ВЕРХИ НЕ МОГУТ, НИЗЫ НЕ ХОТЯТ
В театре «У Моста» сложилась «революционная ситуация»
В театре «У Моста» назревает «революционная ситуация»
«Верхи» — это создатель театра, его художественный руководитель, «царь и бог» Сергей Федотов. «Низы» — это, прежде всего, актеры. Деление это в достаточной мере условно, так как к стану «революционеров» плотно примыкает директор театра Марина Зорина. Конфликтная ситуация возникла не вчера и за время своего существования обросла нюансами и подробностями, для описания которых воспользуемся выдержками из письма актеров главе Перми Аркадию Каменеву.
«Между труппой театра и ее руководителем сложилась атмосфера острого непонимания и недоверия... С. П. Федотов «катастрофически устал». Устал, как Охотник из пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо», «бороться за славу». Скольких трудов ему стоит привозить из каждой «творческой командировки» письменные подтверждения своего гения (в департаменте культуры, должно быть, уже не знают, куда их складывать)! Согласитесь, что гениям иных времен было значительно проще. Взять хотя бы Моцарта. Хорошо устроился! Пописывал себе гениальную музыку, умер в нищете и погребен в общей могиле. «Устал» Сергей Павлович отстаивать права на СВОЙ театр. Устал настолько, что ему уже отказывает память, что в создании театра есть вклад, и значительный, других людей — актеров, стоявших у истоков театра и поныне любимых зрителями. Он, в силу своей «усталости», забыл, что именно эти люди, работая по 10–12 часов в день, за гроши (в то время как Сергей Павлович неустанно повышал свое материальное благосостояние), строили декорации, перетаскивали их на собственных спинах по многочисленным гастролям, вечерами выходили на сцену, а в спину им несся грозный мат Гения... И, должно быть, особенно «обидно» Гению, что после 15–ти лет существования театра, они, прожив по 40 лет своей жизни и будучи ровесниками режиссера, начинают сопротивляться и даже требовать к себе человеческого уважения! Как уж тут не «устать!»
Послание это, весьма длинное и эмоциональное, подписали 18 актеров из 20.
Администрация Перми, будучи учредителем этого муниципального театра, не могла не принять участие в попытке разрешить конфликт. Хотя, собственно, письмо было лишь формальным поводом. О проблемах театра в городском комитете по культуре знают давно.
Дело в том, что Сергей Федотов в течение уже нескольких лет пытается комфортно сидеть на двух довольно далеко отстоящих друг от друга стульях. Один «стул» — театр «У Моста», другой — многочисленные выгодные разовые контракты, большей частью в Чехии.
«Творческие командировки» на «шабашки» становились все длиннее, присутствие художественного руководителя в руководимом им театре не превышало в последнее время трех месяцев в году. Последняя его постановка в театре «У Моста» состоялась два года назад и была не слишком успешной. Творческие планы на сезон верстались второпях, режиссеры приглашались со стороны... В предыдущем сезоне состоялось четыре премьеры. Точнее было бы сказать, четыре провала. В нынешний сезон из четырех постановок, на которые было потрачено множество творческих сил театра и средств его учредителя, перекочевала лишь одна — «Амадей». Да и то — за счет выигрышного драматургического материала, а не за счет интересной режиссуры. Драматург Владимир Виниченко в частной беседе высказал даже смелое предположение, что Федотов по отношению к родному театру занял «позицию Тараса Бульбы»: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
Ситуация усугубляется еще и тем, что, приезжая ненадолго «домой в гости», Федотов в самой грубой форме старается показать коллективу, кто здесь главный: щедро раздает оскорбления, лишает зарплат и премий, в многочисленных интервью обвиняет актеров в лени и бездарности.
Но самое печальное не это. Самое печальное — то, что Федотов действительно исключительно талантливый режиссер и знает об этом. Любые попытки поставить его на место он отбивает угрозами: «Вот уеду насовсем, и что вы будете делать?».
Ничего нет удивительного, что «низы» не хотят так больше жить. А «верхи» в лице Федотова никак не хотят понять, что и «они» так жить больше не могут.
Для попытки «разрулить» конфликт учредитель театра — комитет по культуре администрации Перми — призвал на помощь юриста и главу профсоюза работников культуры. Оба изучили устав театра и обнаружили, что он во многом не соответствует федеральному законодательству о культуре и Трудовому кодексу РФ. Было созвано собрание трудового коллектива, на котором учредители выступили со своими предложениями об изменении устава. Разумеется, был приглашен и Федотов, который как раз находился в Перми по случаю юбилея театра. Однако Сергей Павлович, несмотря на несколько письменных уведомлений, не пришел ни на беседу в комитет по культуре, ни на собрание коллектива. Вместо этого он появился в эфире сразу нескольких местных телеканалов, где обвинил комитет в непрофессионализме и повторил свою «коронную» угрозу — уехать насовсем.
Что же так возмутило «умостовского» худрука? Дело в том, что по старому уставу ему принадлежала в театре вся полнота власти, и в его отсутствии директор Марина Зорина не могла даже договор о покупке масляной краски и фанеры для декораций заключить. Трудности, согласитесь. Нынешний же проект устава предполагает существенно сократить начальственные полномочия художественного руководителя. Федотов усмотрел угрозу своему царственному положению и отреагировал соответственно.
Увы, собрание закончилось фактически ничем. Театр отправился на очень ответственные московские гастроли с попутным пожеланием учредителей подумать над уставом и собраться снова после возвращения. Учредителям тоже есть тема для раздумий: в декабре заканчивается срок контракта с Федотовым. Нужен ли городу Гений, о котором актеры его театра говорят: «Может быть, пора ему сделать паузу и задуматься, как это сделал герой пьесы Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского»: «Может быть, я перестал быть мучительным Федей, а стал обыкновенный сытый вор?
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.