Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Тяжело гордиться тем, что мир отрицает»

Социологи из ПГГПУ исследовали культурные предпочтения пермяков в 2012 и 2015 годах; изменения в цифрах наводят на любопытные мысли

Поделиться

Кафедра культурологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета не первый год исследует вопросы региональной идентичности в привязке к культурным феноменам и процессам, происходящим в Пермском крае. Активные опросы под руководством заведующей кафедрой, кандидата культурологии Оксаны Игнатьевой и доцента кафедры, кандидата социологии Олега Лысенко проходили в декабре 2012-го и в июле 2015 года. Оба раза выборка составляла 1000 человек и была репрезентативной по полу, возрасту и месту жительства.

Танк

Популярность «патриотических» памятников выросла в год 70-летия Победы
  Константин Долгановский

Задавали три вопроса: «Кто из исторических и культурных деятелей является символом Пермского края?», «Какие памятники культуры являются символами Перми?» и «Какие памятники природы являются символами Пермского края?»

Вопрос был открытым, никаких подсказок — каждый респондент писал в анкете то, что считал нужным.

Сравнение результатов 2012 и 2015 годов очень многозначительно и позволяет сделать интересные выводы.

Первая тройка людей — символов Пермского края изменилась незначительно: в 2012 году это были Татищев, Дягилев, Трутнев, а в 2015 году место Дягилева занял изобретатель Попов.

Олег Лысенко, впрочем, напоминает, что при выборке в 1000 человек погрешность составляет 3%; всё, что меньше 3%, — «в рамках погрешности», так что корректнее говорить о том, что в первом случае третье место делят Трутнев и Попов, а во втором — Трутнев и Дягилев.

«Основатель Перми» Василий Татищев и «изобретатель радио» Александр Попов демонстрируют заметный рост. «Подросли» и другие исторические деятели из первой двадцатки — например, инженер Славянов, доктор Граль. Рейтинг Виктора Басаргина за три года вырос с единицы до 10: был в пределах погрешности, а вырос до солидной цифры. Но это связано, скорее всего, с тем, что в 2012 году его ещё «не выучили»: новый человек в Пермском крае, он ещё не очень ассоциировался с Пермью.

В целом наблюдается рост популярности исторических деятелей, знаменитостей прошлого, традиционных символов. Татищев подрастает — Дягилев падает: предпочтения оттекают от деятелей культуры к символам гражданственности.

Любопытно, что оба — «памятники», и вокруг каждого из этих памятников в своё время было много споров. Теперь один красуется посреди города, а другой спрятан в помещении, поэтому один всё время напоминает о себе, а второй — нет. Исследования показывают, что памятник Дягилеву в открытом доступе всё же имел бы смысл.

Исследование демонстрирует, что СМИ оказывают огромное влияние на предпочтения пермяков. Дягилев находится в массовом сознании, а Пастернак — нет: есть его единичные упоминания в графе «Другое». Причина — Дягилевский фестиваль и его ежегодный активный пиар.

Кто из исторических, политических и культурных деятелей, на ваш взгляд, является символом Пермского края?

  2012 2015
1. Татищев 27,3 36,3
2. Дягилев 15,4 13,3
3. Трутнев 10,8 15,1
4. Строгановы 8,9 3,7
5. Попов 10,6 16,9
6. Славянов 9,7 10,4
7. Панфилов 3,5 0,4
8. Бажов 2,6 0,6
9. Граль 1,7 3,1
10. Басаргин 1,3 10,4
11. Демидов(ы) 0,8 4,3
12. Ермак 2,1 1,2
13. Коноплёв 1,6 3,1
14. Ленин 0,9 0,0
15. Мильграм 1,5 0,0
16. Мешков 2,4 2,2
17. Модерах 1,7 0,4
18. Молотов 3,7 2,7
19. Чиркунов 1,3 1,4
20. Ушаков 2,3 0,4
21. Другое 29,0 14,3
22. Затрудняюсь ответить 15,4 4,9

Государственное выше культурного

Ещё одно доказательство влияния информационной среды — резкое падение рейтинга Строгановых. Их активно пиарили в период выбора «Имени Перми Великой», а после того как их выбрали, пиар затих, и результат проявился немедленно.

Кто-то забывается в силу естественных причин, хореограф Панфилов например. Рейтинг Бориса Мильграма упал до нуля: как министр и культуртрегер он был более известен, чем как театральный деятель.

В целом в рейтинге «рулят» исторические деятели — те, в отношении которых выстроена определённая историческая память. Стабильно сохраняет позиции Молотов — скорее всё-таки историческое имя города, а не государственный деятель, поскольку реальный Молотов отношения к Перми не имел; а также бывший губернатор Олег Чиркунов. Последний даже немножко «вырос», так же как и последний советский руководитель Пермской области Борис Коноплёв. Оба они стали не реальными деятелями, в отношении которых звучало немало критики, а олицетворением прекрасного прошлого, когда по определению было лучше, чем в сложном настоящем.

Стабильно высокий рейтинг Юрия Трутнева — из этой же психологический сферы.

Есть и немало других любопытных моментов.

В 2012 году в категории «Другие» шесть раз упоминаются балерины: Надежда Павлова, Людмила Сахарова и просто «пермские балерины». В 2015 году балерины отсутствуют, зато появился Теодор Курентзис (два упоминания) и... шесть раз упомянут Чайковский! Наверное, это связано с юбилеем композитора, с конкурсом на создание ему памятника в театре его имени.

Какие памятники природы являются, на ваш взгляд, символами Пермского края?

  2012 2015
1. Кунгурская пещера 56,8 59,4
2. Балатовский парк 2,2 6,3
3. Белая гора 4,9 9,3
4. Чусовая 4,9 6,3
5. Ермак 2,9 1,2
6. Каменный город 4,8 8,4
7. Уральские горы 1,9 1,1
8. Кама 8,2 3,7
9. Усть-Качка 3,1 2,3
10. Хохловка 9,6 16,2
11. Леса 2,0 3,1
12. Другое 27,0 25,6
13. Затрудняюсь ответить 13,9 5,1

Позже мы увидим, что среди «Культурных символов Перми» балет тоже резко сдал позиции.

Небольшое число упоминаний Теодора Курентзиса говорит о том, что в массовом сознании он не является символом Перми. Это, наверное, «случай Горбачёва», когда деятель гораздо более известен и популярен за пределами территории, чем на ней самой. За пределами Пермского края Курентзис связан с Пермью, он является её международным брендом, но — не для внутреннего пользования.

Интересно, что в ноябре 2014 года та же команда проводила опрос о последствиях Пермского культурного проекта, и там Курентзис тоже не упомянут.

Из современных популярных деятелей поп-культуры несколько раз упомянуты DJ Smash и Николай Наумов.

Оксана Игнатьева, заведующая кафедрой культурологии ПГГПУ:

— По результатам исследования видно, что общественное мнение конструируется. Если бы был запрос власти, можно было бы легко создать такой символ Перми, выбрать из существующих в общественном сознании фигур и раскрутить. Сергей Дягилев, например, стабильно сохраняет высокие рейтинги: снижение на 2% от 15% — это, по сути, вовсе не снижение, он сохранил своё место в первой тройке. Если бы сейчас велись поиски символа Перми с прицелом на Европу, то это прекрасная кандидатура, олицетворяющая российский культурный прорыв на Запад. В том смысле идея назвать пермский аэропорт «Дягилев» очень неплоха. Среди символов Перми Дягилев — главный в сфере культуры. Было бы странно не использовать это.

Любопытно, что, по данным исследования, пермяки всё ещё во многом ориентируются на представления, сформировавшиеся в советское время.

Олег Лысенко, доцент кафедры культурологии ПГГПУ:

— Политика памяти может быть выстроена двояко: либо мы ориентируемся сугубо на свои, местные, фамилии людей, никому не известных, либо выбираем из тех, у кого есть потенциал к прорыву вовне. Первый путь — политика герметичной закрытости: «Чужие здесь не ходят!» Абсолютное большинство российских городов идут по этому пути. «Вот у нас жил выдающийся художник Сидоров!» — говорят они. Ну... нельзя сказать, что мы совсем не слышали о Сидорове. Но никаких серьёзных ассоциаций он у нас не вызывает. С другой стороны, если бы мы, люди извне, услышали более раскрученные имена, мы бы активнее откликнулись.

Оксана Игнатьева:

— Посмотрите, Строгановы — это великий культурный капитал, который нам достался. Он связывает Пермь со всей Россией, с её освоением, с Санкт-Петербургом, с Европой...

Олег Лысенко:

— Начиная от бефстроганова!

Оксана Игнатьева:

— ...Но почему-то он никак не используется. Отголосок ли это советского времени, когда в любом учебнике истории было написано, что Строгановы — эксплуататоры?

Олег Лысенко:

— А с другой стороны, «растёт» Александр Попов. При всём уважении к его выдающемуся уму, радио-то изобрёл Маркони! Так что для внешнего пиара, пиара в сторону Европы Попов — это ноль. Исследование показывает живучесть советских пережитков, когда Россия была родиной слонов.

Нужна какая-то избирательность, какой-то научный подход к тому, какие символы раскручивать, чтобы привлекать сюда туристов. Если у тебя в городе так популярен художник Сидоров, надо решить: либо продвигай этого Сидорова вовне, делай его мировым брендом, либо выбери уж что-нибудь более перспективное. Можно ведь гордиться Сидоровым, но не назначать его символом.

Когда пермскую деревянную скульптуру вывезли во Францию, она там никого не впечатлила. Там ведь много религиозной скульптуры, поскольку господствующая церковь — католическая. Пермская деревянная скульптура уникальна только в нашем контексте: в православии религиозной скульптуры нет, есть только иконы. Но ведь на Западе это никому не известно.

Это выбивает почву из-под нашего патриотизма. Надо находить баланс между фигурами, которые обладают символическим капиталом не только для нас, но и для окружающих, в них легче вкладываться. Тяжело гордиться тем, что мир отрицает.

Какие памятники культуры являются, на ваш взгляд, символами Пермского края?

  2012 2015
1. Медведь 19,7 38,4
2. Театр оперы и балета 12,1 6,3
3. «Пермяк — солёные уши» 17,3 24,4
4. Художественная галерея 13,2 8,3
5. Ротонда 5,2 1,5
6. Танк 9,3 6,6
7. Хохловка 4,4 1,0
8. Памятник Татищеву 5,3 8,2
9. Буква П 4,4 3,2
10. Памятник на Вышке I 5,1 3,2
11. Белогорский монастырь 4,1 3,9
12. Деревянная скульптура 2,3 0,6
13. Драмтеатр 3,0 1,9
14. Памятник Ленину 2,9 4,2
15. Пермский балет 2,3 0,0
16. Дом Мешкова 1,9 1,2
17. Скорбящая мать 2,5 2,9
18. Краеведческий музей 1,3 0,6
19. Памятник «Героям фронта и тыла» 2,7 5,0
20. Памятник Гралю 1,3 0,3
21. Эспланада - 5,8
22. Диорама - 3,5
23. Театры - 2,3
24. Фонтан - 2,3
25. Скульптура «Никулин, Вицин, Моргунов» - 1,0
26. Памятник Славянову - 2,9
27. Памятник «Разорванное братство» - 2,3
28. Музей военной техники Мотовилихинского завода - 0,1
29. Памятник Пушкину - 4,8
30. Другое 32,3 20,6
31. Затрудняюсь ответить 7,4 1,5

Монументы против институций

Не менее интересные выводы позволяют сделать ответы на вопрос о памятниках культуры — символах Пермского края.

В первой тройке стремительно «выросли» монументальные объекты: медведь и «Пермяк — солёные уши». А вот культурные институции — Театр оперы и балета и художественная галерея — так же стремительно «упали».

Олег Лысенко связывает это с завершением Пермской культурной революции: стало меньше культурных информационных поводов, меньше ярких проектов и в то же время меньше скандального контекста, который тоже привлекал внимание к институциям. Но, думается, кроме того, виной снижения рейтинга оперного театра снижение престижа и популярности пермского балета: в опросе он упал до нуля. А например, в 1970-е годы, когда не было никакой «культурной революции», но гремел на весь СССР хореограф Николай Боярчиков, педагог Людмила Сахарова и её ученица Надежда Павлова, не было символа Перми ярче, чем балет.

Сейчас театр и его руководитель Теодор Курентзис больше заинтересованы в опере, в симфонических проектах.

Капитальный рост продемонстрировали культурные объекты, связанные с исторической памятью, с патриотической темой.

Олег Лысенко:

— Очевиден рост консервативных взглядов и настроений. Это чувствуется и в ответах об исторических деятелях, и, гораздо более явно, — в ответах о культурных памятниках. Это российский тренд: духовные скрепы — вот они вам!

Вырос рейтинг памятника Ленину, памятник Пушкину в 2015 году вошёл в основной список, поскольку перерос графу «Другое».

Интересно, что «вырос» и памятник «Единство фронта и тыла». Связано это, очевидно, с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Любопытно, что в год открытия памятника, 1985-й, только ленивый не выдумал ему ехидного прозвища, его сомнительные художественные качества были тогда очевидны. А спустя 30 лет он врос в общественное сознание и стал одним из символов города.

Обострением военной темы можно объяснить и «рост» памятника «Разорванное братство».

Ещё один любопытный момент: в 2012 году эспланада не вошла в тридцатку, а в 2015 году у неё 5,8! Исследователи полагают, что это результат работы летних и зимних развлекательных городков.

Вопрос о памятниках природы вроде бы спокойный, нейтральный, но и здесь видны общие для всего исследования закономерности.

Кунгурская пещера — наше всё, была, есть и будет! Её отрыв от всех конкурентов настолько велик, что можно здесь и закончить.

Но при более внимательном изучении таблицы видно, насколько вырос рейтинг Балатовского парка — спасибо «Зелёной коалиции», раскрутили. И дело не только в том, что выросла упоминаемость в СМИ: люди сознательно называют этот парк в разделе «Памятники природы», потому что хотят поддержать его как памятник природы.

Хохловка «упала» в категории «Памятники культуры», зато стремительно «выросла» в категории «Памятники природы» — видимо, образ музея в сознании пермяков сменяется образом ландшафтного парка, рекреационной зоны. То же самое происходит с Белой Горой.

По мнению Лысенко, изменение позиции Хохловки связано с тем, что раньше музей осознавался как место проведения фестивалей, но в 2013 и 2014 годах фестивалей там не было, а в 2015 году опрос проводился до того, как прошёл фестиваль «Камва».

Значительное увеличение рейтингов Чусовой и Каменного города говорит о том, что, похоже, целенаправленные усилия по раскрутке внутреннего и въездного туризма дают-таки результаты.

* * *

По мнению исследователей, главные тенденции во всех трёх темах опроса одни и те же.

Оксана Игнатьева:

— Во всех трёх категориях за три года разброс мнений стал меньше, меньше упоминаний в категории «Другое», меньше респондентов выбрали графу «Затрудняюсь ответить». Налицо консолидация общественного мнения. Предпочтения пермяков стали более определёнными, менее разнообразными. Общее направление изменений — поддержка консервативных ценностей. Настораживает и заставляет задуматься, что за три года практически не появилось никаких новых фигур, институций и других духовных ценностей. Налицо тенденция к стагнации, к усилению «герметичности» общественного сознания.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться