Ольга Вишневская

обозреватель газеты «Новый компаньон»

Авторынок «переобувается»

Кризисные тенденции: если автомобиль, то подержанный, если марка, то Lada

Поделиться

Несмотря на кризис, автомобильный парк Пермского края в 2015 году сохранил тенденцию к росту. За год он увеличился на 3,7% — до 707,9 тыс. единиц (по состоянию на 1 июля 2015 года). В то же время объёмы продаж как новых, так и подержанных автомобилей резко упали. Такие данные содержатся в отчёте, предоставленном «Новому компаньону» аналитическим агентством «Автостат».

Автомобиль

Несмотря на резкое снижение объёмов продаж на первичном рынке, Пермский край по абсолютному показателю по-прежнему занимает 12-е место среди всех регионов России
  Сергей Копышко

Основу автопарка Прикамья составляют легковушки. На их долю приходится почти 84% всех автомобилей, зарегистрированных в регионе, в абсолютном выражении это 592,9 тыс. единиц. За год количество легковушек в регионе увеличилось на 4,3%. Причём, несмотря на то что эта цифра выглядит весьма скромно, по этому показателю Пермский край входит в число наиболее успешных регионов наряду с Татарстаном и Челябинской областью.

Остальные типы автомобилей распространены в нашем регионе в существенно меньшей степени. Доля легкового коммерческого транспорта — второго по численности — составляет только 8%, прирост за год — 4,5%. Немного уступают ему грузовые автомобили, их доля в автопарке равна 7%. Это единственная группа автомобилей, количество которых за год снизилось (—3,4%).

Самым же малочисленным является сегмент автобусов с долей около 1% и приростом за год на 4,7%.

Если вернуться к сегменту легковых автомобилей, то по его ёмкости — 592,9 тыс. единиц — Пермский край занимает 24-е место среди всех регионов России. На Пермский край приходится около 1,5% общероссийского парка легковушек. Это сравнимо с такими регионами, как Алтайский край, Омская и Оренбургская области. В то же время те регионы, с которыми чаще всего сравнивают Прикамье, ушли далеко вперёд. Например, количество легковых автомобилей, зарегистрированных в Нижегородской и Самарской областях, превышает показатель нашего региона в 1,6 раза, Башкортостана и Татарстана — в 1,9 раза, Свердловской области — в два раза.

Вслед за снижением уровня жизни жителей региона сократились и суммарные продажи легковых автомобилей. Общее количество сделок купли-продажи автомобилей упало на треть: в январе—августе 2015 года оно было равно 64,3 тыс., тогда как в аналогичном периоде прошлого года — 96,7 тыс.

Наибольшие потери понёс рынок новых автомобилей. За первые восемь месяцев года его объём составил всего 14,7 тыс. машин, и это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Важно отметить, что чем дальше, тем рынок сужается всё сильнее: по итогам полугодия «Автостат» фиксировал существенно меньший спад — 37%. Большинство регионов России легче перенесли кризис, более сильное сжатие рынка произошло лишь в нескольких регионах, например в Тюменской и Архангельской областях, Республике Коми, Красноярском крае.

Однако, несмотря на резкое снижение объёмов продаж на первичном рынке, Пермский край по абсолютному показателю по-прежнему занимает 12-е место среди всех регионов России.

Все марки в десятке лидеров рынка новых легковых автомобилей в Пермском крае показали отрицательную динамику. Меньше других пострадал корейский Hyundai (—11,7%), в наибольшей степени снизились продажи автомобилей марки Nissan — в 3,7 раза.

Исключение из отрицательной динамики продаж составила только марка Datsun, но это связано с тем, что её продажи начались лишь в октябре 2014 года.

На вторичном рынке ситуация более стабильна: его объём сократился примерно на 28% — до 49,6 тыс. машин. Здесь позиции Lada ещё более крепкие: на её долю приходится чуть более 40% продаж января—августа 2015 года. Показатели других марок оказываются значительно скромнее, даже не дотягивая до 3 тыс. единиц. При этом доля ближайшего преследователя — Chevrolet — составляет всего лишь 6%. Отметим также, что все бренды в первой десятке показывают падение продаж.

Авто подержанные

  Константин Долгановский

Итак, переформатирование рынка, вызванное кризисом, привело к двум наиболее существенным изменениям.

Первое — переориентация спроса на отечественные автомобили. Под влиянием финансовых сложностей часть спроса «перетекла» из сегмента иномарок в сегмент российских авто, благодаря этому доля последних в общем объёме продаж выросла. Если в прошлом году каждый пятый проданный на первичном рынке Пермского края автомобиль был марки Lada, то теперь — каждый четвёртый. Соответственно, и по общей динамике продаж Lada тоже показала сравнительно неплохие результаты — всего —27% к прошлогодним объёмам.

Вторая тенденция, отмечающаяся на рынке, — рост доли вторичных продаж. Если до кризиса она была равна 71%, то теперь уже 77%.

Вторичный рынок Пермского края
Топ-10 марок легковых автомобилей 

МаркаВосемь месяцев
2015
Восемь месяцев
2014
Изм., %
LADA20 16227 976–27,9
CHEVROLET29794164–28,5
TOYOTA26394089–35,5
RENAULT20772703–23,2
HYUNDAI19452797–30,5
FORD18872656–29,0
DAEWOO16482188–24,7
KIA15352101–26,9
VOLKSWAGEN15281876–18,6
NISSAN14482076–30,3
Пермский край49 62768 747–27,8

Первичный рынок Пермского края
Топ-10 марок легковых автомобилей

МаркаВосемь месяцев
2015
Восемь месяцев
2014
Изм., %
LADA39625473–38,1
RENAULT18053218–78,3
HYUNDAI13981561–11,7
KIA11651768–51,8
TOYOTA10782330–116,1
CHEVROLET7541918–154,4
VOLKSWAGEN6962028–191,4
NISSAN4451652–271,2
DATSUN365 100,0
SKODA329985–199,4
Пермский край14 71527 933–89,8

Топ-20 регионов РФ за восемь месяцев 2015 года по объёму продаж новых легковых автомобилей

РегионЯнварь–август
2015
Январь–август
2014
Изм., %Доля региона, %
1Москва138 678222 279–37,616,3
2Московская область65 474114 968–43,07,7
3Санкт-Петербург52 25086 136–39,36,1
4Республика Татарстан39 66667 049–40,84,7
5Самарская область30 19549 195–38,63,5
6Краснодарский край30 06451 672–41,83,5
7Башкортостан26 68051 094–47,83,1
8Свердловская область23 99047 663–49,72,8
9Ростовская область22 29137 069–39,92,6
10Нижегородская область21 65338 242–43,42,5
11Челябинская область19 17634 230–44,02,3
12Пермский край14 71527 933–47,31,7
13Воронежская область14 63024 135–39,41,7
14Ставропольский край14 22821 354–33,41,7
15Волгоградская область13 21220 953–36,91,6
16Ханты-Мансийский АО13 03926 748–51,31,5
17Саратовская область12 93722 488–42,51,5
18Оренбургская область11 75519 973–41,21,4
19Красноярский край10 01720 498–51,11,2
20Кемеровская область998318 690–46,61,2
Россия, ВСЕГО851 7911 459 236–41,6100

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться