Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Одна из пермских школ решила возродить профориентацию

Поделиться

Общеобразовательная школа №105 Перми с нового учебного года реализует проект «Школа бизнеса и предпринимательства». Ученики получают знания и практический опыт в восьми направлениях бизнеса. Профориентация была привычным делом для школ советского периода, но для пермских школ это новаторство. Есть узкоспециализированные, но чтобы сразу в нескольких отраслях… здесь школа в микрорайоне Рабочий Посёлок стала первой. Реализацию идеи оценил глава города Игорь Сапко.

Рождение идеи

Глава Перми, председатель Пермской городской думы Игорь Сапко посетил школу №105 на ул. Инженерной, 5. Здесь, как и во многих других подобных учреждениях, была проблема: у детей отсутствовала мотивация учиться. Наблюдался отток после четвёртого класса: начальная школа нравится, но продолжать обучение детей родители хотели в других школах. Они активно уходили и после девятого класса из-за страха перед Единым государственным экзаменом. Обо всём этом рассказывает директор школы, депутат Пермской городской думы Ирина Горбунова.

Чтобы найти решение проблемы, дирекция школы провела соцопрос. Выяснилось, что дети не хотят учиться, а хотят стать бизнесменами. Поэтому интерес к учёбе решено было повысить, включив в образовательную программу предметы, которые так или иначе связаны с бизнесом. Так родилась идея Школы бизнеса и предпринимательства, её реализация началась 1 сентября 2015 года. Следуя своим предпочтениям, дети выбрали специализацию и записались в соответствующие группы.

«Мы хотим, чтобы предпринимательство и бизнес были не в теории, а на практике. Чтобы ребята определили для себя, смогут они самостоятельно во взрослой жизни организовать свой бизнес или им лучше получить профессиональное или высшее образование», — поясняет Ирина Горбунова.

Индивидуальный рабочий план есть у каждого ребёнка начиная с пятого класса. По седьмой класс они проходят небольшие курсы, смогут попробовать свои силы во всех специализациях. И уже с восьмого по 11 класс формируются группы по определённым интересам.

Выбор специализации

На выбор ученикам школы №105 предложено восемь специализаций: бизнес и производство, компьютерная мастерская, турагентство, организация питания, риелторское агентство, банкинг, разработка бизнес-идей, реклама.

Направление «бизнес и производство» реализуется совместно с колледжем им. Славянова. В рамках этой специализации школьники восьмых—девятых классов посещают производственные мастерские колледжа, где знакомятся с основами электротехники, машиностроительного и сварочного производства, автоделом, то есть получают знания современного производства, его структур, технологий и систем. Это позволит реализовать себя в дальнейшем на предприятии либо открыть собственный бизнес, связанный с производством.

В мастерской по ремонту компьютеров ученики проходят соответствующее обучение у приглашённого специалиста и могут выполнять несложный ремонт техники, в том числе модернизировать устаревшее оборудование школы и чинить компьютеры, которые приносят жители близлежащих домов. Работа выполняется пока на уровне модели без вознаграждения. Игорь Сапко вызвался посмотреть, какая списанная и непригодная техника находится на балансе администрации и гордумы, чтобы передать её школе для использования в качестве запчастей.

В содружестве с наставниками из туристических агентств на соответствующем курсе учащиеся изучают тонкости организации поездок, путешествий, туров по стране и за рубеж. Обучаются сотрудничеству с отелями и транспортными компаниями по доставке туристов к месту отдыха. Ребята учатся составлению индивидуальных туров для клиентов с разным уровнем достатка. «Продать стандартный тур совсем не сложно, а подобрать индивидуальное путешествие — непросто. Учитывая большую конкуренцию в сфере туризма и кризис, надо уметь формировать индивидуальные туры под любого заказчика с любым доходом», — замечает Ирина Горбунова. По её словам, итогом курса будет составление именно такого маршрута по Пермскому краю.

«Я сам историк по образованию, и тема туризма и путешествий меня всегда привлекала и интересовала. Внутрироссийский туризм сейчас развивается и востребован. Поэтому не забывайте, размышляя о других странах и континентах, что наша страна большая, здесь много интересных и даже неизведанных мест. Например, немногие жители края знают, что в Осе есть две диорамы, посвящённые природе Пермского края. Самое главное — помните о нашем крае», — рекомендует градоначальник.

Курс организации питания подразумевает погружение во все процессы, начиная с закупки продуктов и заканчивая производством готовых блюд. Эта профориентация подразумевает в том числе изучение взаиморасчётов с поставщиками и потребителями.

В рамках риелторского дела школьники проходят всё, что оно предполагает: поиск арендаторов и арендодателей, заключение договора аренды, определение условий договора.

Отдельная специализация — обучение банковским операциям и оказание разного рода финансовых услуг, работа с ценными бумагами. Школьники будут проходить практику в банках.

Ещё одно направление — деловая игра «Разработка бизнес-идей». В её рамках учащиеся приобретают умения создавать и корректно формулировать предпринимательские предложения, учатся формировать основные разделы бизнес-плана. «Задача — разработать идею, которую можно воплотить в жизнь без огромного начального капитала, где же его взять», — откровенна директор школы. «Вы сейчас должны подготовить бизнес-проект исходя из непростой экономической ситуации, в которой оказался каждый из нас, в том числе городской бюджет. Поэтому ищите источник пополнения бюджета», — наставляет городской глава.

Продвижением товаров и услуг, которые производит учебное заведение, среди жителей города занимается школьное рекламное агентство. Начинающие рекламщики подготовили листовки для компьютерной мастерской. В перспективе Школа бизнеса и предпринимательства планирует создать бизнес-инкубатор. Он призван формировать у учащихся правильное отношение к предпринимательской деятельности, адаптацию в современном мире бизнеса, а также формировать банк бизнес-проектов, подчёркивает Ирина Горбунова.

В проекте участвуют профессиональные специалисты. В их числе преподаватели не только колледжа им. Славянова, но и Высшей школы экономики, финансово-экономического колледжа, сотрудники банков и налоговых органов, руководители малого и среднего бизнеса.

По словам детей, они сознательно выбирали специализацию и довольны формой обучения, а также возможностью получить дополнительное образование. По итогам курсов ученики будут сдавать тесты и зачёты, уточняет Ирина Горбунова.


Мы заинтересованы в выстраивании полноценной цепочки образовательного процесса

Игорь Сапко, глава Перми, председатель Пермской городской думы:

— На базе простой общеобразовательной школы реализуется интересный и, самое главное, востребованный проект.

Когда видишь горящие глаза учеников, понимаешь, что они занимаются тем, что им интересно. И пусть в дальнейшем не все школьники откроют собственное дело, но приобретённые знания в области финансов, налоговой системы, взаимодействия с банковским сектором, креативности, работы в команде — всё это будет востребовано в дальнейшем.

В Перми большое количество школ, которые имеют специализацию, среди них IT, дизайн, инженерная. И мы заинтересованы в выстраивании полноценной цепочки образовательного процесса между школами, вузами и предприятиями, в подготовке для них квалифицированных кадров. Это залог успешного развития Перми.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться