань перешагнувшая.

Швейная, «младшая сестра» текстильной

В экономике Прикамья представлены все три основные подотрасли легкой промышленности: текстильная, швейная, а также кожевенная, меховая и обувная (последние, согласно классификатору отраслей народного хозяйства, объединены в одну). Из них наибольшее значение для экономики региона имеет текстильная, на долю которой в 2002 году приходилось порядка 70% всего производства в стоимостном выражении. Интересно, что по итогам первых десяти месяцев 2003 года текстильная промышленность увеличила свой вес уже до 75%. Из них 55% продукции произведено предприятиями шелковой промышленности, 20% — трикотажной.

Второй по значимости остается швейная промышленность: несмотря на серьезнейшие проблемы, ее предприятия в 2002 году произвели 28% продукции всей легкой промышленности в стоимостном выражении. 2003 год оказался менее удачным: удельный вес швейной промышленности сократился до 21%.

Из трех основных подотраслей легкой промышленности кожевенная, меховая и обувная является наименее развитой в Пермской области, хотя ее доля и растет рекордными темпами: с 2% в 2002 году до 3,2% по итогам января–октября 2003 года.

Таким образом, структура легкой промышленности Пермской области значительно отличается от общероссийского легпрома, где только 49% общего объема продукции приходится на текстильную промышленность, 31% — на швейную и 20% — на кожевенную, меховую и обувную.

Количество субъектов хозяйствования, представляющих легкую промышленность Прикамья, в соответствии с установившейся в последнее десятилетие тенденцией снизилось с 32 в 2002 году до 26 в октябре 2003 года. Две трети всех предприятий отрасли работают в сфере швейного производства, что понятно: организовать его относительно несложно благодаря невысокой капиталоемкости и доступности технологий. В текстильной промышленности работают всего пять предприятий, в кожевенной, меховой и обувной — четыре.

Несмотря на то, что в частной собственности находится лишь немногим более половины всех предприятий легкой промышленности, их продукция в стоимостном выражении значительна и составляет порядка 80% производства отрасли.

В настоящее время на предприятиях легпрома Пермской области трудятся 11 тыс. работников. По сравнению с 1995 годом их число снизилось на 36%, и теперь на долю отрасли приходится лишь 1,2% всех занятых в экономике Прикамья.

Одной из основных причин нетто–оттока кадров, не прекратившегося и по сей день, является низкий уровень отраслевых зарплат. Так, в первые месяцы 2003 года средняя начисленная заработная плата на пермских предприятиях легпрома составляла 3,1 тыс. руб., что ниже показателя любой другой отрасли промышленности и лишь немногим больше аналогичных показателей бюджетной сферы. К среднему уровню зарплаты в целом по экономике Прикамья цифра легпрома составляет лишь 58%, а в сравнении с промышленностью и того меньше — 46%. Наименьший уровень оплаты труда характерен для кожевенной и швейной промышленности, в текстильной же ситуация значительно более благоприятная.

Средняя зарплата в легкой промышленности растет медленнее, чем в среднем в целом по региону и, в частности, по промышленному сектору. Кроме того, столь невысокие темпы роста заработной платы не покрывают инфляцию.

В результате такого положения дел к концу третьего квартала 2003 года доля замещенных рабочих мест на предприятиях отрасли составляла 87% — по сравнению с 94% годом ранее. Однако и эта цифра не отражает реального положения вещей. На деле в легкой промышленности существует масштабная скрытая безработица. Даже в относительно успешном для отрасли 2000 году ее уровень составлял порядка 38%(!) от списочной численности занятых в легпроме. Сюда относятся работники, отправленные в отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации. Кроме того, часть работников переведена на режим неполного рабочего дня.

Наиболее активно идет процесс высвобождения кадров в швейной промышленности, что неудивительно: условия в этой отрасли по сравнению с текстильной и обувной наименее благоприятные.

Свободное падение

В 2002 году легкой промышленности не удалось переломить тенденцию падения объемов производства. В стоимостном выражении выпуск товаров снизился по сравнению с уровнем 2001 года на 7,4% и составил почти 1,5 млрд руб. Упал также выпуск отдельных видов продукции. Объем производства швейных изделий в Пермской области в стоимостном выражении снизился на 6% и составил 193 млн руб. В условиях практически полного отсутствия роста цен производителей в отрасли можно говорить об аналогичном снижении физических объемов производства. Таким образом, швейная промышленность вновь вернулась на уровень 2000 года. Судя по итогам первых десяти месяцев 2003 года, в текущем году следует ожидать некоторого улучшения ситуации.

Негативная тенденция 2002 года особенно сильно отразилась на производстве шелковых тканей (их метраж снизился на 19%) и бельевого трикотажа (–12%). В то же время производство чулочно–носочных изделий увеличилось очень значительно — почти на 30%, а верхнего трикотажа — на 54%.

Производство практически всех ос новных видов продукции легкой промышленности к настоящему моменту более или менее восстановилось после предкризисного падения. Например, чулочно–носочных изделий сейчас в Пермской области производится столько же, как и в 1993–1994 годах, выпуск шелковых тканей находится на уровне 1994 года. И все же это значительно меньше, чем в 1990 году, до начала кардинальных экономических реформ.

Как следствие, стоимостные показатели объемов производства легкой промышленности далеко не впечатляющи. Сегодня отрасль занимает скромное место в структуре экономики Пермской области. По результатам 2002 года на ее долю приходилось лишь 1,2% стоимости произведенной промышленной продукции, а по итогам января–октября 2003 года и того меньше — 1,0%. Столь незначительные цифры лишний раз говорят о том, что Пермская область является регионом, ориентированным в первую очередь на тяжелую промышленность.

В то же время они примерно соответствуют общероссийским показателям: в целом по России доля легпрома составляет порядка 1,3%.

К началу 1990–х годов удельный вес легкой промышленности Прикамья был значительно выше и составлял более 7% (в целом по России — почти 11%). Однако последнее десятилетие ХХ века оказалось настоящим испытанием как для российского, так и для прикамского легпрома. Благодаря инфляции объем производства отрасли в текущих ценах вырос к 2002 году в 1636 раз по сравнению с уровнем 1990 года. Но эта цифра столь же обманчива, сколь и внушительна: реальное производство 2002 года сократилось за этот же период примерно на три четверти.

Нужно отметить, что особенно сильное падение производства пришлось на первую половину 1990–х годов, и к 1998 году физический объем производства легкой промышленности Прикамья упал до отметки 18% к уровню 1990 года. Дефолт 1998 года дал новый шанс текстильщикам, швейникам, обувщикам и кожевникам: эффект импортозамещения изменил структуру спроса в пользу товаров российских производителей. Последние сумели воспользоваться благоприятной для них конъюнктурой и восстановили объемы производства практически до уровней 1995–1996 годов. Именно эффектом импортозамещения объясняются успехи легпрома периода 1999–2001 годов, когда в отрасли имел место рост объема произведенной продукции. И все же восстановление производства шло более низкими темпами, чем в целом по промышленности, где, впрочем, и падение не было столь значительным.

Однако уже в первой половине 2002 года последствия дефолта для легкой промышленности в основном исчерпали себя, и по итогам прошлого года в отрасли вновь был отмечен спад. Экстраполяция первых десяти месяцев 2003 года на весь год говорит о преодолении негативной тенденции, однако это лишь несколько приостановит отступление легкой промышленности Прикамья даже с тех скромных позиций, что она занимает сейчас.

И это неудивительно. В настоящее время нормальному развитию отрасли препятствует множество проблем, ключевые из которых, пожалуй, так или иначе связаны с низкой конкурентоспособностью предприятий легкой промышленности.

Проблемы конкурентоспособности

После распада СССР были утеряны связи с производителями дешевого сырья для легкой промышленности России — предприятиями бывших среднеазиатских республик. Переориентация на закупку сырья на мировом рынке привела к росту цен на продукцию отрасли и явилась одним из факторов, значительно снизивших ее конкурентоспособность.

Другой негативный с точки зрения конкурентоспособности фактор — ориентация производства на выпуск большого количества однотипной продукции. В то же время в условиях наличия широкого выбора потребители в идеале ориентируются на уникальную либо, по крайней мере, выпущенную небольшими партиями одежду и обувь.

Качество продукции легкой промышленности — еще один немаловажный фактор, оказывающий влияние на уровень конкурентоспособности отрасли. По показателям дизайна и эргономичности российская продукция в большинстве случаев уступает импортной, громоздкие предприятия легпрома не всегда успевают отслеживать изменения в производственных технологиях и тенденции мирового рынка. Впрочем, зачастую отечественная одежда и обувь является более ноской. Но и это не всегда можно считать неоспоримым преимуществом, особенно с точки зрения молодых, следящих за модой людей, поскольку они предпочитают менять некоторые предметы гардероба каждый сезон, а не носить одни и те же вещи годами.

На качество продукции легкой промышленности оказывает влияние и работа отраслей экономики, продукцию которых она использует. Например, для производства тканей важными являются результаты работы химической промышленности, для швейной и текстильной промышленности важна фурнитура. И то, и другое определяет внешний вид готовой продукции и, как следствие, уровень спроса на нее.

В обоих указанных случаях в целях повышения конкурентоспособности предприятиям легкой промышленности приходится ориентироваться на импортное сырье и материалы. Причина этого — низкие стандарты качества, сложившиеся во времена тотального дефицита, а также технологическая отсталость российской промышленности.

Крайне неразвитым на многих предприятиях отрасли остается маркетингово–сбытовое направление. Предприятия, начавшие работать в дореформенное время, лишь в последние годы пытаются использовать новые подходы к продвижению товара, теми или иными методами бороться за покупателя.

В целом можно сказать, что низкая конкурентоспособность предприятий отрасли в основном объясняется их неготовностью работать в условиях рыночной экономики. Серьезнейшая проблема, порождаемая этим фактом, — низкий уровень спроса на продукцию российского легпрома.

Легкая промышленность ориентирована на конечный спрос, поэтому ее состояние напрямую зависит и от уровня доходов населения. Кризис 1998 года пошел на пользу предприятиям отрасли именно потому, что вынудил население покупать более дешевую ткань, одежду и обувь отечественного производства. Однако как только страна оправилась после дефолта и благосостояние населения вновь улучшилось, спрос на продукцию отечественного легпрома немедленно упал за счет переориентации покупателей на импортные товары.

Ситуацию усугубил мощнейший рост нелегального импорта одежды и обуви. В настоящее время на долю «челноков» приходится от 80 до 90% общего объема импорта товаров легкой промышленности. Не уплачивая пошлины и налоги в полном объеме, «челноки» имеют возможность продавать товары дешевле, чем импортеры–юридические лица. Поэтому последние не выдержали конкуренции с нелегальным импортом точно так же, как и предприятия легпрома. В результате официальный объем импорта швейных изделий и обуви сократился очень значительно. К тому же дорогие товары лучших мировых производителей не являются конкурентами для традиционных отечественных производителей. Их целевая группа — 10–15% наиболее обеспеченных россиян, а на эту нишу рынка отечественные предприятия не претендуют.

Еще одним серьезным конкурентом большинству российских предприятий легкой промышленности являются успешные отечественные брэнды, созданные «с нуля» либо на базе уже существующих производственных комплексов. Как показывает практика, спрос на продукцию таких производителей значителен, чему способствует их современный дизайн, хорошее качество и невысокие цены. Спросом потребителей пользуется также продукция, производимая различными мелкими ателье и студиями, а также частными предпринимателями.

Завершая характеристику групп конкурентов российских предприятий легпрома, отдельно следует упомянуть нелегальное внутрироссийское производство. Особенно губительно сказывается такая деятельность на положении предприятий швейной и обувной промышленности.

Таким образом, к настоящему моменту в отрасли сложилась достаточно напряженная конкурентная ситуация, чему дополнительно способствовал ряд обстоятельств. Во–первых, российский рынок продукции текстильной и легкой промышленности достаточно объемен: ежегодно тканей, готовых текстильных изделий и обуви в России продается на $20–25 млрд.

Во–вторых, товары, производимые предприятиями легкой промышленности, — одежда, обувь, ткани, удовлетворяют одни из основных физиологических потребностей человека. Это значит, что спрос на них устойчив и лишь в малой степени подвержен колебаниям, а это обеспечивает производителю в случае завоевания определенной рыночной ниши стабильный объем сбыта и, соответственно, дохода.

И, наконец, преимущества современных российских и зарубежных производителей симметричны слабым сторонам предприятий легкой промышленности. Их продукция создана с учетом последних тенденций моды, использованием современных технологий и материалов. Зачастую они имеют возможность наиболее полно учесть желания конкретного заказчика. А это гарантирует повышенный интерес к их продукции со стороны покупателей.

Кроме того, альтернативные производители полностью осознают важность разработки правильной маркетинговой политики, что позволяет им привлекать дополнительных клиентов и покупателей.

Финансовый тупик

Низкая конкурентоспособность предприятий легкой промышленности Прикамья приводит к необходимости максимального снижения цен, что ухудшает их и без того плачевное финансовое состояние. Возникают такие проблемы, как сложности с оборотными средствами, неполная загрузка оборудования и невозможность обновления основных средств. Все вышеперечисленное является причиной роста затрат и дальнейшего снижения конкурентоспособности продукции отрасли.

Финансовое положение предприятий легкой промышленности крайне тяжелое. Просроченная кредиторская задолженность на 1 октября 2003 года равнялась 100,3 млн руб., что составляет 6,4% суммарных активов отрасли. Основная ее часть (51,6%) приходится на задолженность перед поставщиками. 52% всей просроченной задолженности имеет длительность свыше трех месяцев. Надо отметить, что просроченная задолженность числится за подавляющим большинством (25 из 26) предприятий отрасли.

Просроченная дебиторская задолженность легкой промышленности на ту же дату составляла 57,5 млн руб., в том числе 54,3 млн руб. — длительностью свыше трех месяцев. 48,5% всей просроченной дебиторской задолженности приходится на задолженность покупателей за полученную, но неоплаченную продукцию.

Сальдированный финансовый результат легкой промышленности Пермской области стабильно является отрицательным. Суммарный убыток на 1 сентября с начала 2003 года составил более 31,5 млн руб., основная часть из которых приходится на швейную промышленность, где убыточными были 11 из 16 предприятий. В целом по легкой промышленности доля прибыльных предприятий составляет лишь 32%.

Трикотажная промышленность является наиболее эффективно работающей: при невысоком удельном весе в производстве на ее долю приходится почти 70% всей прибыли, полученной предприятиями легпрома в январе–августе 2003 года.

Неосновной капитал

Сложное финансовое положение предприятий легкой промышленности не позволяет им решить одну из самых сложных проблем: проблему модернизации основного капитала. Вопрос обновления оборудования в отрасли является одним из важнейших: процент износа составляет порядка 50% (в среднем по России — 56%). В то же время проблема достижения конкурентоспособности за счет лучшего качества и более низких затрат становится все острее, что и определяет необходимость закупки нового оборудования. В настоящее время по техническому оснащению, согласно оценкам экспертов, легкая промышленность России отстала не только от передовых стран, но и развивающихся стран Юго–Восточной Азии, Турции.

Ежегодно на предприятиях легкой промышленности Пермской области обновляется только 1% всех основных средств. Это меньше, чем в целом по промышленности, где эта цифра находится на уровне порядка 6%. В то же время выбытие основных фондов происходит быстрее, чем в других отраслях. Переоснащение предприятий сдерживается, в частности, недостаточными объемами производства технологичного оборудования в России: например, производство прядильных машин и ткацких станков к 2001 году снизилось по сравнению с уровнем 1995 года в 9,5 раза.

В этих условиях важную роль играет объем инвестиций, осуществляемых на предприятиях легкой промышленности. На протяжении второй половины 1990–х годов удельный вес отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал промышленности Пермской области снижался. Если в 1995 году он составлял 0,6%, то в 2000 году — 0,1%. По итогам 2002 года эта цифра увеличилась до 0,2%, при этом абсолютный объем инвестиций возрос в 2,4 раза. Это максимальный рост среди всех отраслей промышленности.

Инвестиции, осуществленные в основной капитал отрасли в 2002 году, составили 59,5 млн руб., это на 44% больше, чем в успешном для отрасли 1999 году и в 5,5 раза больше уровня 1995 года. Однако с учетом темпов инфляции 1995–2002 годов можно говорить о росте инвестиций в основной капитал легкой промышленности в реальном выражении лишь по отношению к 1999 году. Причем перспективы инвестиционного климата легпрома оцениваются экспертами как далеко не радужные.

Одновременно с недостаточностью собственных средств на обновление основных фондов для предприятий легкой промышленности характерна проблема неполной загрузки производственных мощностей. В частности, процент использования мощностей по производству кожаной обуви составляет порядка 25%, а трикотажных изделий — всего 15–20%. В то же время близка к оптимальной загрузка оборудования по производству чулочно–носочных изделий (72,7%).

Спасение утопающего

Существующие проблемы неизбежно ставят легкую промышленность в ряд аутсайдеров экономики региона. В этих условиях единственная возможность отрасли хотя бы частично сохранить свои позиции состоит в полной и всесторонней модернизации производства.

Попытки повышения качества могут основываться на закупке импортного, более совершенного оборудования. Оно позволит не только повысить качество, но и изменить структуру выпускаемой продукции, а также отказаться от производства большого количества однотипной продукции в пользу мелкосерийного выпуска. В этом случае предприятие окажется в состоянии корректировать свой ассортимент адекватно тенденциям рынка. Однако импортное оборудование остается слишком дорогим для российских предприятий, несмотря на принятое Правительством РФ решение о снижении таможенных пошлин на его ввоз. Единственным вариантом является закупка основных средств в рамках создания совместных предприятий с привлечением иностранного капитала, что тоже проблематично: легкая промышленность не является привлекательной сферой для иностранного капитала, и его вложения носят единичный характер.

Важнейшим условием повышения конкурентоспособности является также приобретение современных технологий.

Кроме того, необходимо также более внимательно подойти к выбору сырья и материалов. Частичный отказ от импортного сырья в пользу отечественного там, где это целесообразно (в частности, в текстильной промышленности), позволит сократить затраты, а значит, и повысить рентабельность производства.

Одним из эффективных элементов стратегии развития легкой промышленности могут стать институциональные преобразования. Вероятно, целесообразным будет сокращение производственных предприятий в отрасли. Вместо крупных комбинатов, обремененных огромными неиспользуемыми или слабо используемыми фондами и многочисленными обслуживающими и вспомогательными службами, могут быть созданы структуры холдингового типа. При этом производственные, обслуживающие и вспомогательные подразделения следует выделить в отдельные производства, самостоятельно зарабатывающие средства на свое развитие. В этом случае они останутся под контролем общей управляющей компании, которая будет решать задачи маркетинга и сбыта продукции, управления финансами и инвестиционного развития, юридического обеспечения и рекламы, выполнять другие функции централизованного управления. За примером эффективно работающих холдингов ходить далеко не надо: в таком формате вполне успешно работает ЗАО «Чайковский текстиль».

Перспективным является создание корпоративных объединений по принципу как вертикальной, так и горизонтальной интеграции. В первом случае появляется возможность быстрого реагирования на запросы рынка путем создания гибкого ассортимента. А второй вариант организации бизнеса дает возможность более эффективно перераспределять финансовые ресурсы, направляя их туда, куда необходимо, а также исключить переплату поставщикам промежуточной продукции.

И все же, несмотря на определенные возможности дальнейшего развития, легкая промышленность остается одной из наиболее проблемных отраслей региона. С одной стороны, в настоящее время нормальной деятельности предприятий отрасли препятствуют столь серьезные факторы, что обойтись без поддержки государства и региональных властей просто немыслимо. С другой — легпром объективно так мало значит для Прикамья, что его проблемам органы власти и пресса уделяют несравнимо меньше внимания, чем нефтяным и химическим компаниям. В итоге получается своеобразный снежный ком, растопить который в ближайшие годы не представляется возможным.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться