ДРАМА. ВОДЕВИЛЬ. ЗАНАВЕС!
«Волшебная кулиса» стала триумфом «Новой драмы» и новой оперы
Заключительный вечер фестиваля «Волшебная кулиса», так славно начавшийся показательным выступлением екатеринбургского Театра юного зрителя, продолжился неформально, слегка «капустно», с массой забавных недоразумений и даже слабой попыткой хорового исполнения «самопального» гимна Союза театральных деятелей. Недаром художественный руководитель пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов вспомнил о старинной русской театральной традиции: в первом отделении давать серьезную драму (в роли которой выступила «Каштанка»), а во втором, когда народ уже побывал в буфете, — водевиль. Роль водевиля исполнила церемония награждения лауреатов 7–го фестиваля театров Пермской области «Волшебная кулиса».
Шутки, звучавшие со сцены, множество цветов, подарков и дипломов (чтобы никто не ушел обиженным!), наконец, щедрый фуршет — все это будто было призвано затушевать истинный итог фестиваля: экспертная оценка театральной жизни Пермской области оказалась неутешительной. И пусть московские критики в многочисленных интервью рассыпались в комплиментах или, по крайней мере, признавали, что театральная ситуация в наших краях адекватна общероссийской, распределение «Кулис» говорит само за себя: лучший актер Евгений Князев — из театра им. Вахтангова (Москва), лучшая актриса Татьяна Куинджи нынче поет в «Геликон–опера» (Москва), лучший художник Вячеслав Окунев — из Санкт–Петербурга. Лучшим спектаклем — за два сезона! — признана оперная постановка. Вот объективная и печальная картина пермской театральной действительности.
Но, может, не стоит о грустном? Да, в Перми — театральный кризис. Но кризисы — вещь полезная: именно они выявляют все самое жизнеспособное, именно они дают шанс пробиться и укрепиться чему–то новому.
Театр оперы и балета, с одной стороны, подтвердил свой статус флагмана, а с другой стороны, продемонстрировал новые грани. Да, опера Жюля Массне «Клеопатра» в постановке Георгия Исаакяна достойна считаться лучшим спектаклем последних двух сезонов: в ней есть все, что необходимо для полноценного театрального спектакля, — оригинальная трактовка сюжета, талантливая режиссура, настоящие актерские работы, полноценное оформление. Кроме того, по мнению члена жюри «Кулисы» Татьяны Тихоновец, это спектакль, который «живет»: сырой и рыхлый на премьере, сейчас он обрел крепость и законченность, стал цельным произведением, в котором есть столь необходимые театру тайна и особая атмосфера.
Что же касается драматических театров, то... процитируем Людмилу Остропольскую, завлита театра им. Вахтангова: «Я как критик имею право на пристрастия. И я признаюсь, что влюблена в этот театр. Я тоскую по нему...» Московская гостья говорит о молодежном театре «Новая драма» под руководством Марины Оленевой.
Награждение Оленевой «Волшебной кулисой» за лучшую режиссуру (спектакли «Облом–off» и «Август») сопровождались шквалом аплодисментов, но еще большую бурю вызвало награждение Евгения Пеккера, харизматичного «премьера» «Новой драмы». Молодой актер держался на сцене расслабленно и слегка отстраненно, как будто все это происходило не с ним, и сам он где–то не здесь.
Не хотелось бы печальных пророчеств, но, пожалуй, Пеккер не задержится в «Новой драме» и вообще в Перми. Ведь «Новая драма» — это, наверное, самый тяжелый симптом пермского театрального кризиса: профессиональный театр с прекрасной труппой, возглавляемой официально признанным лучшим режиссером Прикамья, до сих пор не имеет официального статуса и считается самодеятельным. «Новая драма» ютится в крошечной комнате во Дворце творчества юных. Здесь убогий свет и всего 30 зрительских мест, но даже на них театр не имеет право продавать билеты. «Облом–off» играется в «декорации» из трех фанерных ящиков и в «костюмах» из рогожки, окрашенной гуашью. Марина Оленева не строит больших творческих планов: ей просто негде творить. И если в этой ситуации актер, по которому с ума сходят сотни поклонниц, отправится в столицы в поисках лучшей доли, вряд ли кто–то его осудит.
Но, кажется, договаривались не вспоминать о грустном. Геннадий Аверкин, главный художник Пермского академического театра драмы, получил «Кулису» в номинации «Лучший художник по костюмам». Было бы вполне справедливо, если бы уточнения «по костюмам» не было... Конечно, Вячеслав Окунев, приглашенный художник–постановщик «Клеопатры», — величина в театральном мире солидная. Однако появление Аверкина в качестве художника–постановщика драмы оказало на пермскую театральную действительность куда большее влияние.
Декорации Аверкина — светлые, легкие, полупрозрачные, чуть–чуть сюрреалистические — пробили брешь в мрачной традиции превращать сценографию драматического спектакля в нагромождение мебели на сцене и господство мрачных тонов.
Театр драмы вообще стал одним из главных «кулисополучателей»: забавно, что супруги Татьяна Попова и Игорь Гладнев получили призы за роли в одном и том же спектакле — «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова — и уехали домой к маленькой дочке в машине, полной подарков. А кульминацией вечера стало вручение «Кулисы» в номинации «Честь и достоинство» бессменному худруку драмы Ивану Бобылеву. Московское жюри было покорено верностью академического театра классическим русским традициям. Увы, далеко не всегда там, где старое забыто, расцветает «Новая драма». Что об этом думают представители многочисленных театров Прикамья, получивших «утешительные» призы, история умалчивает.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.