Дмитрий Теплов

Дмитрий Теплов

председатель Пермского регионального отделения «Деловой России»

Почему чрезмерная «забота» государства о социальной сфере бывает вредна

Поделиться

Тяжело всем. Предприятия проходят непростой период. Государству тоже нелегко. Из-за дефицита бюджета муниципалитеты вынуждены занимать деньги. В этой ситуации есть опасение, что вместо того, чтобы сплотиться и решать общую задачу развития бизнеса, мы начнём «щипать» друг друга. И государство уже начало это делать, поскольку не в состоянии решить обострившиеся проблемы, и ужесточает все, что можно ужесточить.

Власть заинтересована в пополнении бюджета, для неё бизнес — источник денег. И в её представлении бизнес может раскошелиться, если на него ещё немного поднажать.

Даже в это время, когда начались социальные волнения, связанные с невыплатой зарплат, первая реакция государства — не помочь предприятиям выйти из критической финансовой ситуации, а повысить ответственность директоров, вплоть до уголовной. Более того, дать возможность работникам в случае задержки зарплаты банкротить предприятия, или вообще прекращать работу. Соответствующие изменения в законодательство уже внесены. Эта быстрая реакция успокаивает население.

Проблема в том, что у государства очень ярко выражена социальная направленность. Оно всё делает как бы для блага большинства, но это вовсе не означает, что людям будет действительно лучше. Наоборот, будет хуже. Если мы не будем помогать бизнесу и идти вместе с ним, то количество рабочих мест и уровень жизни будут снижаться.

Уже в течение нескольких лет в выборе между «бизнес-интересами» и «социалкой» практически во всех случаях последняя одерживала победу.

Давайте отследим налоговую политику последних лет и посмотрим конкретные цифры. Когда НДС снизили с 20% до 18% в начале 2004 года, это дало толчок развитию обрабатывающего сектора экономики. В 2007 году отмечался даже какой-то взлёт промышленности. Последние пять-шесть лет никаких подобных изменений в налоговой системе в пользу бизнеса не происходило, что в целом, наряду со стабильно «дорогой» кредитно-денежной политикой серьёзно замедляет развитие нашей экономики.

Каждый регион борется с сегодняшним кризисом по- своему. Рейтинг АСИ свидетельствует, что уделяется недостаточно внимания взаимодействию контролирующих структур и бизнеса на уровне региона. Что каждая проверка заканчивается огромными штрафами, чиновников кроме соблюдения регламентов больше ничего не интересует, поскольку иначе последует лишение премии. Никто им пока не сказал: давайте что-то менять в системе оценки бизнеса, давайте пройдём сложный период по-другому. Исключение составляет часть малого бизнеса, которую просто искусственно оградили от части проверяющих, модернизация же в целом подходов к проверкам идет крайне медленно. К сожалению, найти оптимальный баланс между общественной безопасностью и безопасностью бизнеса не получается, и крен по-прежнему — в сторону общества.

Предложения «Деловой России» следующие. Мы должны чётко понимать проблемы и задачи, чтобы разработать шаги к их решению. Давайте действовать не только на уровне региона, обезличенно, а проведем эту работу по муниципалитетам. Речь идёт о том, чтобы подобный мониторинг сделать муниципально направленным. Можно посмотреть эффективность выдачи разрешений на строительство, на то, как каждый муниципалитет подходит к этому процессу. Насколько власть на местах заинтересована во взаимодействии с бизнесом, чтобы строить новые предприятия или помогать делать это.

Так мы узнаем, кто герой, а кто — антигерой.

Например, в подключении теплогазоснабжения процедуры в рамках регламентов отработаны. Но вопрос не в соблюдении регламентов, а в эффективности процедур. То же касается электроэнергии и воды, здесь тоже велика роль муниципальных властей: с выделением земли, как говорят энергетики, связано основное препятствие в процессе подключения к сетям.

Надо проанализировать, в том числе, удовлетворённость предпринимателей дорогами в муниципалитетах и телекоммуникационными услугами. Не оставить без внимания доступность финансовой инфраструктуры, возможность применения льгот, уровень ставок по налогам на землю.

Ещё один блок - поддержка малого предпринимательства. В каждом муниципальном образовании есть программы по финансовой и нефинансовой поддержке этого сектора.

Предложение на уровне региона — в этом году в пилотном режиме отработать методологию проведения муниципального рейтинга.

Мы планируем анализировать 2015 год, используя в большей степени методологию АСИ, опрашивать предпринимателей, реализующих проекты в муниципальных образованиях.

Нигде в России перед муниципалитетами системно не ставилась задача развивать бизнес. Исключения, как всегда, есть, но это результат воздействия личного фактора. Если глава — истинный хозяйственник и понимает, что делать, то будет эффект. Для остальных требуется применять что-то вроде стандартов и распространять положительные практики.

В 2015 году Пермский край должен внедрить стандарт обеспечения благоприятного инвестиционного климата в каждом конкретном муниципалитете. Это значит, что глава, как минимум, раз в год организует отдельное выступление по этому вопросу перед бизнесом и депутатами, озвучит параметры инвестиционной стратегии непосредственно своего муниципального образования. Он будет разбираться, какой бизнес на своей территории хотел бы развивать, что для этого нужно сделать в плане развития инфраструктуры. Муниципалитеты начнут заниматься вопросами кадрового обеспечения бизнеса, заключать соглашения со средними специальными учебными заведениями по поводу подготовки специалистов, либо привлекать кадры извне.

Процесс внедрения стандарта в этом году начался достаточно просто, так как «пилоты» в нашем регионе отработаны. В принципе к самой методике у муниципалитетов вопросов нет. Мы должны прийти к концу года к тому, чтобы у каждого муниципального образования появится свой реестр инвестиционных проектов, которые они начнут курировать и вникать в сложности их реализации. Давайте начнём хотя бы с этого.

Поделиться