ВПК и ТЭК - КТО КОГО?
Российская промышленность будет развиваться за счет минерально-сырьевого комплекса. Или вместе с ним
Российская промышленность будет развиваться за счет минерально–сырьевого комплекса.
Или вместе с ним
Этот вопрос на минувшей неделе обсуждался в Перми участниками выездного заседания Высшего горного совета. Среди организаторов состоявшегося 23–24 июня заседания — некоммерческое партнерство «Горнопромышленники России», Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Торгово–промышленная палата России, администрация Пермской области.
Члены Высшего горного совета на своем заседании в Перми размышляли о том, как координировать деятельность тех, кто производит оборудование, и тех, кто ее потребляет. Основная идея прозвучавших мнений заключалась в необходимости взаимодействия минерально–сырьевого и машиностроительного комплексов России.
Как заявил председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник, в таком аспекте тема заявлена впервые. Хотя ни для кого не секрет, что нефтяная и газовая промышленность нуждаются в современной технике, а машиностроители — в заказах. Предполагается, что Высший горный совет проведет 10 заседаний по этой теме.
На самом деле проблема возникла не сегодня, и решать ее надо было еще вчера. Есть «светлые головы», которые еще несколько лет назад поняли, что страна не может развиваться исключительно за счет добывающих отраслей. К тому же, по мнению экспертов, сырьевые отрасли развиваются сегодня экстенсивным путем, используя уже давно созданную инфраструктуру. Лишь некоторые предприятия топливно–энергетического комплекса вкладывают в свое развитие серьезные инвестиции.
По оценкам НП «Горнопромышленники России», ежегодные инвестиции в нефтегазовый комплекс России должны составлять не менее $30 млрд. Эти средства, по словам Юрия Шафраника, необходимы для воспроизводства минерально–сырьевой базы и развития месторождений. Кроме того, он считает, что тот оптимизм, который существует в отношении состояния нефтегазового комплекса, нельзя считать обоснованным. В реальности объемы добычи нефти по итогам последних лет все еще ниже показателей середины 1980–х годов. Тенденция к восстановлению объемов добычи есть, но в большинстве случаев она не обоснована.
Юрий ШАФРАНИК, председатель Высшего горного совета:
— Если мы не направим необходимые средства на развитие отрасли, эти деньги могут уйти на Запад, поскольку нам придется покупать зарубежное оборудование и технологию, приглашать иностранных специалистов. Необходимые средства в нефтегазовом комплексе страны уже есть. Для их правильной реализации нужно задействовать другие отрасли экономики, прежде всего наукоемкие производства.
Эту точку зрения разделяет президент Лиги содействия оборонным предприятиям Анатолий Долголаптев. По его словам, первым шагом при переводе российской экономики с сырьевого пути развития на инновационный может стать сотрудничество предприятий оборонного и топливно–энергетического комплексов. Он также отметил, что уже сейчас ВПК обеспечивает половину технических потребностей ТЭК.
Не секрет, что обновление основных фондов происходит в основном за счет приобретения импортного оборудования. Сегодня, по мнению участников Высшего горного совета, как никогда актуален вопрос, как привлечь к этому процессу отечественную машиностроительную отрасль.
Специалисты отмечают, что объемы производства отечественного оборудования после дефолта 1998 года возросли. Однако и сейчас остается громадное число разработок, не доведенных до промышленного производства. При этом никто не ставит под сомнение тот факт, что качество отечественного оборудования слишком отстает от зарубежных аналогов. Тем не менее научный потенциал разработок действительно высок. Как обычно, не хватает средств довести их «до ума» и начать производство в промышленных масштабах.
Отечественное машиностроение задыхается без инвестиций. А добывающие предприятия, задумываясь о модернизации производства, смотрят прежде всего на импортное оборудование. Как объединить их интересы?
В Высшем горном совете убеждены, что без участия государства это невозможно. Вот и на последнем заседании настойчиво звучали мнения о том, что, может быть, стоит объединить всех потребителей оборудования для сырьевых отраслей с государством и создать некую структуру, которая сможет организовать этот процесс.
Добывающие предприятия в поисках инновационных путей развития готовы поддержать любые здравые начинания в этом направлении. Об этом заявил генеральный директор ОАО «Уралкалий» Максим Широков. Правда, пока «Уралкалий» ориентируется в большей степени на импортную технику.
Решение вопроса может идти под эгидой Высшего горного совета. Общественная организация, каковой является Горный совет, носит лишь совещательный характер и не может выносить постановления, обязательные для выполнения.
Некоторую надежду горнопромышленники возлагают на губернатора Пермской области Юрия Трутнева. Связано это отчасти с тем, что Трутнев по образованию — горняк, а также с тем, что он входит в состав президиума Госсовета, где курирует вопросы промышленной политики. Горнопромышленникам импонирует и желание пермского губернатора разобраться в сути проблем, и его напористость. Члены Высшего горного совета хотели бы использовать Юрия Трутнева как проводника своих идей на государственном уровне.
Очевидно, что и сам Юрий Трутнев заинтересован в продвижении идей горнопромышленников во властных структурах. Не случайно и заседание Высшего горного совета проходило в Перми. Кстати, впервые — за пределами столицы. Пермская область — один из тех регионов, где минерально–сырьевой комплекс и машиностроение являются наиболее развитыми отраслями.
В общем, горнопромышленники рассчитывают, что будут услышаны на самом высоком уровне. Тем более, что президентом РФ Владимиром Путиным в начале 2003 года была сформулирована задача: перевод экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Первым шагом в этом направлении может стать взаимодействие сырьевых отраслей с машиностроительными, считают в Высшем горном совете.
Правда, нет однозначного мнения даже среди горнопромышленников о том, как должны развиваться отношения между этими отраслями. Должны ли быть льготные условия для производства оборудования (в том числе налоговые)? Хотя очевидно, что потребителей нельзя заставить покупать отечественное оборудование, пока они не поймут, что это выгодно. Следовательно, какие–то определенные условия для производителей должны быть созданы.
Аркадий КРАСНОШТЕЙН, генеральный директор Горного института УрО РАН, председатель Горного совета Приволжского федерального округа:
— Взаимоотношения минерально–сырьевого комплекса с машиностроительным является одним из ключевых моментов развития промышленности.
Существует мнение, что локомотивом развития экономики может стать высокотехнологичное производство. Однако для того чтобы развить высокие технологии, нужны колоссальные средства. Минерально–сырьевый комплекс, достаточно богатый, при разумном использовании средств может стать источником средств для развития высокотехнологичных производств.
В свою очередь, нефтегазовый комплекс также находится в плену зависимости от неразвитости технологий. Слабое развитие отечественного машиностроения вынуждает горнопромышленников покупать оборудование за рубежом.
При этом мы не развиваем свою промышленность. Нет своих технологий, своего по-настоящему развитого машиностроения. А следовательно, и связанных остальных отраслей — наука, металлургия.
Отсюда и возник тезис — нужно развивать минерально–сырьевой комплекс. Часть средств, получаемых от его развития, направлять в развитие высокотехнологичных отраслей. В первую очередь горнодобывающее, газопромысловое машиностроение, которое потянет за собой все смежные отрасли.
Выход — в развитии минерально–сырьевого комплекса, а вместе с ним и машиностроительной базы, в привлечении сюда высоких технологий, которые есть в военно–промышленном комплексе. Тем более, что потенциал этой отрасли действительно очень высок.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.