ПЬЕСА ДЛЯ РЕЖИССЕРОВ
На два голоса
На два голоса
Пьесу наимоднейшего польского писателя поставит весьма интересный польский режиссер. В этой новости не было бы ничего сенсационного, если бы не место действия. Постановку осуществляет театр «У Моста».
Ежи ВЕЛЬТЕР, польский режиссер:
— Мы давно знакомы с Сергеем Федотовым, еще с 1994 года. Встретились на театральном фестивале «Золотой лев» во Львове. Я туда приехал, чтобы присмотреть спектакли для организации гастролей в Польше, и пошел посмотреть «Женитьбу» Гоголя в постановке Федотова. Через две минуты после начала спектакля я знал, что это — именно тот спектакль, который бы я хотел видеть у себя на гастролях...
Ежи Вельтер — театровед с университетским дипломом, однако предпочитает не «ведать» театром, а создавать его. Вот уже 13 лет он — руководитель маленькой труппы из города Быдгощ, которая называется «Студио Чечкове».
— Что означает это название?
— Чечкове — это просто деревня, в которой мы работали. В ней есть дом культуры с большим залом, где можно было проводить тренинги и репетиции. Поскольку у нашего театра нет своего помещения, мы пользовались этим залом.
— А где играли?
— Играем там, куда нас приглашают. У нас в Польше это очень распространено. Например, в Быдгоще есть всего один «официальный» театр со своим помещением и полтора десятка трупп вроде нашей. Это профессиональные, постоянно действующие театральные коллективы. Польские «деревенские» театры гастролируют по всему миру.
— В каком направлении работает ваш театр?
— Моя тема — поиск своих корней. Поэтому все наши спектакли так или иначе связаны с фольклором, с этническими мотивами. У нас — авторский театр. Мы сами пишем пьесы, создаем композиции из произведений разных авторов. В наших спектаклях всегда присутствует музыка, пластические фрагменты... Иногда в них принимает участие маленький фольклорный ансамбль.
Еще одна важная деталь — организация театрального пространства. У нас нет сцены. Мы хотим быть ближе к зрителю, нам не нужна граница между зрителями и актерами. Наши зрители всегда рядом. Мы можем расставить стулья в зале небольшими группами, и тогда спектакль играется в пространстве между ними. Когда мы играем «Скрипку Ротшильда» по Чехову, мы усаживаем зрителей за два длинных стола, всех угощаем чаем. Играет музыка, наши актеры танцуют. И зрители сами решают: то ли это праздник, то ли поминки...
У меня была мысль поставить Мрожека в таком стиле, но я решил, что эту пьесу нужно играть так, как ее написал Мрожек.
— Речь идет о пьесе «Танго», которую вы будете ставить в театре «У Моста». Чем вам близок этот материал?
— «Танго» — очень важная для меня пьеса. Первой моей постановкой был спектакль на библейский сюжет о двух братьях — Исаве и Иакове, об их споре за право первородства. Это был не религиозный спектакль, скорее антропологический. Затем я стал искать литературную основу для спектакля, где было бы много народной музыки, и нашел ее в маленьком рассказе Чехова «Скрипка Ротшильда». Когда я прочитал его, я плакал. И когда мы его играли, у зрителей были слезы в глазах.
Мне кажется, что мои творческие поиски, поиски всего нашего театра перекликаются с поисками Артура, героя «Танго». Он тоже ищет свои корни, свою нравственную опору. А вообще это пьеса немного абсурдная...
— Разумеется! Ведь это Мрожек!
— Но это не театр абсурда. В пьесе говорится о семье, живущей в мире, где нет законов, нет традиций. Они не знают, как им жить, но все же находят новую опору.
— Это про нас!
— И про нас!
Сергей ФЕДОТОВ, художественный руководитель театра «У Моста»:
— Мне близка творческая манера Ежи. У него очень хорошие методики работы с артистами. Даже то, что он проводит у нас в театре ежедневные тренинги, — очень полезно для труппы. И я очень многого жду от постановки «Танго», прежде всего надеюсь, что это будет хорошая «прививка» польского театра, с его уникальной методикой Ежи Гротовского. Между прочим, Ежи Вельтер обладает собственными авторскими театральными методиками, во многом основанными на системе Гротовского, и каждую репетицию начинает с часового тренинга. Это обновление, новый опыт очень важны к 15–летию театра.
— Как вписывается пьеса «Танго» в «фирменный стиль» театра «У Моста»?
— Да там всю дорогу на сцене катафалк! И в него постоянно пытаются запихнуть бабушку, чтобы она поскорее умирала. Это и мистика, и детектив с убийством, и «черная» комедия.
В пьесе семь персонажей, мы будем репетировать двумя составами, так что в постановке будет задействована вся труппа. Премьеру планируем на начало мая.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.