RGF ПОССОРИЛСЯ С «КОМПАНИЕЙ ФТК»

Разногласия внутри группы собственников ОАО «Соликамский магниевый завод» вышли за рамки экономического спора

Поделиться

Разногласия внутри группы собственников ОАО «Соликамский магниевый завод» вышли за рамки экономического спора

Пикировка между миноритарными акционерами и компаниями, аффилированными Russia Growth Fund (RGF), длится вот уже почти на протяжении года. В настоящее время конфликт возник внутри группы, контролирующей свыше 50,5% акций ОАО «Соликамский магниевый завод». RGF поссорился со своим партнером.

В ближайшие дни собственникам завода предстоит разрешить ситуацию с триадой председателей совета директоров СМЗ, а также разобраться с тремя датами проведения собраний акционеров, назначенных на 6 и 28 сентября и на 18 октября.

«Лазейка» для RGF

В конце июня 2003 года на годовом собрании акционеров Соликамского магниевого завода был избран новый состав совета директоров, а его председателем назначен представитель Russia Growth Found (RGF) Максим Длуги. После первого заседания совета 28 июня не проводилось иных заседаний — вплоть до 11 августа, когда среди прочих вопросов было рассмотрено требование одного из собственников СМЗ о проведении внеочередного собрания акционеров.

На последнем заседании совета директоров Максим Длуги объявил коллегам, что ему, как председателю от UFGIS Trading LTD (владеет пакетом акций СМЗ около 11%), поступило требование о созыве внеочередного собрания акционеров. По федеральному закону «Об акционерных обществах», заявление такого характера должно быть рассмотрено советом директоров в пятидневный срок с момента поступления требования. Предложение акционера может быть принято и назначена дата внеочередного собрания. В случае, если в течение установленного законом срока решение отсутствует или отказано в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано по требованию акционера.

Малхаз ДЖОДЖУА, генеральный директор ЗАО «Регистратор Интрако» (реестродержатель ОАО «Соликамский магниевый завод»):

— Акционер подает заявку и не получает никакого ответа. А раз он не получает ответа, то вне зависимости от того, чья это вина (не работал телефон, оборвался провод или сел аккумулятор...), акционер по закону получил такое право. Длуги заявляет, что заявка получена 10 июля. Михайлова предлагает считать датой получения требования день предъявления заявления совету директоров, а именно — 11 августа. Но акционера это абсолютно не трогает, он уже по закону получил право проведения внеочередного собрания. По чьей вине не было рассмотрено уведомление, его это не касается. Закон однозначен. То есть это — недоработка совета директоров.

Представитель «Компании ФТК», член совета директоров СМЗ Максим Петров придерживается на этот счет иной точки зрения — раз требование не было рассмотрено советом, следовательно, никаких прав у собственника не возникло. Петров также поясняет, каким образом появились две даты проведения внеочередных собраний акционеров из трех: 28 сентября определила компания UFGIS Trading LTD, а 18 октября — дата, которую назначил совет директоров.

Максим ПЕТРОВ, член совета директоров ОАО «Соликамский магниевый завод»:

— Абсолютно не секрет, что представителями RGF являются Максим Длуги и Марк Лиснянски. При этом Лиснянски не является членом совета директоров. Требование от компании UFGIS Trading LTD было подано Лиснянски, а «получено» Длуги. Последний уведомил членов совета директоров о получении требования от акционера только через месяц с даты получения им требования. В такой ситуации у остальных членов совета директоров возникло обоснованное предположение, что действия представителей RGF согласованны. Для того чтобы обойти совет директоров, чтобы обойти процедуру созыва собрания, была смоделирована ситуация, при которой якобы совет директоров решение о проведении общего собрания акционеров по требованию акционера не принял, следовательно, компания UFGIS Trading LTD получила право созыва собрания. Но до 11 августа совет директоров вообще не рассматривал это требование, поэтому единственная легитимная дата проведения внеочередного собрания акционеров, назначенная советом директоров на заседании 11 августа, — 18 октября 2003 года.

Еще одна дата проведения внеочередного собрания акционеров — 6 сентября, по объяснению Петрова, также «вытекает» из заседания совета директоров, состоявшегося 11 августа.

Максим ПЕТРОВ:

— На заседании был задан вопрос Максиму Длуги: почему требование акционера не было вынесено на рассмотрение совета директоров в установленный срок? На него не было получено вразумительного ответа. Второй вопрос: поступали ли от акционеров какие–либо еще требования подобного рода? Ответ: других требований не было. Но после совета директоров возникло другое требование акционера от 15 июля, заверенное факсимильной подписью Марка Лиснянски.

Другой член совета директоров СМЗ — Павел Детков — этот факт «Компаньону» подтвердил. Оба представителя акционеров допускают вероятность того, что Лиснянски вообще непричастен к данному требованию.

RGF теряет контроль

В повестку дня собрания акционеров (по требованию акционера от 10 июля) было предложено включить вопрос передачи прав руководства заводом управляющей компании. Но прежде, чем эта заявка будет вынесена на рассмотрение собрания акционеров, необходимо решение совета директоров. Его члены голосовали против.

Также большинством голосов было отклонено предложение представителя RGF о создании дочернего предприятия — Максим Длуги предлагал разделить редкоземельное и магниевое производства, что, по мнению большинства акционеров СМЗ, направлено на развал завода.

Требование о созыве внеочередного собрания акционеров от 15 июля содержало вопрос, который был также и в заявке от 10 июля — о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа. Максим Петров отметил, что раз управляющая компания не была одобрена советом, представители RGF предложили переизбрать единоличный орган.

Максим ПЕТРОВ:

— Последнее требование можно объяснить тем, что группа RGF теряет контроль над управлением — к большинству предложений фонда совет директоров отнесся негативно. Все действия RGF направлены на выдвижение новых людей и на взятие под контроль активов общества. В этой ситуации стоит отметить независимость и объективность действий генерального директора СМЗ Александра Субботина по отношению как к RGF, так и к другим акционерам. Такое положение, вероятно, не устраивает RGF.

Многие акционеры единодушны в том, что компания UFGIS Trading LTD, миновав совет директоров и обратившись непосредственно к регистратору, нарушила права других собственников, представленных в совете директоров. Поэтому вчера, 25 августа, наблюдательный орган СМЗ должен был принять решение о легитимности проведения собраний акционеров 6 и 28 сентября, после чего будет уведомлен регистратор, и ситуация прояснится. Как считает Максим Петров, вполне возможен судебный порядок обжалования собраний акционеров, назначенных на эти даты.

«Размножение» совета директоров СМЗ

Часть членов совета директоров сочла несозыв совета и отсутствие предварительного уведомления о поступившем требовании от UFGIS Trading LTD о проведении внеочередного собрания акционеров СМЗ основанием выразить председателю Максиму Длуги вотум недоверия и, как результат, его переизбрать. В итоге председателем совета директоров ОАО «Соликамский магниевый завод» был назначен представитель ЗАО «Компания ФТК». Не прошло и двух месяцев, как в очередной раз возглавлять совет стала Нэля Михайлова.

Максим Длуги с отстранением от должности не соглашается. Несколько дней спустя возник третий председатель. Им якобы стал еще один представитель RGF — Игорь Харитонов.

Никто не может поручиться, что третий председатель — не последний, возможно, будет четвертый, пятый и т. д.

Павел ДЕТКОВ, член совета директоров ОАО «Соликамский магниевый завод», представитель Minmet Financing Company:

— На самом деле председатель один. Наличие двух или трех делает ситуацию непонятной. К появлению третьего председателя относиться нужно, как к розыгрышу, и не воспринимать это всерьез.

У большинства представителей акционеров точки зрения совпали — правомочным председателем является Нэля Михайлова, ее переизбрание состоялось на плановом заседании совета директоров в соответствии с законом «Об акционерных обществах» большинством голосов от общего числа членов совета директоров.

В распоряжении «Компаньона» имеются повестки планируемых заседаний. Разница извещений — в датах, местах проведения и перечне обсуждаемых вопросов.

Первым делом членам совета придется отправиться в Соликамск, а затем в Москву — такова география уведомлений. Своих коллег с датой опередила Нэля Михайлова, назначив заседание наблюдательного органа акционерного общества на 25 августа. На повестку дня она вынесла вопрос о закрытии нью–йоркского представительства СМЗ. Поскольку официальным лицом, представляющим соликамских магниевиков в США, является Марк Лиснянски, предполагается нейтрализовать «серого кардинала». Будут также проанализированы контракты, заключенные от имени СМЗ представителями RGF. Речь идет о сделках, заключенных Длуги и Лиснянски от имени СМЗ.

Максим Длуги, который также считает себя председателем совета директоров, уведомил коллег о мероприятии, на котором предлагает рассмотреть вопрос «о сделках СМЗ с ЗАО «Компания ФТК» и аффилированными компаниями».

Пополнение числа модераторов совета директоров не только привносит путаницу, но и придает всей ситуации оттенок фарса. Так, если верить исходящему документу №65 от 15 июля 2003 года, 1 сентября в роли докладчиков предстанут Максим Длуги, Александр Субботин и Нэля Михайлова — в День знаний член совета директоров Игорь Харитонов планирует заслушать объяснения своих коллег «о поведении». В этот же день, судя по повестке, Харитонов совместно с представителем Федеральной комиссии по ценным бумагам РФ попытается признать заседания совета директоров от 11, 25 и 29 августа незаконными.

Итак, внеочередное собрание акционеров ОАО «Соликамский магниевый завод» состоится 18 октября. На повестке — утверждение устава в новой редакции, досрочное прекращение полномочий совета директоров и избрание его нового состава, досрочное прекращение полномочий генерального директора.

Малхаз ДЖОДЖУА:

— В беседе с первым вице–губернатором Анатолием Темкиным, в ходе которой он выразил свою озабоченность создавшейся ситуацией, я изложил фактическую сторону дела. И Темкин сказал, что обладминистрация никоим образом не будет оказывать воздействие на эту ситуацию, поскольку не имеет на это никаких прав. Но будет обращать внимание на то, чтобы законодательство было соблюдено, чтобы не было нарушений. И я его заверил, что с нашей стороны никаких нарушений не будет допущено — наше положение обязывает нас именно к этому.

Комментарии

Геннадий ТУШНОЛОБОВ, заместитель генерального директора ЗАО «ЛУКОЙЛ–Пермь», депутат Законодательного собрания Пермской области:

— За уход Лиснянски из Пермской области я поставлю пять свечек! Поскольку я знаю, как он работал на других предприятиях Пермской области, в частности на «Сильвините». Проблема СМЗ — в собственнике, а не в генеральном директоре. Субботин не виноват. Я полностью поддерживаю слова губернатора — с собственниками пора разобраться.

Никита БЕЛЫХ, генеральный директор ИБГ «Парма», депутат Законодательного собрания Пермской области:

— СМЗ богат корпоративными конфликтами. Я высоко ценю деловые качества Александра Субботина. Обвинения, выдвинутые в его адрес, — скорее повод, чем реальная сторона дела. Я также знаком с представителями той и другой стороны. Неоднократно встречался с Марком Лиснянски и Максимом Длуги. Они не похожи на людей, которые принимают скоропалительные решения. Многие вопросы перешли на уровень эмоциональных ощущений, собственники не слушают друг друга. Этот конфликт, судя по основанию и причинам, надуман и не имеет под собой реальной основы. Лучше будет, если контрольный пакет акций СМЗ попадет в одни руки. Оптимальный вариант — до середины октября решить вопрос в пользу одной из компаний.

Алексей ЧЕРНОВ, генеральный директор инвестиционной компании «Витус»:

— Сравнивая финансовые показатели СМЗ разных периодов, можно наблюдать негативную тенденцию. Возможно, случайно, но падение показателей совпало с нескончаемой чередой изменений в составе собственников. Такое предприятие с такой нишей должно работать эффективнее. Предприятие же стало работать хуже, но есть поправка — цены на магний существенно упали — в 2–2,5 раза. Ненормальна ситуация, когда собственники не могут договориться.

кстати

«НЫНЕШНИЕ СОБСТВЕННИКИ РУКОВОДЯТ СОЛИКАМСКИМ МАГНИЕВЫМ ЗАВОДОМ НЕЭФФЕКТИВНО»

Юрий ТРУТНЕВ, губернатор Пермской области:

— По отношению к Соликамскому магниевому заводу в активную фазу действий на уровне четкого обозначения своих позиций мы уже перешли. Мы считаем, что собственники руководят сегодня этим предприятием неэффективно. Более того, мы убеждены, что они рассматривают завод как «кормушку», как сугубо объект получения прибыли, абсолютно не заботясь о стратегии, о перспективах его развития. То есть люди думают о дне сегодняшнем, о том, как заработать сейчас и на самом деле теряют возможность заработать больше завтра. Для нас это достаточно принципиально, потому что при этом могут пострадать и уже страдают интересы людей, работающих на этом предприятии.

Мы обозначили свою позицию, в определенной степени инициировали некоторые процессы. В результате СМЗ погасил задолженность перед рядом кредиторов, несколько «почистил» баланс. Этого мало. Для того чтобы ситуация на предприятии стабилизировалась, этого недостаточно.

В то же самое время и далее входить в непосредственный процесс управления акционерным обществом мы не можем, у нас нет для этого никаких прав. Мы будем искать здоровые силы.

Для нас сейчас важно увидеть партнеров в развитии предприятия, которым мы будем помогать. Если найдется среди сегодняшней структуры собственников группа, которая скажет, что для нее это стратегический производственный проект и она готова его осуществлять, но нужна помощь, — мы будем помогать. Найдутся внешние инвесторы — мы будем работать с ними.

Мы можем работать с Соликамским магниевым заводом только в одном режиме — поддерживать бизнес–структуры с точки зрения политического влияния, с точки зрения имиджа, с точки зрения некоторых имеющихся в рамках закона механизмов воздействия... Сами входить в этот процесс мы не можем просто потому, что это запрещено законом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться