Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Со знаком минус

В Пермском крае обсуждается вопрос изменения «отрицательных трансфертов» для муниципалитетов

Поделиться

Возможность забирать у муниципальных бюджетов «избыток средств» уже давно есть у краевых властей. Другое дело, что под установленный в краевом законе показатель для «отрицательных трансфертов» попадает совсем немного муниципалитетов, а суммы взимания не так велики. Сейчас в Законодательном собрании рассматривается законопроект, согласно которому в должниках окажутся даже те муниципалитеты, которые до этого ничего не были должны.

Лошадь и плуг

Представители муниципалитетов опасаются, что, когда вступят в действие новые расчётные коэффициенты, им придётся вспоминать, что такое соха и конная тяга
 

На последнем пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края среди прочего рассматривался вопрос о внесении изменений в региональный закон «О бюджетном процессе». Обсуждение его в первом чтении было недолгим, однако влияние, которое он будет иметь, в частности на муниципалитеты, очень велико.

Согласно представленному законопроекту предлагается изменить положение об изъятии избыточных субсидий из муниципалитетов в пользу краевого бюджета и снизить предельный показатель расчётных налоговых доходов с 2 до 1,3. Действующей редакцией закона Пермского края предусмотрено предоставление краевому бюджету субсидий из бюджетов муниципальных образований, в которых в отчётном финансовом году расчётные налоговые доходы превышали показатель двукратного среднего уровня расчётных налоговых доходов. Если законопроект будет принят, то местные бюджеты должны будут возвращать субсидии краевому бюджету в случаях, когда налоговые доходы по единым нормативам в муниципальном образовании превысят показатель среднего уровня расчётных доходов всего в 1,3 раза.

Эта тема взволновала не только депутатов, но и муниципальные власти, которые сразу заявили, что при увеличении коэффициента «отрицательные трансферты» станут для них непосильными.

Взимание «отрицательных трансфертов» из бюджетов муниципальных образований уже было предусмотрено действующим законодательством. Однако, как отметила на пленарном заседании Заксобрания министр финансов Пермского края Ольга Антипина, до сих пор «отрицательные трансферты» с муниципалитетов не взимались.

«Краевые власти ни разу не пользовались этой возможностью», — отметила Антипина.

В этом году появилась необходимость привести краевой закон «О бюджетном процессе» в соответствие с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Действующая редакция Бюджетного кодекса РФ предполагает установку уровня не ниже 1,3-кратного среднего уровня подушевых расчётных налоговых доходов.

В Министерстве финансов Пермского края посчитали, в какие суммы выльются эти изменения для муниципалитетов. Если расчётный показатель установят на уровне 1,3, «отрицательные трансферты» для города Перми увеличатся с 352 млн руб. до 1,25 млрд руб. в год. Для Савинского сельского поселения Пермского района это 9,9 млн руб. вместо 1,4 млн руб., для Романовского поселения Усольского района — 2,7 млн руб. вместо 1,1 млн руб.

У городов Березники и Соликамск, а также Кондратовского поселения Пермского района (и многих других муниципалитетов), согласно действующему нормативу, превышения нет.

А вот если он будет изменён, муниципалитеты задолжают краю 125 млн руб., 1 млн руб. и 3,1 млн руб. соответственно.

Представители муниципалитетов отмечают, что «в предлагаемом законопроекте много спорных вопросов».

«Под новый коэффициент в моём районе попадают четыре поселения. Цена вопроса — от 400 тыс. руб. до 10 млн руб. Согласно законопроекту коэффициент рассчитывается от налогового потенциала, то есть вопрос, собрали налоги или не собрали, не учитывается. Вернуть деньги в краевой бюджет придётся обязательно, даже в случае неисполнения доходной части бюджета. Идея выравнивания бюджетов была бы правильной, но лишь в том случае, если бы средства поселений поступали в бюджет района, но они поступают в бюджет края. Ещё один вопрос: почему выбран коэффициент 1,3? Почему не 1,5 или 1,7? Непонятно, ведь федеральный бюджет даёт субъектам право самим устанавливать этот выравнивающий коэффициент», — отмечает глава Пермского района Александр Кузнецов.

Во время обсуждения законопроекта на заседании комитета по бюджету заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев отметил, что «потеря даже 352 млн руб. (при действующей норме «отрицательных трансфертов» — ред.) приведёт к резкому дефициту бюджета Перми», а изъятие 1,25 млрд руб. «если и не обернётся уничтожением бюджетной системы Перми, то вызовет глубокий кризис».

В департаменте финансов администрации города Перми также отмечают, что «в условиях нестабильной экономической ситуации необходимость предоставления из бюджетов муниципальных образований субсидий бюджету Пермского края может повлечь несбалансированность местных бюджетов и неисполнение действующих расходных обязательств, в том числе социального характера».

Мнения краевых депутатов разделились. Кто-то выступает против увеличения коэффициента, кто-то понимает, что в нынешней экономической ситуации это неизбежно.

На заседании краевые депутаты после обсуждения всё же приняли предложенный законопроект в первом чтении. При этом Ольга Антипина отметила, что её ведомство собирается выходить с поправками к законопроекту. Она пояснила, что они понимают, какие сложности вызовет показатель 1,3, и предлагают устанавливать уровень превышения не в «рамочном» законе о бюджетном процессе, а в законе о бюджете, который принимается ежегодно.

«Снижение коэффициента до 1,3 — слишком радикальное решение. Мы предлагаем рассмотреть возможность взимания или невзимания трансфертов при рассмотрении бюджета», — отметила Антипина.

Однако такая неопределённость, как признаётся ряд депутатов, вызывает ещё больше вопросов.

Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Ежегодная корректировка не позволит муниципалитетам корректно планировать свои бюджеты в долгосрочной перспективе. Таким образом, мы демотивируем муниципалитеты заниматься сбором налогов. У субъекта, безусловно, должно быть право на взимание «отрицательных трансфертов» для выравнивания бюджетов разных территорий, но это должны быть долгосрочные правила. Иначе будет получаться так: сегодня решили не взимать отрицательные трансферты, завтра решили взимать, послезавтра — опять не взимать. Это что за политика? Необходимо установить определённые нормы не ежегодно в законе о бюджете, а в законе о бюджетном процессе, и пусть муниципалитеты работают в этих нормах. Какие бы правила мы ни устанавливали, это должны быть правила не на один год. На месте муниципальных властей я бы не рассуждал о том, сделать коэффициент больше или меньше, а занимался бы рациональным бюджетированием доходов и расходов. Позиция администрации Перми мне понятна, но люди у нас живут не только в Перми, но и по всему краю. Существующий коэффициент 2 — достаточный и обоснованный.

Игорь Папков, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Обсуждать эту тему необходимо. С одной стороны, нам необходимо достигать между муниципалитетами в бюджетной обеспеченности равенства подходов, с другой — мы призываем муниципалитеты наращивать собственную доходную базу, а «отрицательные трансферты» показывают, что быть успешным не всегда выгодно. Нам надо найти золотую середину, чтобы снять эти противоречия. Необходимо осторожно подходить к этой теме, учитывая состояние местных бюджетов. Основной вопрос, который должен быть решён, — это величина коэффициента, при котором возникает «отрицательный трансферт».

Елена Зырянова, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Предложение увеличить размер коэффициента было сформулировано на федеральном уровне — были внесены изменения в Бюджетный кодекс. «Отрицательные трансферты» — важный инструмент, необходимый для вертикального ориентирования бюджетов всех уровней. Край должен обеспечить равномерное бюджетное финансирование всех территорий. Такое право за краем должно оставаться, а его применение зависит уже от исполнения краевого бюджета. Мы и в прошлые года могли взимать «отрицательные трансферты», но ситуация с краевым бюджетом была удовлетворительной, и мы этим правом не пользовались. Основания для повышения коэффициента есть: краевой бюджет дефицитный, при этом полномочия края более объёмные, чем у муниципалитетов. У того же города Перми ситуация более стабильная и спокойная. Поэтому риски над муниципалитетами нависли, но, надеюсь, они не будут реализованы.

Александр Кузнецов, глава Пермского района:

— Нельзя ежегодно менять правила игры. Хотя бы в краткосрочной перспективе на три—пять лет мы должны понимать, как нам действовать. Муниципалитеты берут на себя обязательства, заходят в длительные по времени проекты и должны понимать, на что им рассчитывать в ближайшие годы. Правила на то и правила — они неизменны. Я понимаю подоплёку принятия этого законопроекта, но насколько это правильно? Это позволит пополнить краевой бюджет, но уменьшит бюджеты в поселениях, которые и так небольшие. Даже у муниципалитетов с развитой экономикой есть множество нерешённых вопросов. Если коэффициент превышен, это не значит, что муниципалитету хватает средств на выполнение всех полномочий. С одной стороны, мы говорим муниципалитетам «развивайтесь», а с другой — они понимают, что, если достигнут определённого потолка, край будет забирать у них средства. У муниципалитетов забирают ресурсы, а потом удивляются, почему света, газа, дорог в них нет! Сейчас редко какие муниципалитеты попадают под «отрицательные трансферты», и нам пока не дали никакого обоснования, зачем менять коэффициент.

Поделиться