Юрий ГОНЧАР: УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО

Интервью с генеральным директором Пермского фанерного комбината

Поделиться

В России почему жить интересно? Да потому что все время что–то неожиданное происходит. Сегодня, например, очень многие общественные и государственные деятели вслед за президентом РФ заговорили вдруг о промышленной политике. Еще только заговорили. А те немногие директора, которые сумели удержать свои предприятия от развала и распиливания «стратегическими инвесторами» в рыночных переулках, всю жизнь этой самой промышленной политикой дышат. И, слава Богу, в Прикамье таких директоров заметное большинство — не зря же Владимир Путин именно пермскому губернатору Юрию Трутневу поручил разработку всей российской промышленной политики. В рамках подготовки этой ключевой сегодня для страны программы при обладминистрации был создан Экспертный совет по научно–технической и инновационной политике (ЭСНТИ), которым руководит первый вице–губернатор Анатолий Темкин. В Совет вошли лучшие представители пермского директорского корпуса, в том числе и генеральный директор ЗАО «Пермский фанерный комбинат» Юрий Гончар (на фото слева с председателем областного Законодательного собрания Николаем Девяткиным).

— Юрий Васильевич, какой смысл вы вкладываете в слова «промышленная политика»?

— Я считаю, что главный смысл и цель государственной промышленной политики — это создание благоприятного экономического климата, в котором все умные и деятельные люди могут открыть свое дело и добиться успеха. Прежде всего, в малом и среднем бизнесе. Но это, очевидно, невозможно без четких приоритетов со стороны государства в развитии базовых отраслей экономики страны. Они должны быть определены. Только тогда реально будет сформировать и воплотить в жизнь те самые локомотивные программы, которые могут дать толчок к мощному развитию не отдельных предприятий, а всей экономики. То есть государство должно само стать тем умником, который хочет преуспеть. А оно пока не хочет. Или вид делает, что не хочет.

— Как это?

— А вот смотрите. В СССР только 20% добываемой нефти продавали за рубеж. И практически вся выручка шла на развитие новых производств. Конечно, приоритет был за военными технологиями, но они за собой «тянули» и гражданские. А самое главное — развивалась инфраструктура страны. Строились дороги, мосты, аэропорты, электростанции, жилье.

Сегодня Россия продает на экспорт около 70% добываемой нефти, а куда уходят деньги? Даже если государство определит приоритетные задачи в развитии промышленности, на какие деньги их решать? Вот разные высокопоставленные чиновники и заявляют время от времени, что помогать бизнесу промышленной политикой заниматься, мол, «не государственное дело».

— Разве недостаточно просто дать льготы тем предприятиям, которые вкладывают прибыль в свое развитие?

— Нет. Во–первых, у нас льготы, которые дали сегодня, завтра отберут вдвойне — страна такая. Во–вторых, в США, например, как подтверждает наш губернатор, слова «промышленная политика» вызывают недоумение, американцы такого определения не используют. Только вот в разработку и внедрение новых технологий вкладывают десятки и сотни миллиардов долларов ежегодно. И это — государственные вложения. Никакие льготы такие объемы финансирования не восполнят.

— Любимый русский вопрос: что делать?

— Менять тенденцию. Я уверен, что следующим шагом президента РФ будет ограничение прибылей сырьевых монополий, что позволит найти деньги для создания новых технологий и развития инфраструктуры. И представители перерабатывающей промышленности Владимира Путина в этом обязательно поддержат. Как тут не поддержать?! Ведь пока в государстве выясняют, куда уходят «нефтяные» деньги, предприятия выбиваются из последних сил, пытаясь пополнить бюджет. Вот, например, импортные пошлины на западное оборудование с НДС такие, что, покупая станок за $1 млн (а в России такие просто не делают), еще $500 тыс. комбинат должен отдать в бюджет. И таких моментов много.

— Юрий Васильевич, как вы, промышленники, можете повлиять на ситуацию?

— Через отраслевые и межотраслевые объединения, через НП «Сотрудничество», через Ассоциацию лесопромышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово–промышленную палату. Теперь вот экспертный совет при областной администрации создали...

Я считаю, что если мы, промышленники, сумеем аргументировать свои предложения губернатору Юрию Трутневу, то он их эффективнее до президента доведет, чем любые московские деятели.

— Наш губернатор так заинтересован в промышленниках?

— Да, потому что хорошо понимает базовую роль именно промышленных предприятий в развитии экономики региона и страны в целом. И хорошо, что у нас такие лидеры областные, как Юрий Трутнев, его первый заместитель Анатолий Темкин, которые стараются в любом вопросе досконально разобраться. Благодаря этому в нашей лесной отрасли, например, принята концепция развития, надеюсь, до конца года будет принята на Законодательном собрании программа развития до 2010 года. А это около 10 млрд руб. ассигнований на создание инфраструктуры и модернизацию предприятий лесопромышленного комплекса.

— Это много или мало? Или достаточно?

— Этого крайне мало даже в региональном масштабе, не говоря уже о российском. Я считаю, что подобные программы должны быть федеральными, чтобы промышленность по всей России развивалась, а не отдельными заводами в отдельных территориях.

Пока таких предприятий, как наш комбинат или «Соликамскбумпром», например, в стране мало, всегда будет много желающих ими поживиться, урвать кусок. И ведут они себя при этом, как козлы в огороде, — листочек только–только через почву проклюнулся, не вырос, а они уже прибежали, сожрать норовят. И плевать им, что из этого ростка может столько вырасти, что всем хватит — им сейчас и все надо.

Так с нашей экономикой, к сожалению, сегодня и происходит. Говорят об «эффективных собственников» и «стратегических инвесторах». Но ментальность при этом у этих «эффективных и стратегических», как в анекдоте: «У соседа корова отелилась? Да лучше б сдохла!» Мало кто радуется чужому успеху и стремится своего достичь. А хотелось бы по–другому. Пусть лучше сосед думает, как самому на хорошую корову заработать.

— Вы считаете, это реально — ментальность поменять?

— А ее не надо менять. Надо дать людям возможность заработать, конкурировать с соседом не в зависти, а в успехе, в уровне благосостояния: «Ты BMW купил? Ну так я на Мerсedes заработаю!» И тогда ментальность другой станет. А для этого нужно, чтоб успешных людей много было. Крепких, устойчивых предприятий побольше. Тогда в стране реально средний класс появится, люди вкус к успеху почувствуют, будут его добиваться, и экономика расти будет.

Поэтому я и считаю, что главная цель промышленной политики — это создать средний класс, класс людей, знающих вкус успеха.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться