Елена Гилязова

Елена Гилязова

председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Пермского края

Экономика и арифметика — это разные вещи

Поделиться

Принимая решение об инвестировании в тот или иной регион, бизнес оценивает широкий спектр различных факторов. На протяжении последних 10 лет одним из козырей в руках руководства Пермского края являлся благоприятный налоговый режим. О целесообразности и эффективности принимаемых сейчас мер по стимулированию экономики своим мнением поделилась Елена Гилязова, председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного собрания Пермского края.

Основы действующей налоговой политики в Пермском крае были заложены в 2006 году. Самым главным её отличием являлось равенство всех хозяйствующих субъектов перед законом. Для получения льготы по налогу на прибыль налогоплательщику не нужно было пробиваться в кабинеты и демонстрировать близость к власти. Достаточно было соответствовать законодательно установленным критериям снижения налоговой ставки, которые касались суммы прибыли и количества рабочих мест. И так — абсолютно со всеми налоговыми нормами.

Те действия, которые государство предпринимает сейчас в области налогообложения, вызывают вопросы. Осуществляемое регулирование экономических процессов зачастую носит разнонаправленный характер. Я, например, абсолютно не понимаю, как в период кризиса можно было ввести торговый сбор для малого и среднего бизнеса. Пока это сделано только в Москве и не распространяется на территорию других регионов, но тем не менее является негативным сигналом для всех предпринимателей.

Популистским по своей природе считаю введение налоговых льгот для социально неблагополучных слоёв населения, что теперь практикуется и у нас. Поддержка отдельных групп граждан должна осуществляться иными способами. Основная задача предоставления налоговой льготы — стимулировать развитие бизнеса, предпринимательства.

Не иначе как сезонное обострение рассматриваю очередной виток разговоров о необходимости отмены льготы по налогу на прибыль. Сторонники такого решения уверены, что его принятие обеспечит поступление в краевой бюджет доходов, равных по сумме объёму льготы. Но экономика и арифметика — разные вещи! Крупные налогоплательщики как получали льготу, так и будут её получать, поменяв место своей регистрации. Другие субъекты РФ с радостью их примут. Даже не сомневайтесь! В случае прохождения через Законодательное собрание инициативы по отмене льготы по налогу на прибыль (что представляется мне вполне вероятным, поскольку соотношение депутатов, голосовавших «за» и «против», примерно одинаковое) пострадает средний бизнес. Даже регулярно возобновляющиеся разговоры на эту тему не дают льготе работать в полную силу. Бизнес должен быть уверен в том, что будет завтра.

К разряду позитивных для хозяйствующих субъектов отношу решение, принятое весной 2015 года региональным парламентом по инициативе группы депутатов совместно с правительством, об установлении дифференцированных ставок для налогоплательщиков, которые работают по «упрощёнке» и выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Думаю, осенью мы выйдем с инициативой о принятии аналогичного решения в отношении тех предпринимателей, которые также применяют упрощённую систему налогообложения, но платят 6% с суммы доходов. Такие полномочия Федерация недавно передала регионам.

Значимым считаю законопроект, внесённый нами в Законодательное собрание в начале августа, о введении дополнительных льгот по налогу на имущество. Согласно ему юридические лица, находящиеся на стадии реализации инвестиционного проекта и гарантирующие в результате создание не менее 250 новых рабочих мест, могут быть освобождены от уплаты налога на имущество в течение 10 лет. На сегодняшний день в Пермском крае действует льготный режим налогообложения, который предусматривает выход на абсолютную ставку налога на имущество в течение трёх лет при налогообложении приобретённых и вновь введённых в действие основных средств. В ближайшее время мы можем принять взвешенный, сбалансированный закон. Вопрос лишь в процедуре, которая будет реализована при подписании инвестиционных соглашений между Пермским краем и юрлицами. Установление прозрачных и понятных для всех правил возможно в рамках существующего законопроекта.

Отдельные меры по государственному регулированию экономических процессов и налоговая политика в целом — лишь один из факторов, которые формируют инвестиционный климат. Условия инвестиционной деятельности и степень риска также определяются политическими, юридическими, социальными и прочими факторами. Бизнес инвестирует в территорию тогда, когда он уверен, что юридически защищён, что суды являются самостоятельной властью и гарантом исполнения законодательства, что законы действуют одинаково в отношении разных субъектов предпринимательства и т. д.

То, чего не хватает нашей экономике сейчас, — это свободная конкуренция. Не абсолютизирую её роль, это не панацея, но это основа, которую нужно регулировать в интересах общего развития всех участников экономического процесса. Если мы не будем развивать добросовестную конкуренцию, создавать равные условия для разных отраслей и субъектов бизнеса, то принимаемые сейчас меры окажутся полумерами.

В основе экономики лежат не конкретные законопроекты, а общая система, которая должна иметь разрешительный характер. Помните, когда началась перестройка, появился слоган «Разрешено всё, что не запрещено»? Это очень правильный месседж, придающий импульс развитию.

Беседовала Ольга Дерягина

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться