Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Леонид Мыльников: Мы открываем «ворота» на глобальные рынки

Начальник отдела инноваций ПНИПУ рассказал об особенностях реализации на рынке технологических инновационных разработок

Поделиться

Мало создать инновационный продукт и успешно презентовать его. Мало даже «запустить» его в территории, где он создан. Продвижение на другие рынки — едва ли не самая сложная задача для инноваторов. Один из путей развития — это участие в федеральных конкурсах и программах.

— Леонид Александрович, пять пермских инновационных компаний после отбора вышли в финальный этап образовательной программы, которая проводится Пермским национальным исследовательским политехническим университетом совместно с фондом «Новая Евразия», Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) и администрацией Пермского края. В чём суть этого проекта?

— Проект начал действовать в прошлом году в рамках соглашения, подписанного в сентябре в ходе выставки «Вузпромэкспо-2014», которая собирает под одной крышей разработчиков и производителей инновационной продукции.

В мае было принято решение о продлении проекта на 2015 год, и в июне мы реализовали первый этап второго года его работы. Проект был задуман для того, чтобы помочь инновационным компаниям выйти на рынки других регионов и стран.

Всё началось в 2009 году, когда вузам разрешили создавать малые инновационные предприятия (МИП), входя в их уставной капитал своей интеллектуальной собственностью. Одним из показателей результативности вуза стало количество созданных МИПов. Сейчас вузы и органы федеральной власти озадачились вопросом: что дают эти предприятия, какой реальный результат?

Ситуация такова, что технологичная продукция малых инновационных предприятий, в отличие, скажем, от бизнеса в виде магазинчика, кафе, может быть востребована и реализовываться повсеместно, в том числе вне района, где расположена компания. Однако выход на рынки других территорий и стран — сложная проблема, без решения которой предприятия просто не могут развиваться.

К примеру, один из самых успешных пермских инновационных проектов Promobot в Прикамье имеет сегодня единичные продажи. Роботы уже обосновались в большинстве крупных торговых центров Перми, на территории региона таких центров также немного. Поэтому создатели умной машины вынуждены вести поиск других рынков за территорией края. А как это эффективно делать — вопрос.

Один из путей развития — участие в федеральных конкурсах и программах, помогающих привлечь дополнительное финансирование и завести новые полезные знакомства, которые могут выливаться в новые продажи. Но этого недостаточно.

Три года назад вуз задумался, что нужно для того, чтобы эту ситуацию изменить. Тем более что университет имеет определённые ресурсы и имя, которые могли бы быть использованы для улучшения ситуации.

Мы стали развивать разные программы, в том числе и ту, о которой сейчас идёт речь.

— Каковы особенности этого проекта?

— Для участников этой образовательной программы нет ограничений, они не обязательно должны быть связаны с университетом. На этот конкурс могут подать заявку любые инновационные предприятия Пермского края. В первый год реализации программы среди заявившихся проектов были не только технологические бизнесы, но и торговые проекты (которые не являются приоритетными для нас).

Их авторы прошли через тренинг, индивидуальную работу с экспертами. Авторы двух проектов, показавших наибольшую динамику и вызвавших заинтересованность, были приглашены на инвестиционную сессию в Израиле. Это дало им уникальный опыт, необходимый для работы компаний на открытых рынках, навыки общения с инвесторами и заказчиками. Результатами первого года реализации проекта для участников стали увеличение продаж их продуктов и услуг, получение дополнительных доходов и, что самое ценное, понимание того, как развиваться дальше. Поэтому программа и была продлена на 2015 год. Пока проект реализуется в трёх регионах: в Пермском крае, Томской и Свердловской областях.

— Какие требования предъявляются к участникам?

— Компания не должна быть большой. Она должна иметь первые продажи или заказы и быть технологичной. Если эксперты приходили к выводу, что технология недоработана, претендент снимался с конкурса. Если появлялись сомнения в «чистоте» интеллектуальной собственности, то компания также снималась с рассмотрения. На переход в инвестиционный этап не может претендовать предприятие, являющееся «дочкой» какой-либо корпорации. Много компаний было отсеяно именно потому, что либо не было должной прозрачности прав на интеллектуальную собственность, либо комиссия считала, что компания, реализующая проект, аффилирована какой-то крупной компанией и у неё есть возможность получить финансирование от «родителя».

Организаторы конкурса стремятся поддержать хорошие компании, не имеющие на момент подачи заявки больших финансовых возможностей.

Для участия в программе в прошедшем июне заявились более 20 претендентов, но наиболее активных, которые посещали тренинги, оказалось около 13. Нам очень нравится то, что на второй год реализации программы нам удалось собрать компании, которые реализуют технологические проекты.

Отбор был серьёзный, в инвестиционный этап вышли пять компаний. У нас была возможность поддержать шесть компаний, но комиссия решила, что просто так, для количества, гранты раздаваться не будут.

— Кто оказался в числе победителей?

— По итогам интенсивной работы с МИПами комиссия отобрала пять компаний. Это ООО «Инновационные тест системы» (проект iMetabolism, персональная медицина), ООО «Радуга» с проектом электрохимзащиты от коррозии нефтепогружного оборудования, ООО НПО «Парматех», предложившее технологию сухой переработки многослойных отходов на основе картона для упаковки напитков. ООО НПП «Полис» предложило на рассмотрение «Праймер» — преобразователь ржавчины, а ООО «Рецикл» — биодизельное топливо «Пермское».

Особенно приятно, что трое из победителей являются компаниями, созданными выпускниками, действующими или бывшими сотрудниками ПНИПУ.

— Что даёт компаниям эта программа?

— Победители в контакте с экспертами готовят материалы для общения с потенциальными инвесторами, приобретают необходимые навыки, компетенции. Уже известно, что в октябре состоится инвестиционная сессия в Израиле. В технологическом предпринимательстве эта страна имеет уникальный опыт. В большинстве современной технологичной продукции есть компоненты, разработанные в Израиле. Там находятся исследовательские центры и представительства практически всех крупных мировых корпораций, то есть получается не привязка к Израилю, а привязка ко всему миру. Если инвестор проявит интерес, с ним можно будет работать уже на других площадках. Мы стараемся открыть своего рода «ворота» на мировой рынок.

Под каждый проект будут подобраны партнёры, которые работают в той же сфере, что и компания, прошедшая отбор, и имеют интерес к заявленной разработке. Они будут встречаться, обсуждать возможности развития бизнеса.

То есть пять компаний получили вполне реальный шанс на дальнейшее продвижение своих проектов по индивидуальным траекториям либо потенциальную возможность сотрудничества с крупными международными структурами.

Вторая инвестиционная сессия для отобранных компаний пройдёт в Москве в начале декабря в рамках «Вузпромэкспо-2015», где будут собраны крупные компании и инвесторы из российских регионов. ПНИПУ также планирует принять в ней участие в статусе вуза.

— То есть образовательная программа — одна из частей инфраструктуры, которую формирует университет для продвижения своих разработок?

— Да, уже несколько лет команда университета занимается тем, что выстраивает систему, которая давала бы новые проекты для продвижения и позволяла бы сделать их заметными на рынке новых технологий. Кроме мероприятия, о котором идёт речь, университет достаточно давно проводит региональный конкурс для начинающих инноваторов «Большая разведка». Год назад совместно с Пермским городским бизнес-инкубатором вуз начал реализовывать проект «Мейкерспейс», который представляет собой своеобразную мастерскую для изобретателей и инноваторов.

Есть такое мероприятие, как «Предпринимательская среда», когда на встречу с успешными предпринимателями и чиновниками приглашаются авторы проектов, студенты, имеющие интерес к предпринимательской деятельности, которым гости рассказывают о вариантах поддержки и об опыте по созданию бизнесов.

— Изменение международной ситуации, а также слова президента Владимира Путина, предложившего пресечь деятельность тех, кто «просто шарит по школам в Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодёжи», не скажутся на перспективах международного сотрудничества?

— Политическая ситуация уже сказалась. Мы имеем примеры, когда потенциальные зарубежные клиенты сообщают, что с их стороны введены санкции в отношении РФ и они не хотят рисковать. А жаль, ведь когда речь идёт о зарубежных контактах, то университет внимательно смотрит на те проекты, которые заявляются в наши программы от ПНИПУ. Мы не создаём «ворота» для людей, которые хотят уехать за рубеж или «продают свои мозги». Суть наших зарубежных контактов в том, чтобы российская продукция появилась на зарубежных рынках. Продукция, которая производится здесь, в регионе.

Другая составляющая международного сотрудничества — образовательная.

В России ещё нет опыта и среды серийного предпринимательства. Даже у самых успешных представителей бизнеса, как правило, успешные опыты единичны, а как поставить создание бизнесов, тем более технологичных, на поток, они не могут посоветовать.

К тому же есть ещё одна странная особенность: российские бизнесмены предпочитают инвестировать в зарубежные проекты. Такое вот противоречие: проекты есть, но свои инвестировать не хотят, что подталкивает нас смотреть глобально на возможности поддержки.

— Какова, на ваш взгляд, главная проблема на пути претворения научной разработки в конкретный продукт?

— Если говорить о разработках, выполняемых по заказам промышленных предприятий, то я здесь не вижу очень больших проблем. Если промышленность может чётко сформулировать то, что ей требуется, то учёные просто решают эту задачу. Сделали, отдали, получили доход.

Проблемы возникают при реализации результатов поисковых, инициативных и фундаментальных исследований, когда получены какие-то результаты, и не всегда понятно, как и можно ли их использовать в коммерческой деятельности.

В этом процессе каждый шаг по коммерциализации проекта представляет собой большую проблему. Все начинают думать, зачем это надо, как применить, как позиционировать. И здесь все инновационные структуры должны помогать, поскольку очень много специфики, консультации нужны на каждом шагу.

Если разработку удаётся довести до этапа создания прототипа, то возникает задача поиска инвестиций, так как они становятся необходимостью. Университет пытается привлекать деньги через различные программы, есть опыт использования и собственных средств. Но для изготовления опытных образцов в вузе нет производства (да это и затруднительно сделать, поскольку проекты разные, требуются различные материалы и оборудование), и команда должна создавать опытный образец, как говорится, «на коленке». Вопрос изготовления прототипов отчасти затрагивает проблему использования приобретаемого дорогостоящего оборудования. Его сложно загрузить на 100%. Нужно, чтобы это оборудование находилось в системе коллективного пользования. Необходимо выстраивать внутриуниверситетские и внешние отношения, чтобы можно было что-то заказать в соседней лаборатории.

В целом, если рассматривать инновационную инфраструктуру ПНИПУ, то на первый взгляд созданы все необходимые элементы: есть студенческий бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр предпосевной подготовки проектов, создаются центры коллективного пользования, проводятся конкурсы, образовательные мероприятия. Однако регулярного последовательного прохождения проектов через элементы инновационной инфраструктуры пока не удаётся достичь. Эту работу нам ещё предстоит систематизировать.

Поделиться