Театр-Театр открыл сезон по-хипстерски
«Пермская драма» впервые провела «Ночь открытых дверей»
Суббота. Глубокий вечер. Звонок. Главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель: «Я в Питере. Мне тут никто не верит, что у нас вчера была очередь в кассы длиной в 50 метров! У вас нет фотографий?»
Подтверждаю: Гурфинкель не преувеличивает. Так и было.
«Ночь открытых дверей» в Театре-Театре — это соединение двух прогрессивных форматов взаимодействия с публикой, уже освоенных другими пермскими учреждениями культуры — музеями во главе с Пермской государственной художественной галереей, которые впервые стали проводить ночные события, а позже к ним присоединились библиотеки и ТЮЗ; и Театром оперы и балета, который придумал «Оперный экстрим» — большую тусовку, когда для зрителей раскрывается театральное закулисье.
В Театре-Театре 4 сентября тоже раскрылась для зрителей театральная «кухня», причём ночью. Творчески соединив два приёма, команда «пермской драмы» на этом не остановилась: креатив во время театральной «Ночи…» так и фонтанировал. Даже те, кто не ходил на экскурсии за кулисы и не смотрел актёрские этюды, с удовольствием провели четыре часа в фойе, где были созданы все условия, чтобы молодёжь могла заняться главным развлечением современности — созданием селфи и выкладыванием их в инстаграм.
Пермский инстаграм буквально порвали!
Фотографироваться начинали ещё перед входом в театр: грандиозная очередь в кассы, которую свидетели постарше сравнивали с очередью в Театр на Таганке в начале 1980-х, буквально провоцировала на то, чтобы выставить вперёд руку с билетом и опубликовать в мировой сети светлый образ счастливого обладателя этого пропуска в волшебный мир театра. Секрет возникновения очереди прост: билеты продавали не по количеству мест в зале, а всем желающим, и стоили они всего 100 руб. Было продано около 3000 билетов, так что в театре было тесновато.
Это не помешало каждому зрителю найти свою нишу. Постоять, подобно героям «Титаника», на носу несущегося корабля, наслаждаясь встречным ветром (ветер обеспечила театральная «машинерия»), и убедиться, что алые паруса реальны. Выпить водки с героями «Географа», который «глобус пропил»: актёры, участвовавшие в хэппенинге, выпивали очень натурально — морщились, крякали, а потом предлагали стопку зрителю, и тот, затаив дух и выпив, с изумлением восклицал: «Так это же вода!» «Так это же театр!» — отвечали ему. Глобус в один прекрасный момент был-таки «пропит»: особо активный и талантливый зритель получил от актёров сувенирный глобус Пермского края.
Можно было прокатиться на «троянском коне» на колёсиках из спектакля «Одиссей», обменять советские монеты на бутерброды с селёдкой в «Совбуфе» — советском буфете из «Чужого ребёнка» или полежать, наслаждаясь звуками «Рождественской звезды» из мюзикла «Доктор Живаго», в ванне из «Анны Карениной», установленной в специальной лаунж-зоне, где можно было отдохнуть на кушетках.
Здесь же, в фойе, были «гримёрная» и «костюмерная», так что можно было «примерить» на себя подходящий театральный образ — и опять-таки сфотографироваться; многие молодые люди после посещения «гримёрной» щеголяли внешностью, весьма подходящей для парада зомби. Можно было встретить любимого персонажа из любимого спектакля — и рядом с ним снова сфотографироваться! Актёры работали на износ весь вечер — братались со зрителями, расписывались на программках, одну за другой вели экскурсии, а потом, уже ближе к полуночи, ещё и пели: вечер закончился, разумеется, «мюзиклом-мюзиклом» на большой сцене.
Театральные экскурсии, которые стартовали одна за другой и шли по закулисью, буквально наступая друг другу на хвост, были увлекательны даже для записных театралов, которые не раз бывали по ту сторону сцены. Экскурсия шла больше часа: актёрские гримёрки, цеха, оркестровая яма (оркестр раз за разом играл мелодию из «Алых парусов»), кабинет музыкального руководителя — Татьяна Виноградова вместе с худруком театра Борисом Мильграмом и актёрами репетировала фрагмент из нового мюзикла.
В кульминационный момент прогулки по театру посетителей заводили на колосники, на высоту семиэтажного дома, а в финале экскурсии устраивали грандиозный сюрприз: гости оказывались на сцене, открывался занавес, и зал встречал их аплодисментами! Так финал экскурсии становился финалом спектакля, а зрители менялись местами с актёрами. Эффект был… прямо-таки духоподъёмный!
В разгар вечера у зрителей появилась возможность снова стать самими собой и посмотреть 50-минутный эскиз молодёжного спектакля «Ромео и Джульетта». Студенты-второкурсники мастерской Бориса Мильграма и Владимира Гурфинкеля в Академии искусства и культуры захотели сделать нечто авангардное, в духе тех модных спектаклей, которые показывают на фестивале «Пространство режиссуры». Руководитель постановки Владимир Гурфинкель предупредил публику, которая набилась в малый зал, что материал пока сырой, и оказался прав не только в переносном смысле, но и в прямом: как это заведено в современном театре, ребята непрерывно поливают друг друга то водой, то апельсиновым соком, то томатным, так что на сцене действительно очень сыро.
Этот материал имеет право демонстрироваться на публике только в атмосфере неформальной тусовки; это, конечно, никакой не спектакль, а абсолютно ученические этюды. Тем не менее публика приняла их в высшей степени благосклонно, а некий бывший военный, выйдя из зала на сцену, пожелал поучить актёров, как надо правильно мыть пол после такой грязной работы. Владимир Гурфинкель пообещал, что где-то к зиме из этих зарисовок попытается сделать спектакль — так, чтобы и молодое чувственное начало сохранить, и Шекспира в гробу не слишком потревожить.
Заключительный «мюзикл-мюзикл», который увидели самые стойкие театралы, начался за полчаса до полуночи. Прежде чем выпустить «нарезку» из популярных музыкальных спектаклей, авторы вечера показали «балет машин»: под музыку из «Алых парусов» «танцевали» штанкеты — подвешенные на тросах металлические перекладины, к которым крепятся декорации. Система штанкетов оказалась весьма подвижной и грациозной. Это было красиво и даже трогательно: демонстрация возможностей современного театра и одновременно тоска по новой сцене, ведь, по уверениям руководства театра, современности соответствует только верхняя механизация, а нижнюю нужно реконструировать.
Всё ночное действо было выдержано в молодёжном, хипстерском духе. Аудитория театральной «Ночи...» была существенно моложе традиционной аудитории Театра-Театра, так что можно считать, что задачу продвижения театра в молодёжной среде авторы затеи решили. Кстати, об авторах: предложение провести подобное мероприятие высказала руководитель пиар-службы театра Нина Соловей, а креативил в основном главный режиссёр Владимир Гурфинкель, которого худрук Борис Мильграм назвал со сцены человеком, придумавшим «Белые ночи». Справедливо говоря, это не совсем так: фестиваль задумал Марат Гельман, но Гурфинкель придумал его лучшую часть — фестивальный городок.
Главная сенсация вечера тоже связана с «Белыми ночами»: Мильграм объявил, что летом 2016 года фестиваль снова состоится. Правда, не на эспланаде, а в Театре-Театре.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.