Дарья Мазеина

Дарья Мазеина

журналист

Школа — дом родной

С каждым годом всё больше пермских семей выбирают для своих детей домашнее образование

Поделиться
Домашнее образование

  Ирина Молокотина

Все родители хотя бы раз слышали от своего ребёнка: «Не хочу в школу!» Но если раньше реакция многих пап и мам на такой протест была однозначной: «Об этом и речи быть не может!», то теперь такая мысль всё чаще приходит в голову уже самим взрослым. Семейное, или домашнее, образование сегодня имеет официальный статус равноправной альтернативы школьному образованию и всё больше мам и пап чувствуют в себе силы дать ребёнку больше знаний и навыков, чем он получит за школьной партой. С чем это связано и можно ли получить качественное образование, не посещая школу?

Кирилл Ахметзянов в этом году станет второклассником. Он здоров, но, в отличие от своих сверстников, не ходит каждый день в школу, а занимается дома. Выбор в пользу семейного образования сделала его мама. По мнению Ольги Ахметзяновой, обучаясь дома, ребёнок получает больше возможностей для развития.

Ольга Ахметзянова:

— Когда сын окончил детский сад, я чувствовала, что он ещё не готов идти в школу. Несмотря на то что он общительный ребёнок и умел к тому времени хорошо читать, у него была неуверенность в своих силах. Так как на момент поступления в первый класс Кириллу было ещё шесть лет, я решила, что мы имеем полное право посидеть год дома. При этом мне не хотелось потерять этот год, и я решила оформить семейное образование, для того чтобы попробовать, насколько такая форма обучения подойдёт нашей семье.

По словам Ольги, преж­де чем начать заниматься с сыном самостоятельно, она прочитала много литературы, однако поначалу учебный процесс давался тяжело.

«Когда мы начали заниматься письмом, для нас обоих это была настоящая пытка. Приходилось заставлять, уговаривать сына заниматься. В итоге первую аттестацию в школе мы сдали не очень успешно, — рассказывает Ольга Ахметзянова. — Следующие полгода нашего домашнего обучения проходили немного по другому расписанию. У меня родилась дочка, и, естественно, времени на занятия с сыном стало меньше в разы. Я решила изменить тактику: больше не заставляла его писать и читать, мы договорились с Кириллом, что, если он хочет, например, посидеть за компьютером, должен выполнить определённые задания. Он стал заниматься самостоятельно. Моя задача заключалась лишь в проверке выполненных заданий. Мы никуда не спешим, а если Кирилл осваивает какую­-то тему быстрее запланированного — не нужно ждать «отстающих». Осваиваем материал в том темпе, в котором комфортно ребёнку».

Мама-учитель

Ещё одним плюсом домашнего образования, по мнению родителей, является возможность проведения практических занятий на природе или, например, в музеях. Изучив очередную тему по предмету «Окружающий мир», Кирилл вместе с родителями занимается на свежем воздухе. «На набережной в Краснокамске мы посадили кедры и дубы. Лучший, на мой взгляд, урок об окружающем мире», — говорит Ольга Ахметзянова.

Итогами второго полугодия остались довольны и ребёнок, и мама, и педагог, проводивший аттестацию. Кирилл показал хорошие результаты. И если бы первоклашкам ставили оценки, то у него были бы только «4» и «5».

«Самое главное, к чему мы стремимся, — это самообразование. Я уверена, что человек может получить хорошие знания, только когда он сам этого хочет, а не тогда, когда его заставляют что­то учить», — рассказывает Ольга.

Сейчас Кирилл переведён во второй класс. По словам мамы, они пока не планируют переходить на обычное образование. «Существует несколько моментов, на которые я буду ориентироваться. Первое — это понимание того, что я могу дать ребёнку достаточное количество знаний. Второе — будет ли ребёнок справляться самостоятельно с тем материалом, который нужно пройти. Третье — это его желание. Если ребёнок скажет, что хочет пойти в школу, я не буду этому препятствовать», — говорит она.

Компенсация прилагается

Сегодня в мире первое место по количеству детей, обучающихся дома, занимают США: здесь от школы отказываются около 1 млн семей. Подобный подход также популярен в Канаде и Великобритании. Есть страны, в которых семейное образование под запретом, например Швеция и Германия.

В России при подготовке нового закона об образовании, которая началась ещё в 2009 году, в первой рабочей версии документа возможность обучения вне школы была исключена. Однако родители, практикующие домашнее образование со своими детьми, встали на его защиту. В результате в современном законе «Об образовании», вступившем в силу 29 декабря 2012 года, вместо «экстерната» («экстернат» остаётся только как форма прохождения аттестаций) вводятся понятия «очная», «очно-­заочная» и «заочная» формы обучения, а также обучение вне организаций — «семейное образование» и «самообразование».

Согласно действующему законодательству, родители, выбравшие для своего ребёнка домашнюю форму образования, имеют право на получение денежной компенсации — средств, которые государство выделяет на ученика в общеобразовательной школе.

Как пояснили «Пятнице» в Министерстве образования Пермского края, размер компенсации рассчитывается для каждого обучающегося, получающего семейное образование, в соответствии с методикой расчёта и зависит от уровня образования ребёнка, наличия у школы, к которой он прикреплён, статуса гимназии, лицея, организаций с углублённым изучением предметов, а также с учётом местности, в которой расположена школа.

Например, Кирилл Ахметзянов прикреплён к обычной городской школе. За год его семья получила денежную компенсацию дважды, после двух аттестаций сына. После первой — 9778,18 руб., после второй — 10 879,42 руб. «По договору приказ о перечислении денег должен быть составлен в течение пяти рабочих дней после сдачи аттестации. Деньги на самом деле переводят чуть позже, но всё равно довольно быстро», — рассказала молодая мама.

Популярность растёт

В самих школах к семьям, перешедшим на семейное обучение, относятся по ­разному, на чаще всего скептически. Среди главных аргументов противников внешкольного обучения — отсутствие социализации детей. Сторонники семейного образования, в свою очередь, уверены, что их дети не страдают от отсутствия общения со сверстниками. Напротив, в различных секциях, кружках, на которые у «домашних» детей гораздо больше свободного времени, они получают навыки взаимодействия не только с ребятами своего возраста, но и с более старшими или младшими.

Так или иначе, семейное образование как явление сегодня набирает обороты. В Пермском крае количество «домашних» детей также постоянно увеличивается. Как рассказали в Министерстве образования Пермского края, в сравнении с 2014 годом число детей, обучающихся по форме семейного образования, увеличилось в два с половиной раза. Если в прошлом году их было 46, то сегодня в домашних условиях обучается 123 ребёнка. 60% из них живут в Перми, остальные — в других населённых пунктах края.

По данным Министерства образования, наиболее распространёнными причинами перевода детей на семейное образование являются проживание за границей, занятия профессиональным спортом, проживание в отдалённой территории, религиозные убеждения родителей и болезнь ребёнка.

Комментарий специалиста

«Нужно исходить из реальных потребностей»

Лариса Дылдина, психолог, врач-­психотерапевт:

— Из-­за издержек современного образования родители всё чаще обращают внимание на домашнее обучение. У них есть выбор, как и каким образом обучать своего ребёнка. При принятии решения определите, что вы хотите дать своему ребёнку с помощью домашнего образования.

В первую очередь индивидуальный подход показан детям с ограниченными возможностями здоровья, заболеваниями, особенностями развития. Он позволяет выбрать те нагрузки, подходы к различным предметам, которые в общеобразовательной школе невозможны.

Кроме того, выбор в пользу домашнего образования часто связан с желанием дать ребёнку качественные знания и навыки, которых нет в школьной программе, уберечь детей от стандартизированных подходов к учёбе и человеку. Ещё один немаловажный момент связан с религиозными убеждениями родителей, которые требуют интеграции в повседневную жизнь ребёнка их веры.

Однако необходимо учитывать и негативные моменты домашнего образования. Если ребёнка учит мама, то подвергаются большому испытанию детско­родительские отношения. Ребёнок не различает, когда требует и оценивает мама, а когда — педагог.

Кроме того, при домашнем обучении резко ограничиваются социальные связи ребёнка со сверстниками, нет формирования социальной иерархии, нет конкуренции. Ребёнок не учится самостоятельно преодолевать трудности и, как следствие, не может адекватно оценить ни себя, ни свои способности.

Кроме того, «домашние» дети растут вне своей социальной среды, и им труднее адаптироваться к реальной жизни. Часто для них контакт с «внешним миром» становится стрессом.

Конечно, какой способ образования выбрать — решают родители. Но лучше исходить из реальных потребностей и возможностей ребёнка.

Источник - газета «Пятница»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться