Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Нужны зелёные человечки? Ходите и ищите

Пермский институт культуры представил авторскую методику подсчёта туристического потенциала территории

Поделиться

Методика, разработанная авторским коллективом во главе с заведующим кафедрой социально-культурных технологий и туризма Павлом Ширинкиным, является результатом двухлетних исследований и основой 800-страничной монографии. С ней уже знакомили представителей самых раскрученных в туристическом плане муниципалитетов Пермского края, а 7 октября представили на специальном круглом столе.

В качестве иллюстрации к докладу кафедра социально-культурных технологий и туризма составила карту в виде рельефа: возвышенности (коричневый цвет) — местность, с которой связано много образов, низины (зелёный цвет) — ненасыщенные в образном плане территории края Предваряя презентацию, Павел Ширинкин предупредил, что методика небесспорная, у многих вызывает протест. Как оказалось, очень обоснованно.

Показатель, который получается в результате подсчёта коэффициентов, назван «Туристической привлекательностью территории (Тпр)», но, по словам автора, вернее было бы назвать его «туристическим потенциалом». Вычисляется он по специальной формуле, где сумма достопримечательностей умножается на сумму ряда коэффициентов, и результат делится на время, за которое до территории можно добраться от Перми.

Даже при беглом знакомстве формула вызывает массу вопросов и изрядное недоумение. Например, почему парки и другие места досуга выведены из состава достопримечательностей, по какой логике? Почему время на поездку от краевого центра — делитель, а разнообразие транспортных путей — в составе делимого; разве доступность территории не зависит от удобства транспорта практически так же, как от расстояния от краевого центра?

Когда на круглом столе возникли эти вопросы, было высказано предположение, что время на поездку в территорию от центра края оказалось единственным показателем делителя потому, что это вообще единственный объективный показатель в формуле. Все остальные носят субъективный характер. И в самом деле, по признанию Ширинкина, даже если принять эту формулу, результаты можно получить самые разные в отношении одной и той же территории, смотря по тому, как подбирать и оценивать значения коэффициентов.

Представители муниципалитетов Пермского края по этому поводу реагируют весьма бурно: дело в том, что на основании полученных значений «Тпр» Ширинкин и его коллеги составили рейтинг муниципальных районов Прикамья, и некоторые муниципалитеты с этим рейтингом не согласны. Несогласие вполне объяснимо: в лидеры рейтинга вышли вовсе не те районы, в которых уже налажен стабильный туристический поток. Например, Верещагинский район оказался аж на третьем месте: в нём много событий, а расстояние от Перми небольшое, поэтому он — в лидерах. А вот Красновишерский район провалился, Павел Ширинкин объясняет это тем, что нет стабильности в проведении фестивалей, нет преемственности: глава района сменился — и тут же сменились приоритеты.

Пожалуй, это верно не только для Красновишерска: вон, что в Перми происходит с культурной политикой после смены главы региона…

Авторские комментарии к рейтингу показывают, что результаты, полученные по описываемой методике, носят во многом случайный характер. Так, Пермский район и Краснокамск вырвались вперёд лишь потому, что «им повезло»: они близко от Перми. Низкое значение делителя «куд» (коэффициент удалённости) автоматически означает высокий результат «Тпр» (туристическая привлекательность). Похоже, руководству этих территорий можно вообще «не париться»: стабильно высокая туристическая привлекательность им обеспечена.

Несмотря на все дефекты и огрехи, методику можно использовать практически. Например, продемонстрировать муниципалитету, что он недостаточно использует свой потенциал. В качестве примера Павел Ширинкин назвал Кудымкар (29-е место в рейтинге), где «нет инфраструктуры, нет аттракционов для туристов, нет понимания».

Хромая-лошадь

Пермь ассоциируется у приезжих лишь с «Реальными пацанами» и «Хромой лошадью»
  Сергей Копышко

Обилие разнообразных коэффициентов, увеличивающих результат «Тпр», должно продемонстрировать муниципалитетам, что нельзя работать с туристическими потоками только путём увеличения количества аттракционов. Так, Соликамск и Чердынь изобилуют интересными местами настолько, что уже не укладываются в двухдневные туры, только в трёхдневные, но тут туристические компании наталкиваются на нехватку инфраструктурных единиц и связанное с этим резкое увеличение цены тура.

Поэтому докладчик призвал представителей муниципалитета заняться не простым наращиванием достопримечательностей и фестивалей, а более тонкими моментами.

Сотрудники ПГИК выяснили, что музейный коэффициент Соликамска, вычисляемый по формуле ЮНЕСКО, выше, чем у Лондона! А кто об этом знает? Поэтому надо активно заниматься продвижением территории. По мнению Павла Ширинкина, до 30% средств, которые бюджеты отдают на развитие туризма, следует потратить на рекламу.

Это касается не только отдалённых муниципалитетов, но и самой Перми: экскурсоводы знают, что город ассоциируется у приезжих лишь с «Реальными пацанами» и «Хромой лошадью».

Ширинкин и его коллеги считают, что нужно активно создавать «культурную мифологию» города, чтобы улучшить его внешний имидж. «Мы не призываем к лжеистории, к химеризации местности», — успокаивает потенциальных критиков доцент ПГИК. Речь идёт о так называемой «легендизации» туристических объектов. У этого процесса есть отличные результаты: Стоунхендж, где никогда не было друидов, и Аркаим, где никогда не было древних ариев. В этот ряд так и просится прикамская Молёбка, где, похоже, никогда не было инопланетян. В когнитивной географии — географии образов — они были! Павел Ширинкин этот вопрос подробно изучил по интернету, где нашёл множество отзывов вроде: «Сам я из Рязани, в Перми для меня ничего интересного нет, но в Молёбке я был 20 раз!»

«Если туристу интересны зелёные человечки — пусть ходит, ищет», — считает Ширинкин. Он призывает активнее пользоваться символическим капиталом местности и не стесняться в средствах. Вот, например, в Екатеринбурге активно «приватизируют» Ермака и уже создают систему тематических парков на его маршруте. А Пермский край рискует этот ресурс потерять.


Показатель «Туристической привлекательности территории» (Тпр)

Тпр = (ΣД)×(кп + кмпр + кмр + кмп+ кк+ … + кn) ,
 куд

где:

куд — время, за которое можно добраться до муниципалитета от краевого центра;
кп — разнообразие транспортных путей (ж/д, авиа, автодороги, речной транспорт);
кмпр — разнообразие мест прибытия (автовокзал, аэропорт, ж/д вокзал, речной вокзал);
кмр — места размещения (отели, мотели и пр.);
кмп — места питания (кафе, столовые, рестораны и т. п.);
кдр — наличие центров досуга и развлечений (парки, клубы и пр.);
кло — наличие лечебно-оздоровительных ресурсов, центров, учреждений (санатории, минеральные источники, больницы);
кс — возможность приобретения сувениров, шопинга и т. д.;
ки — информационное обеспечение (телефонная, сотовая связь, интернет) — по одному баллу за наличие каждого, по принципу: есть/нет;
кр — известность района (региона) в литературе, освещённость в Интернете, в рекламе, в продуктах конкурентов — по одному баллу за каждый источник.
ΣД — сумма всех достопримечательностей, которые могут быть использованы в туризме, по одному баллу за каждый, а если речь идёт о событии федерального значения (например, «Небесная ярмарка» в Кунгуре, Сабантуй в Барде), то по два балла.


Рейтинг потенциала культурного туризма муниципалитетов Пермского края (в баллах), включая городские округа

  Город/район Баллы
1. Пермь и Пермский45 119
2. Чусовской6842
3. Верещагинский2683,3
4. Краснокамский2245,3
5. Чайковский2241
6. Добрянский2200
7. Бардымский1635
8. Кунгурский1960
9. Лысьвенский1840,8
10. Березники1610
11. Губаха1228,4
12. Соликамский1103,6
13. Очёрский1033,5
14. Чердынский1032,5
15. Берёзовский976,4
16. Оханский968,8
17. Нытвенский760
18. Куединский749,1
19. Кишертский657,1
20. Усольский626,2
21. Уинский616,4
22. Ильинский527,9
23. Ординский515,6
24. Александровский529,4
25. Суксунский504,7
26. Осинский473
27. Юсьвинский457,7
28. Горнозаводский431,4
29. Кудымкарский356,9
30. Карагайский275,2
31. Частинский265,3
32. Большесосновский264,4
33. Красновишерский241
34. Юрлинский214
35. Октябрьский192,5
36. Гремячинский163,9
37. Гайнский159,8
38. Еловский144,9
39. Сивинский100,4
40. Кочёвский85
41. ЗАТО Звёздный80
42. Чернушинский76,9
43. Кизеловский47,1
44. Косинский20,2

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться