Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Дмитрий Щенятский: Не вижу предпосылок для падения производства

Генеральный директор ПАО «Протон-ПМ» рассказал о новой конфигурации взаимодействия предприятия с космической госкорпорацией и о глобальных проблемах отрасли

Поделиться

О кластере «Новый Звёздный» слышал даже ленивый. Но о том, что в 2016 году объёмы производства двигателя РД-191 увеличатся, слышал не каждый. О том, как развивается космическая отрасль России и какое место в ней занимает Пермь, говорит Дмитрий Щенятский.

— Дмитрий Валерьевич, около месяца назад в интервью глава ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Андрей Калиновский сказал: «Протон-ПМ» находится в сложнейшем финансовом положении». Что происходит сегодня на пермской площадке?

— Проблемы сегодня есть у космической отрасли в целом. Федеральное космическое агентство (Роскосмос) констатировало, что за многие предшествующие годы эффективность всех процессов в отрасли снизилась, и сформулировало абсолютно чёткие и понятные задачи по выходу из кризиса. В первую очередь реформа направлена на повышение эффективности всей космической промышленности, возвращение к ней того интереса и того рейтинга, которые были у неё всегда, и, безусловно, на выполнение государственного оборонного заказа, централизацию управленческих функций, повышение качества продукции и прозрачности всех процессов, в том числе финансовых.

Раньше каждый варился в своей «кухне», сегодня каждое предприятие открыто. Для того чтобы решать проблемы, их нужно понять. Поэтому они озвучены, в том числе в интервью Калиновского.

Да, трудности есть. Программа финансового оздоровления центра им. М. В. Хруничева утверждена, сегодня она реализуется совместно с Роскосмосом и позволяет всем двигателестроительным предприятиям выйти на новый этап развития.

— И всё-таки в связи с финансовыми проблемами головного предприятия, которое на 80% обеспечивает загрузку пермской площадки, ваша деятельность не сворачивается?

— Мы уже пять лет занимаемся оптимизацией всех бизнес-процессов. Наша программа стратегических преобразований, которая в целом входит в общую структурную перестройку отрасли, направлена на повышение эффективности, сокращение всех видов затрат. Сегодня единая техническая политика выстраивается сверху вниз, поскольку средства, выделенные на реконструкцию, должны эффективно использоваться. В первую очередь снижаются затраты на обслуживание, на использование площадей, уменьшается численность управляющего звена, но не основных рабочих.

Объём работы только увеличивается. Мы полагаем, что до 2020 года заказ на продукцию, которую мы сейчас изготавливаем, сохранится на уровне 2015 года, он стабилен. А начиная с 2017 года значительно увеличатся объёмы производства двигателя РД-191 для ракеты-носителя «Ангара». Поэтому к 2017 году мы должны увеличить выпуск компонентов двигателя в 20 раз относительно поставок сегодняшнего дня. В будущем году объёмы производства РД-191 увеличатся в три раза в сравнении с текущим годом, поэтому в целом я не вижу предпосылок для падения производства.

— Рост в разы — это экстремально для сегодняшней ситуации. Вы наметили планы, как выполнить такие амбициозные задачи?

— Мы получили всю конструкторскую документацию по новому изделию, подготовили график его освоения и экономическое обоснование. Наши инженеры выезжают для согласования объёмов производства в НПО «Энергомаш», поскольку мы работаем с коллегами в тесной кооперации.

— Как происходит финансирование?

— По действующим контрактам. Мы представляем график, подписываем соответствующие договоры, начинаем осваивать продукцию и поставлять её заказчику. Техперевооружение ведём согласно федеральной целевой программе, которая разработана на период до 2020 года, и средства на неё выделяются госбюджетом. Вся работа идёт в рамках единой технической политики Роскосмоса. Наше предприятие готовится к освоению и серийному производству РД-191, создаёт для этого производственные мощности, в том числе на загородной площадке.

— Калиновский в очередной раз подтвердил, что ракета-носитель «Протон» будет производиться до 2025 года. При растущей конкуренции на мировом рынке сохранится ли на неё спрос с учётом ряда неудачных запусков в последние два года?

— У руководства Роскосмоса и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева есть чёткое понимание объёма работы на перспективу. К примеру, по нашему предприятию понятно, сколько нужно будет поставить двигателей для РН «Протон» вплоть до 2020 года.

Конкуренция в мире действительно высокая. Несколько последних лет были тяжёлыми, были аварийные ситуации при запуске РН «Протон». Несмотря на существующие проблемы, отечественная отрасль может и способна бороться за мировой рынок качеством изделий. Это одно из важнейших направлений в нашей работе в рамках сквозной системы управления качеством, которая сейчас вводится на всех предприятиях госкорпорации.

— Но аварии не имели отношения к пермскому предприятию…

— Они имеют отношение ко всем предприятиям, участвующим в строительстве ракеты. Для всех нас это прежде всего урок. Мы должны такие ситуации правильно анализировать, понимать, почему произошёл сбой, чтобы не повторять ошибок. Мероприятия по исключению подобных дефектов должны распространяться на всех. В ракетной тематике нет такого, чтобы можно было что-то пропустить, от чего-то отказаться, сказать «не моё». Тем более что от двигателя первой ступени, который мы выпускаем, зависит очень многое, включая сохранность стартового комплекса.

К сожалению, подобные прецеденты — это один из результатов общей тенденции, которую мы видим «за забором», в той среде, где живут люди, работающие на предприятии. Неприемлемо, чтобы завод соответствовал последнему слову техники, а потом человек выходил за проходную и попадал в совершенно другую, неблагополучную среду. Вот почему, когда мы говорим о технополисе «Новый Звёздный», подразумеваем, что среда проживания там будет соответствовать требованиям, которые предъявляются к современному заводу. Ведь качество жизни и качество работы — взаимосвязанные понятия. Программа образования, подбор персонала — это то, чему корпорация оказывает большое внимание. В этом году в ОРКК создан корпоративный университет для подготовки высшего менеджмента. В Перми с политехническим университетом и авиатехникумом мы готовим специалистов для нашего предприятия и каждый год только улучшаем взаимодействие по подготовке специалистов.

— На каком этапе находится реализация этого проекта?

— «Новый Звёздный» развивается параллельно с основным производством. Мастер-план микрорайона прошёл общественные слушания и утверждён, что очень важно и для рабочих, и для Новых Лядов в целом. У руководства города и края есть полное понимание относительно финансирования проекта.

Отдельное направление в рамках технополиса — школа. Разработана проектная документация, и рядом с действующим корпусом, который будет реконструирован, должен быть построен ещё один. Мы создаём школу технической направленности для подготовки инженеров. В октябре этого года в техношколе должны открыться три лаборатории, оборудованные на средства в сумме 118 млн руб., которые в прошлом году кластер «Технополис «Новый Звёздный» получил из федерального бюджета.

В свою очередь «Протон-ПМ» развивает производственные мощности, которые размещаются на загородной площадке недалеко от Новых Лядов.

— Какие производства переедут за город в первую очередь?

— Механообработка, механосборочное, гальваническое производства. Первые объекты были введены в строй в 2014 году. В этом году мы запустили комплекс гидравлических испытаний агрегатов жидкостных ракетных двигателей. В 2016 году необходимо ввести в эксплуатацию лаборатории. В 2017 году на площадку должно быть полностью перенесено заготовительное производство, в 2018 году — механическое и т. д.

Но давайте не будем забегать вперёд, а сначала реализуем то, что намечено на ближайший период. Всё это должно быть исполнено в рамках решений по оптимизации производства, которые разрабатывались в госкорпорации.

— Какова доля «Протон-ПМ» в проекте «Ангара»? Ещё совсем недавно за размещение заказа на новое изделие шла нешуточная борьба между заводами-конкурентами…

— На минувшем салоне МАКС руководством Роскосмоса было объявлено, что с 2017 года планируется поэтапное увеличение поставок товарных РД-191, а после завершения всех мероприятий по подготовке и организации производства с 2022 года ПАО «Протон-ПМ» должно стать головным изготовителем двигателя. Мы уже завершили первый этап подготовки к изготовлению и испытаниям агрегатов двигателя.

Однако прежде чем мы станем серийно выпускать этот двигатель, нужно немало сделать — создать производственные мощности и в ближайшие два года полностью освоить номенклатуру, которая была закреплена за нами согласно схеме кооперации в 2009 году. Если мы эту задачу выполним с соответствующим уровнем качества и конкурентной ценой, то сможем идти дальше и выйти на полный цикл производства двигателя.

Задачи в отрасли решаются в комплексе, и отдельно «Протон-ПМ» рассматривать некорректно. Есть ракетный комплекс «Ангара», и вся политика в ракетно-космической отрасли направлена на то, чтобы он был конкурентным на мировом рынке. Это общая задача для всех — от проектировщиков ракеты до тех, кто её собирает и строит двигатели. Тенденция последнего времени — это разумная кооперация, в рамках которой на предприятиях Роскосмоса создаются центры компетенций.

Мы должны сделать так, чтобы выпускаемый нами двигатель был конкурентоспособным и вписался в ту ценовую нишу, которая обеспечит преимущество страны на мировом рынке. У нас есть производственные мощности, и мы должны оптимально использовать все ресурсы, чтобы в каждом конкретном направлении была эффективная экономика.

Для Пермского края это важно. Моя задача как руководителя предприятия — доказать, что двигатель РД-191 надо делать именно здесь.

— Завершившийся недавно визит в Пермь вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина дал вам какую-либо новую информацию?

— Мы доложили Дмитрию Олеговичу о том, в какой точке находится процесс реализации проекта «Технополис «Новый Звёздный». Рогозин был одним из тех, кто в своё время содействовал включению нашего кластера в перечень финансируемых федеральным бюджетом.

В этот проект входит много пермских предприятий: Пермский моторный завод, «Авиадвигатель», «Редуктор-ПМ» и др. Мы формируем инновационный кластер, который направлен на создание среды для проживания, воспитания молодой смены для наших предприятий. Деньги, которые выделяет федеральный бюджет, направлены именно на это.

Этот кластер дал толчок консолидации усилий краевых, городских властей и промышленности, которые действуют в одном направлении. Мы считаем, что поддержка органами власти оказывается достаточная, но всё время просить деньги неправильно, надо и самим показывать результат.

— Объём инвестиционной программы на текущий год можете назвать?

— Могу сказать, что в этом году инвестиции предприятия составят более 2 млрд руб. Средства идут в первую очередь на увеличение производственных мощностей и на создание новых. Рост объёмов производства требует увеличения парка оборудования, внедрения новых технологий, параллельно мы улучшаем условия труда работников, уменьшая воздействие вредных факторов.

— Кризис даёт о себе знать?

— С точки зрения объёмов производства — нет, а с точки зрения доступности финансовых ресурсов — да. Когда мы говорим «кризис», то подразумеваем санкции. При изготовлении нашей продукции зависимость от импорта минимальна. Практически все материалы и комплектующие у нас российского производства. Что касается оборудования, то одним из путей преодоления зависимости от импорта стало собственное производство металлообрабатывающих станков с ЧПУ совместно с ООО «Пром-Ойл» и АО «Станкопром». На будущий год мы запланировали произвести порядка 20 таких станков.

— Насколько реален этот проект? В России станкостроение никогда не было приоритетом…

— На нашей площадке в Новых Лядах уже идёт сборка токарных станков для обработки жаропрочных сплавов. Первый станок сначала испытали на себе, он уже три года работает в одном из наших цехов. Когда поняли, что нас он удовлетворяет, начали производить оборудование для других.

У нас есть хорошие партнёры, которые пришли с этой идеей на завод. Они занимаются конструированием оборудования, мы — технологией сборки. В станочном производстве весь мир работает по принципу разумной кооперации. Мы объехали мир, изучили международный опыт, разработали сборочные технологии.

ООО «Пром-Ойл», ПАО «Протон-ПМ» и АО «Станкопром» создали совместное предприятие — Пермский завод металлообрабатывающих центров, задача которого — собирать ежегодно 280 трёхкоординатных станков с ЧПУ. Здесь получим стабильные компетенции, наберёмся опыта. Прежде всего обеспечим оборудованием себя, потом — всех остальных.

Это, конечно, не наша специализация, но если мы отработаем технологию и покажем, что это возможно, то на Пермском заводе металлообрабатывающих центров станки могут стать серийной продукцией. «Протон-ПМ» выступает в этом деле как стартовая площадка для того, чтобы продемонстрировать, что мы можем это делать. А для Перми это вклад в налоговую копилку.

— Это дело, наверное, пойдёт нелегко. Кадров, которые в своё время занимались освоением новых изделий, теперь уже не осталось. Так что молодёжи даже учиться не у кого…

— У нас одно из самых молодых предприятий в отрасли: средний возраст работников — 41 год. Молодёжь приходит на производство, учится, набирается опыта. Выпускники вузов и техникумов показывают очень хорошие результаты. С четвёртого курса студенты приходят к нам на практику по инженерным специальностям и дипломы защищают по заводской тематике. Тех из них, которые имеют успехи в разработке технологий, производственных процессов, мы с удовольствием после окончания вуза берём на работу.

— С какими результатами планируете закончить текущий год?

— Этот год — один из самых непростых для нас. Но заказы есть, и это главное, по целому ряду направлений завод работает в три смены. Однако до конца года остаётся ещё целый квартал, и он самый напряжённый. Есть проблемы, и их нужно решать и выполнить обязательства перед заказчиками в полном объёме. Наша задача — работать с прибылью. Сегодня всё для этого есть. Надо только работать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться