Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Про это

«Сцена-Молот» разнообразила репертуар эротической комедией

Поделиться

Пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что пьеса «Голубая комната» написана англичанином Дэвидом Хэйром и все герои носят английские имена. Нет! На самом деле перед зрителями театра «Сцена-Молот» разыгрывается самая настоящая итальянская комедия.

Спектакль про это

  Алексей Гущин

Это понятно с первых же минут сценического времени, когда под музыку из «Крёстного отца» один за другим появляются персонажи. Яркий макияж, преувеличенная жестикуляция… Вот вылитая София Лорен — это её шляпа и тёмные очки, да и бюст актрисе Ольге Пудовой приделали соответствующий. Наконец, выходит Наталья Макарова — в широченных клоунских штанах, с тщательно взлохмаченной шевелюрой, и до зрителя доходит: «Да это ж чисто Феллини!» Взявшись за рискованный материал — пьеса в своё время была цензурирована как «порнографическая», — российский режиссёр итальянского происхождения Алессандра Джунтини решила, что ничто так не подходит для сюжетов, связанных с взаимоотношениями полов, как эстетика родного для неё кинематографа.

Рука так и тянется дописать: «кинематографа неореализма», но нет — в отличие от режиссёров прославленного итальянского кино Алессандра Джунтини щедро использует сценическую условность. Разумеется, спектакль — «18+». «Там же сплошной секс!» — комментируют в театре. Однако любителям «клубнички», а также разоблачителям «совремённого искусства» ловить здесь нечего: ни обнажёнки, ни натурализма на сцене не будет.

Спектакль состоит из сплошной череды эпизодов типа «пришёл мужчина к женщине», и в каждом из эпизодов есть соответствующий акт, но это — балет плюс акробатика плюс очень много намёков. И каждый раз «хореография» разная! Поражаешься изобретательности молодого режиссёра, которая в коротких пластических сценах умудряется не только сказать зрителю: «Вот тут это и произошло!», но ещё и целую гамму взаимоотношений описать.

Любовь в этой запутанной истории предстаёт как игра, в которой в равной степени важны и правила, и вдохновение. У каждого из игроков свои интересы, они никогда не совпадают. Это верно не только для любовных интрижек, но и для человеческих взаимоотношений вообще, недаром игра начинается ещё до начала спектакля и периодически выплёскивается со сцены в зал. Зрителям раздают жвачки Love is… («Возьмите! Это же любовь», — почти умоляет актёр Семён Фарина) и предвыборные листовки политика Чарльза Трампа (Альберт Макаров); проститутка в исполнении Екатерины Романовой довольно откровенно заигрывает со зрителями, а прочие героини в разгар спектакля бросаются в зал — как бы ищут себе мужчин. На премьере присутствовал директор театра Анатолий Пичкалёв, и актриса Мария Полыгалова кокетливо уселась к нему на колени. Директор не возражал.

В спектакле занято 10 актёров, но главных никак не выделить: все в равном положении, потому что все 10 ролей — главные. У каждого — свой бенефис, своя «фишка», своя возможность всласть поиграть, порезвиться. Чувствуется, что режиссёр позволил актёрам импровизировать, и актёры благодарно откликнулись. А уж как зрители благодарны! Хохот в зале стоит оглушительный.

Спектакль про это

  Алексей Гущин

Игра и импровизация перехлёстывают через текст пьесы, то там, то тут в спектакле звучат реплики, словно «сбежавшие» из актёрского «капустника». «Как я ненавижу этот театр…» — жалуется Аристократ (Олег Выходов) и тут же добавляет: «Театр-Театр! Вечно припарковаться негде…» Или уже упомянутый циничный политик в исполнении Альберта Макарова, ложась спать, говорит жене: «Поставь будильник на восемь утра: у меня встреча с министром культуры — вот такой парень!» Зал буквально валится от хохота: оказывается, публика в курсе непростых взаимоотношений театра с министром культуры.

Кстати, новичок в труппе Альберт Макаров именно в этом спектакле показал себя в полную силу. Этот артист, который является лауреатом первого фестиваля моноспектаклей «Монофест», импортирован в Пермь из Кудымкара и активно вводится в репертуар, где исполняет самые разные роли. На премьере «Голубой комнаты» он собрал, пожалуй, самый пышный букет аплодисментов.

Много можно было бы написать о каждом артисте, занятом в спектакле: провальных ролей здесь нет, все хороши. Ансамбль спектакля — это именно ансамбль, где каждый актёр чувствует темп и настроение всех прочих и все играют в унисон, все «подтанцовывают» друг другу. «Голубая комната» — это почти балет. Не только потому, что в спектакле действительно много танцев (оперная ария, кстати, тоже есть), но и потому, что происходящее на сцене — это что-то вроде хореографического узора, в котором есть драйв, настроение и очень позитивная энергия.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться