ГУБЕРНСКИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ

Общество «Арабеск» продолжает свою издательскую программу, выпуски книги, зачастую далекие от балетной тематики

Поделиться

Общество «Арабеск» продолжает свою издательскую программу, выпуская книги, зачастую далекие от балетной тематики

На днях увидели свет еще две брошюры: в серии «Именитые граждане Перми» вышло исследование журналиста Геннадия Бурцева «Пермский пленник, или Житие и стихи В. Т. Феонова» — о местном поэте–сатирике начала XIX века, а также внесерийный путеводитель «Дягилевы в Перми. Памятные места» Евгения Субботина и Владимира Дылдина.

Сразу нужно отметить, что поддержку этому издательскому проекту оказало АО «Пермтурист»: прозорливая Ирина Буркацкая всячески пестует местные краеведческие начинания, ее корпоративная политика удачно сочетает просветительское начало и меркантильные интересы бизнеса.

В последнем издании собрана информация о зданиях и городских уголках, так или иначе связанных с фамилией знаменитых пермских интеллигентов, но эти по–архивному сухие сведения оживлены уместными цитатами из мемуаров современников. Еще одна заслуга книги — ее авторы поработали с метрическими записями пермских церквей, уточнив биографические данные Дягилевых (а практически во всех публикациях о семье пермских интеллигентов содержатся генеалогические ошибки, даже семейный архив Дягилевых, хранящийся в Пушкинском доме, не был от них свободен — а все потому, что к метрикам доселе никто не обращался).

Имя поэта Василия Феонова в последнее время вышло из тени. Известно, что он был автором эпитафии на саркофаге участника Бородинской битвы майора Теплова, в память впечаталась его эпиграмма на губернатора Тюфяева:

«Ах, Граль, Как жаль,Что мало знаешь ты людей:

Пиявки ставишь там, где надо ставить змей!».

Врач Федор Христофорович Граль (памятник которому теперь хотят установить у пермской городской больницы №2) как–то пришел к больному Феонову и извинился за опоздание: мол, ездил к губернатору ставить пиявки. Тут–то поэт и разразился незабываемым злым экспромтом.

Вообще, Феонов был идейно близок самым радикальным декабристам. На языке даже вертится словечко «отморозок», по крайней мере, поэт был лишен чувства самосохранения, он совершенно откровенно, в лицо издевался — и весьма зло — над сильными мира сего, включая свое непосредственное гимназическое начальство.

Автор книги доказывает, что сатира «К лицемеру», опубликованная в «Вестнике Европы», имела своим адресатом не Тюфяева и даже не епископа Дионисия, а самого императора Александра I. Сегодня трудно представить, чтоб в Перми появился даровитый поэт (а творчество Феонова вызывало интерес у Пушкина), чье перо держало бы в страхе казнокрадов–чиновников, доводило до публичного неистовства губернатора, единой стихотворной строфой сводило на нет благостный политический пиар власть предержащих. Можно сказать, бесстрашный сатирик заменял собой несуществовавшие в ту пору СМИ и ОБЭП. Да и сегодняшние эти институции не идут ни в какое сравнение с влиянием одного–единственного «анфан террибля», чье имя теперь неизгладимо внедрено в местную культурно–историческую реальность капитальным трудом Геннадия Бурцева.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться