ПЕРМЬ - СТОЛИЦА ПЕЛЬМЕНЕЙ

Так назывался ознакомительный тур по Прикамью, организованный с 4 по 8 мая по инициативе компании «Пермтурист»

Поделиться

Так назывался ознакомительный тур по Прикамью, организованный с 4 по 8 мая по инициативе компании «Пермтурист»

Что интересного (кроме Пермской художественной галереи да Кунгурской ледяной пещеры) можно показать гостю в не очень–то щедрой на культурные памятники Пермской области? Разве что бывшую политзону «Пермь–36». Тем более, что именно такого рода «достопримечательностями» Прикамье в основном и славится. Не самый завлекательный имидж. Как же воодушевить российские турфирмы привозить туристов в Пермскую область?

Воодушевлялись участники тура три дня, проехав за это время по дорогам Прикамья более 1200 километров. Путешествие проходило в стремительном темпе: уезжали с утра пораньше и приезжали ранним утром, только уже следующего дня. Забавно было смотреть в автобусе на сонные лица гостей, которым бы — вздремнуть, но неумолимый голос экскурсовода громко вещает из динамика о чем–то, кажется, очень интересном. Туристов, правда, обещали так не напрягать. Ведь в три дня организаторы умудрились вместить программу, рассчитанную на неделю.

Участники ознакомительного тура начали свое знакомство с Прикамьем, посетив Пермскую художественную галерею. В этот же день столица пермского края была представлена в трехчасовой автобусной экскурсии «Пермь в двух столетиях». А вечером гостей ждал «Пельменный банкет». Ведь «хлебные уши» — это национальное коми–пермяцкое блюдо, символ гостеприимства.

Второй экскурсионный день был посвящен теме «Пермского ГУЛАГа» и начался с экскурсии «История Сибирского тракта». Благодаря экскурсоводу в сознании отправившихся в Кунгур путешественников рисовались образы заключенных, перегоняемых по этапу; сердобольных местных жителей, оставлявших им на дороге краюху хлеба; поселян, которых сгноили в лагерях ГУЛАГа... Впрочем, по прибытии в Кунгур мрачное настроение рассеялось. Гостей повели в гончарную лавку, где те основательно загрузились горшками.

Далее путь следовал в Кунгурскую ледяную пещеру, откуда посетители выходили с сияющими лицами. Может, от потрясения небывалой красотой подземного мира, а может, из–за минусовой температуры в пещере: после двухчасовой экскурсии казалось, что выходишь вовсе не в Кунгуре, а где–нибудь в Сочи.

Затем на очереди был Музей истории жертв политических репрессий и тоталитаризма «Пермь–36» в Кучино, единственный сохранившийся в бывшем СССР. Уже почти отреставрированная зона особого режима с заградительными сооружениями шириной в 20 метров и холодными карцерами произвела на гостей сильное впечатление.

Третьи экскурсионные сутки были посвящены теме «Династия Романовых и Пермская область». Погрузившись в комфортабельный автобус, гости отправились в Усолье. Этот город, больше похожий на село, находится в нескольких километрах от Березников. В XVIII веке он был столицей вотчины Строгановых, сделавших себе огромное состояние на вываривании соли.

В те времена бытовала поговорка «Усолье–град — Петербургу брат, а Соликамск–городок — Москвы уголок». Высокое родство Усолья с северной столицей можно заметить в архитектуре старой части города. Здания там выстроены из камня, что в те времена запрещалось царским указом: строительный камень со всей страны должен был идти на возведение Петербурга. Но вотчина Строгановых была государством в государстве, и многие запреты ее не касались. Поэтому спустя несколько столетий перед глазами гостей Прикамья смогли предстать Спасо–Преображенский храм с колокольней и Строгановские палаты.

Насладившись обозрением архитектурного ансамбля в Усолье, гости направились дальше на север Пермской области, в старинный купеческий город Чердынь. Он стоит на семи холмах над рекой Колва уже более десяти веков. А по неподтвержденным, но очень распространенным гипотезам именно Чердынь была столицей древней полумифической страны Биармии. И если взглянуть с Троицкого холма на камень Полюд, то возникает ощущение, что время замедляет свой ход, а все вокруг проникнуто глубочайшей древностью и даже волшебством.

Видимо, благодаря древности Чердыни местный краеведческий музей занимает второе место в Пермской области по уникальности и обширности фондов: в нем больше 100 тыс. единиц хранения. Это и коллекция изделий «пермского звериного стиля», и иранское блюдо эпохи Сасанидов VII века, и старинные рукописные книги и иконы, и деревянная скульптура, и цепи боярина Михаила Романова, и макет первого на Урале кремля, который был возведен в Чердыни на Троицком холме в 1535 году. Сам кремль не сохранился, но Троицкий холм — археологический памятник федерального значения. Да вообще вся Чердынь — это музей под открытым небом. Что ни дом — то памятник истории и архитектуры. Здесь есть даже единственный на Урале Музей истории веры, который расположился в бывшем Успенском храме.

Чердынь, однако, оказалась не самым северным пунктом в программе тура. Гостей еще ждал переезд в поселок Ныроб. И именно эта часть экскурсии запомнилась больше всего.

На подъезде к Ныробу гостей встречали хозяева в костюмах народностей, которые в разное время жили в тех местах. Был даже шаман с барабаном. Прибывших потчевали шаньгами и брагой.

Центральное место в ныробской экскурсии занимала яма, в которой 400 лет назад, в 1601 году, по приказу царя Бориса Годунова замуровали боярина Михаила Никитича Романова, дядю первого русского царя из династии Романовых. Теперь его оковы хранятся в Чердынском музее. Сам же боярин теперь покоится в Новоспасском монастыре в Москве. И из летописи мы узнаем, что когда его через пять лет после смерти выкапывали для перезахоронения, тело страдальца оказалось «ничем невредимо, только от руки от перста некоторый член земля взяла». С тех пор Ныроб считается святым местом. Но не только из–за этой истории.

В начале XVII века через эту деревушку на Печору дважды в год проезжали торговые люди из Чердыни. В 1613 году, когда уже на русском престоле сидел родной племянник ныробского узника, чердынские купцы в версте от Ныробки увидели икону Николая Чудотворца, стоящую на пне около источника. Два раза пытались чердынцы перевезти ее к себе, и оба раза она чудесным образом возвращалась обратно на пенек. Тогда там для иконы построили часовенку, а к Свято–Никольскому роднику верующие до сих пор совершают паломничества.

И это еще не все чудеса, связанные с Ныробом. Существует легенда, что Никольская церковь в этом поселке в одну ночь выросла из-под земли. На самом деле, в 1704 году, после Северной войны Петр 1 прислал в Ныробку пленных шведов, которые выстроили храм, используя насыпи. Каждый возведенный ряд уходил под землю. И только когда установили крест, церковь «всплыла» из недр во всем своем великолепии.

Ужинать гостям предстояло тоже в Ныробе. А поскольку в этом поселке кроме ранее упомянутых культурных памятников находятся только деревянные домишки местных жителей да зоны, то у путешественников родилось предположение, что кормить будут не иначе как баландой в тюремной столовой. Во время этого разговора их подвезли к зданию, внутри которого был накрыт огромный стол. На нем было все, чем славится северная пермская кухня. Так что гости и здесь смогли по достоинству оценить прикамскую гостеприимность по достоинству.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться