ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ

Для театра – 15 лет

Поделиться

Для театра — 15 лет

«Гамлет» Пастернака в исполнении Владимира Высоцкого и The show must go on Фредди Меркьюри звучали лейтмотивом праздничного вечера по случаю 15–летия театра «У Моста». Произведения, несмотря на стилистическую разницу, равно эпохальные и со смыслом. Получилось очень проникновенно и в меру торжественно.

Сам вечер, который автор и постановщик Сергей Федотов назвал «15 лет с мистикой», был выдержан в жанре «живых картин». Или, с поправкой на XXI век, «живого видео». Сцену, которую в этом театре никогда не закрывает занавес, на сей раз закрыл огромный экран, на который проецировались отрывки из «умостовских» спектаклей многолетней выдержки. Затем экран поднимался, и зрители видели тот же отрывок, но — в современной редакции. Легендарные федотовские постановки — «Мандат», «Панночка», «Женитьба», «Дракон» и другие появились перед зрителями дважды, и каждый из сидящих в зале наглядно ощутил ход времени. Иногда на экране мелькал сам Федотов — худенький, еще без бороды, в трогательно огромных очках и клетчатой рубашечке, весь такой демократичный...

Впрочем, и реальный Сергей Палыч ради вечеринки фрак надевать не стал — ограничился своим излюбленным рыжим пиджачком.

В финале юбилейного представления на экране возник групповой портрет с режиссером — «умостовцы» во главе со своим художественным руководителем, заснятые неведомым хроникером 15 лет назад. Экран поднялся в последний раз — и портрет, разумеется, ожил. На сцене в условленных позах застыли все актеры, плюс директор — Марина Зорина. А Федотов, как и на экране — в центре композиции.

Надо заметить, что юбилейные вечера проходили целых пять дней — чтобы все поклонники театра смогли на них побывать. И лишь в день юбилея, 7 октября, в зале собрались самые–самые: учредители, спонсоры, коллеги, журналисты... И 10 преданнейших зрителей, которые побывали на всех постановках «У Моста» за все 15 лет и смогли продемонстрировать их программки.

Юбилей — хороший повод для ретроспекций, признаний, откровений. После завершения «живых картин» настала очередь поздравлений. Театровед Татьяна Тихоновец призвала вспомнить «детей перестройки»: тогда, 15 лет назад, в Перми театральные студии вырастали десятками. А выжили только две: Театр Евгения Панфилова и театр «У Моста». Первый спектакль — «Мандат» Эрдмана — был поставлен на сцене приютившего новорожденную студию Дворца культуры телефонного завода 7 октября 1988 года. После этого были десятки постановок, успешных и не очень.

Постепенно оформился список самых любимых авторов: Булгаков, Достоевский, Шварц, но прежде всего — Гоголь. Сергей Федотов удивительно прочувствовал в его драматургии и страшное, и смешное. Сплав этих двух стихий — «Панночка» Нины Садур по мотивам гоголевского «Вия» — стала визитной карточкой театра: сотни представлений, десятки фестивальных призов... Между делом Панночка (Светлана Безматерных) и Хома Брут (Михаил Чуднов) поженились и родили двоих мальчиков. Оба юных Чуднова почтили юбилей своим присутствием.

В полном соответствии со зрительскими ожиданиями коллеги из других пермских театров от души «прикололись» над склонностью «У Моста» к мистике. Особенно удалось это драмтеатровской молодежи, поразившей собравшихся уморительным «капустником» с участием одной утопленницы (Марина Жукова), одного зомбика (Андрей Дерягин) и одного безголового трупака с собственной черепушкой в руках (Евгения Барашкова). Используя миниатюрный гробик с вертящейся ручкой в качестве шарманки, трио уморительно–заунывно спело замогильными голосами скорбную здравицу во имя «У Моста» на мотив «Снова замерло все до рассвета». В кульминационный момент Марина Жукова издала истошный вопль, гробик распахнулся, из него выскочила кукольная Панночка и начала активно приплясывать в такт пению (Дерягин, оказывается, еще и кукловод). Это невероятное шоу вызвало бурю восторга в зале, который не привык наблюдать драмтеатровцев в жанре «капустника». А вот, оказывается, и здесь молодая кровь дает о себе знать!

Но этим юным профессионалам уже готовится смена. Педагог и режиссер Виктор Ильев привел с собой целую толпу третьекурсников актерского факультета, которые в своем «капустнике» обыграли другое обстоятельство из жизни театра «У Моста»: частые отсутствия худрука. На мотив «Прекрасной маркизы» был разыгран диалог режиссера, который пытается руководить театром по телефону, и коллектива театра, где все рушится. Впрочем, это явное преувеличение: несмотря на продолжительные зарубежные вояжи Федотова, театр не рушится, а живет, и в этом — немалая заслуга замечательного директора Марины Зориной, в адрес которой на вечере прозвучало множество пылких признаний.

И, если уж речь зашла о «капустниках», то невозможно не вспомнить «тюзовцев», которые, несмотря на то, что большая часть труппы отсутствовала по причине участия в иногороднем фестивале, все же засветились в любимом жанре под чутким руководством Татьяны Жарковой. Ришелье, Людовик и Миледи вынашивают коварные планы кражи «бриллиантов» — лучших актеров «У Моста». Это поздравление было особенно приятно труппе, так как «умостовские» «звезды» были названы в нем поименно, с краткими характеристиками и в стихах.

Поздравления продолжились в третьей части вечера — неформальной, за фуршетными столами. Здесь появилась отсутствовавшая до той поры по уважительной причине актриса Галина Гринберг, которая оказалась — вот сюрприз! — женой издателя–охранника Игоря Гринберга. Супруги прибыли с опозданием и ненадолго, дабы получить увеличенную порцию поздравлений: у них 10 сентября родилась дочь.

Творческая атмосфера захлестнула собравшихся: все говорили стихами — спонсоры, учредители... Чудный рифмованный экспромт произнесла глава областного департамента культуры Ольга Ильиных, которая прибыла на вечеринку прямиком из Италии и накануне собственного дня рождения.

Среди подарков преобладали вечнозеленые драцены. И несмотря на то, что в поздравлениях звучали слова о «Вишневом саде», зимний садик «У Моста» будет, судя по всему, тропическим. Самым оригинальным подарком может считаться... бутафорская голова Берлиоза. Ее подарили «тюзовцы» с пожеланием — «Терять голову только от любви!»

Пожелание, звучавшее во время тостов, руководству театра следовало бы крепко запомнить: все желали новых премьер «федотовских» постановок, постановок в духе театра «У Моста». Так и казалось, что гости дружно упадут на колени и возопят: «Ну, испугайте нас!» И это симптоматично. Ведь, как сказал в своем поздравлении художник Юрий Лапшин, «мы живем в мистическое время в мистической стране».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться