Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Льготное время истекло

В краевом правительстве обсуждают возможность повышения ставки по налогу на прибыль

Поделиться

Краевые власти вновь задумались об отмене региональной льготы по налогу на прибыль, но, как считают эксперты, не совсем вовремя. По информации «Нового компаньона», сейчас в правительстве Пермского края «нет единого мнения по этому вопросу». Между тем, как сообщают источники, в администрации губернатора уже находится проект нового закона об отмене льготы.

Напомним, в октябре прошлого года депутаты краевого парламента рассмотрели два альтернативных законопроекта о льготе по налогу на прибыль. Депутат Алексей Бурнашов предлагал изменение ставки налога на прибыль с 13,5 до 18% для всех организаций. Ставку 13,5% планировалось сохранить для организаций, осуществляющих капитальные вложения на территории Пермского края в развитие собственной производственной и непроизводственной базы.

В альтернативном законопроекте, с которым выходило Министерство экономического развития Пермского края, налог предлагалось поднимать поэтапно на 1%. При этом крупные предприятия, инвестирующие в производство, по-прежнему смогли бы получать льготу, если заключат соглашение с правительством. При этом льгота бы сохранилась как для крупных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса, так как объём инвестиций, необходимых для её получения, закладывался на уровне до 5 млн руб.

Вариант законопроекта правительства был принят в первом чтении, однако до второго не дошёл из-за большого количества поправок. В феврале губернатор Виктор Басаргин принял решение сохранить льготную ставку налога на прибыль в Пермском крае.

Леонид Морозов, министр экономического развития Пермского края:

— В прошлом году мы вышли с инициативой о повышении ставки после проведения анализа эффективности налоговой политики края. Были проведены встречи с бизнес-сообществом, мы направляли наши предложения им для оценки. Нашей целью было актуализировать налоговую политику, которая не менялась с 2006 года. По нашему законопроекту предоставление льготы «привязывалось» к объёму инвестиций предприятия и сроку предоставления льготы. Это закладывало некую стимулирующую составляющую. Сначала мы вышли с предложением увеличить ставку на 1,5%, но случились санкции и кризис, и мы подошли к вопросу более гибко — предложили увеличить ставку на 1%. Уже в 2016 году это дало бы краю дополнительные поступления в 2 млрд руб., и при этом для предприятий, которые занимаются инвестициями, ничего бы не поменялось. Но тогда нас не поддержали, а сейчас разговор об отмене льготы зашёл вновь, и совсем в неудачное время.

Стоит отметить, что в прошлом году увеличение ставки на 1% поддерживал даже уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов.

«В прошлом году я разделял позицию правительства о возможном увеличении ставки на 1%. Это было увеличение небольшое, и в то время велась активная дискуссия о цене льготы для бюджета края. Но на сегодня моя позиция — увеличивать налоговую нагрузку на бизнес сейчас не время. Подобные льготы — это хорошая поддержка предпринимательства. Даже учитывая выпадающие доходы бюджета и то, что ставка налога на прибыль давно не менялась, сейчас я не могу поддерживать позицию отмены этой льготы», — отметил Белов.

Кроме того, минэкономразвития края в прошлом году было предложено простимулировать металлургический сектор края, предоставив ему дополнительную льготу по налогу на имущество на 10 лет. Это предложение было разработано совместно с Чусовским металлургическим заводом. Кроме того, представители руководства Чусовского и Лысьвенского металлургических заводов обращались к краевым депутатам с просьбой дать им эту льготу.

Напомним, сейчас проект реконструкции ОАО «Чусовской металлургический завод» (ЧМЗ) заморожен. Директор по внешним связям Объединённой металлургической компании, московского собственника ЧМЗ, Антон Базулев заявил, что проекту необходима поддержка краевых властей, в частности в предоставлении налоговых льгот. Он отметил, что в 2014 году они так и не получили ответа от правительства и администрации губернатора, а «без этой поддержки не справиться».

«Мы вышли с инициативой прольготировать дополнительно данные предприятия, но с обязательством инвестировать в экономику предприятия не менее 20 млрд руб. Фактически выпадающих доходов для бюджета бы не было. Тот же Чусовской металлургический завод — пока одно только поле. Мы бы простимулировали строительство нового завода и создание новых фондов для получения налога на имущество через 10 лет. Мы прогнозировали сложившуюся на сегодня ситуацию ещё в прошлом году и предлагали внести изменения. Но в этом нас тоже не поддержали», — отметил Морозов.

Депутат Законодательного собрания Пермского края, председатель совета директоров ОАО «Чусовской металлургический завод» Анатолий Карпов отметил, что, «хотя у истории нет сослагательного наклонения, возможно, если бы льгота по налогу на имущество для металлургического сектора была принята, ситуация по этому проекту развивалась бы по-другому».

Инициативу краевых властей по отмене льготы по налогу на прибыль Карпов оценивает негативно.

«В существующей ситуации льготу по налогу на прибыль ни в коем случае нельзя убирать. Любому бизнесу сейчас тяжело. Применительно к инвестиционным проектам, тем, кто вкладывается в промышленный сектор краевой экономики, можно рассчитывать на введение ещё каких-то льгот», — отметил Карпов.

Среди других краевых депутатов чувствуется некая неопределённость.

Юрий Борисовец, руководитель фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Пермского края:

— Этот вопрос обсуждается уже не первый год. Разные мнения по этому поводу есть. В прошлом году уже была попытка изменить размер льготы, но законопроект не был полностью готов, и в итоге решение по нему не приняли. По сравнению с прошлым годом экономическая ситуация стала хуже. В прошлом году отмена льготы выглядела «плохо», но не так, как в этом. В то же время мы понимаем, что бюджет надо наполнять, что льгота «для всех» неэффективна. Думаю, если подобный законопроект пройдёт в Заксобрание, мнения по нему разделятся. С одной стороны, объективно надо переходить на выборочную льготу, с другой — время для её отмены не очень хорошее. Всё-таки отменять льготы надо на подъёме, а не на спаде экономики.

Елена Зырянова, руководитель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края:

— Если принимать решение об отмене этой льготы, надо понимать последствия такого решения. Льготу планируется отменить, чтобы увеличить доходность бюджета, но мы этого не достигнем. Увеличение поступлений налогов не будет адекватно тем дегенеративным процессам в экономике, которые будут запущены вместе с этой отменой. Можно прогнозировать мизерную прибавку в бюджет и долгосрочный негативный эффект. Разовое неоднозначное решение и серьёзные последствия в будущем. С другой стороны, если встать на позицию правительства, мы понимаем, что им надо балансировать бюджет, что льгота по налогу на прибыль не вписывается в нынешние реалии, когда приходится сокращать расходы. Не каждый гражданин поймёт, почему мы урезаем льготы ему и сохраняем льготы для бизнеса. Позиция об отмене льготы имеет не экономическую, а политическую окраску. С экономической точки зрения это вредно, и если отмена произойдёт, то только от безысходности и по политическим причинам.

Зырянова также обратила внимание на то, что нельзя механически прибавить сумму по отменённой льготе к доходам бюджета.

«Арифметики здесь не получится. Это сложный экономический процесс. Подобные решения приводят к тому, что бизнес сворачивается, и в случае механического прибавления льготы к доходам бюджет сбалансируется, но не будет исполнен», — отметила депутат.

Сейчас в краевом министерстве экономического развития готовится проект основных направлений налоговой политики Пермского края, в котором льготу по налогу на прибыль предлагается сохранить. Морозов отмечает, что минэкономразвития выступает за изменение налога на прибыль, но не в текущих экономических условиях.

Леонид Морозов:

— В других регионах льгота даётся за конкретный объём инвестиций. Льгота должна носить стимулирующий характер, а не фактический. Но сделать это надо было раньше. Сейчас не то время, чтобы усиливать налоговую нагрузку на бизнес. Федеральное правительство фактически наложило мораторий на увеличение налоговой нагрузки. И основные направления налоговой политики по нашему проекту основаны на направлениях, которые выработаны Федерацией. Мы уверены, что к увеличению налогов надо подходить очень сбалансированно и аккуратно. Мы за то, чтобы сохранить льготу по налогу на прибыль. При этом мы понимаем, что краевой закон по налогообложению необходимо реформировать. У нас закон один, но для проведения гибкой налоговой политики нам хотелось бы иметь три закона — по транспорту, прибыли и имуществу.

И затем в каждый закон вводить соответствующие изменения.

Как отмечает Морозов, в августе состоится круглый стол по проекту, а к сентябрю министерство подготовит анализ эффективности действующих налоговых льгот за 2014 год.

Кроме того, в скором времени планируется внести изменения в краевой налоговый кодекс в соответствии с Федеральным законом о территориях опережающего развития, который предусматривает льготирование налогов на имущество до 0% на 10 лет.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться