«Нытва» на прицеле у нового собственника.
На прошлой неделе генеральный директор АО «Ижмаш» Владимир Гродецкий встретился с коллективом АО «Нытва»
На прошлой неделе генеральный директор АО «Ижмаш» Владимир Гродецкий встретился с коллективом АО «Нытва»
В октябре 2001 года постановлением Правительства РФ №713 была утверждена «Федеральная целевая программа реформирования и развития оборонно–промышленного комплекса на 2002–2006 годы». В рамках этой программы одним из приоритетных направлений было названо создание интегрированных структур — крупных хозяйственных холдингов, управление которыми доверяется головной компании.
Сегодня в Российском агентстве по обычным видам вооружений (РАВ) формируется несколько холдингов по различным направлениям. Один из них — АО «Корпорация «Стрелковое оружие и патроны». В декабре 2001 года коллегия РАВ приняла решение определить головным предприятием этой корпорации АО «Ижмаш», которое производит 90% всего автоматического и снайперского вооружения в России. В составе холдинга есть свое СКБ — разработчик и создатель винтовочно–патронных комплексов, в него должны войти также поставщики металла, пороха и взрывчатых веществ. В перечне потенциальных кандидатов на вхождение в холдинг значится около двух десятков крупнейших предприятий ВПК. Среди них — ГУП «Ижевский механический завод», НИТИ «Прогресс», «Тульский патронный завод», ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ», АО «Климовский штамповочный завод», АО «КБАЛ им. Л. М. Кошкина», ФГУП «ЦКБ «Точприбор», ФГУП «ПО «Вымпел», ГУП «Ульяновский машзавод» и другие.
В связи со сменой собственника был решен вопрос о вхождении в состав этой корпорации и АО «Нытва» (Нытвенский металлургический завод).
Владимир ГРОДЕЦКИЙ, генеральный директор АО «Ижмаш»:
— Сегодня АО «Корпорация «Стрелковое оружие и патроны», в которой государству будет принадлежать 51% акций, находится в стадии формирования. Документы отданы на согласование в министерства и ведомства. 20 марта их рассмотрит межведомственная комиссия Правительства РФ, которая выскажет свои замечания и предложения. После чего должны появиться постановление правительства и указ президента РФ.
Создание крупных холдингов в оборонной промышленности — дело новое, у нас мало опыта. Реально в настоящее время существует только холдинг в системе ПВО «Алмаз-Антей». Ожидается, что формирование вертикально–интегрированной структуры в сфере стрелкового вооружения завершится во 2–м квартале 2003 года. В него войдут предприятия от поставщиков конечных изделий до производителей оптики и металла, всего около полутора десятков крупных российских предприятий. Все это делается исходя из государственных интересов, связанных с национальной безопасностью и оборонной доктриной.
Но к АО «Нытва» есть и большой экономический интерес. Он связан с тем, что это предприятие работает в том числе на автомобильную промышленность. Его продукция востребована автомобильной отраслью. Одна из наших задач — сделать так, чтобы продукция «Нытвы» оказалась еще более востребованной как оборонными, так и гражданскими отраслями.
— Судя по количеству предприятий, входящих в корпорацию, формируется достаточно крупная структура, по масштабам напоминающая главк советских времен. Насколько она будет управляема?
— Этот вопрос нам задают на всех предприятиях–кандидатах на вхождение в корпорацию. Новые вертикально–интегрированные структуры строятся в рыночных условиях. Они не подразумевают ликвидацию предприятий как хозяйствующих субъектов. Государство говорит только об одном: оно должно управлять принадлежащим ему пакетом, осуществляя функции, связанные с национальной обороной.
Однако заниматься таким управлением на 1,5 тыс. предприятий ВПК невозможно. Проще это делать через полтора десятка больших структур, так, как это происходит во всем мире. Поэтому государство создает такие структуры, отдавая им некоторые функции управления, как-то — ответственность за исполнение государственного оборонного заказа в установленные сроки, с надлежащим качеством и по надлежащей цене.
При этом вертикально–интегрированная структура не собирается командовать производством, диктовать, что именно выпускать заводу в качестве гражданской продукции — базальтовое волокно или столовые приборы. Такого не будет. В том режиме, в котором раньше действовали главки, с подобной структурой не справиться.
— АО «Нытва» оказалось в составе холдинга только потому, что оно входит в технологическую цепочку, или же были и другие соображения?
— Прежде всего, конечно, из-за номенклатуры выпускаемой продукции. Биметаллы в стране производят только 2 предприятия — Тульский патронный завод и «Нытва». Тульское предприятие делает их только для себя. Все остальные заводы обеспечивает АО «Нытва». Это главное, почему его присутствие в холдинге необходимо.
Есть и сопутствующий момент. Одна из серьезнейших проблем, которую приходится решать в процессе создания холдинга — концентрация в руках государства блокирующего пакета акций. АО «Нытва» сохранила такой пакет. Но очень многие предприятия к настоящему времени стали полностью частными. К примеру, Тульский патронный завод, Новосибирский завод низковольтной аппаратуры, где достаточно сложно принимать решение о путях вступления их в холдинг. Структура акционерного капитала АО «Нытва» значительно упростила эту задачу.
Мы приобретали предприятие с помощью рыночных методов, выкупая пакеты акций. И таким путем идем не только в Пермской области.
— Вы реализуете подобные программы совместно с самарской группой «СОК»?
— Группа компаний «СОК» — не «наперсточники», как об этом говорилось в газете. Это очень надежные деловые партнеры в автомобильном бизнесе. Группа компаний «СОК» является лидером в производстве автомобильных комплектующих, которыми полностью обеспечивает «АвтоВАЗ». Мы имеем с группой совместный бизнес в автомобильном производстве, являясь совладельцами ижевского автозавода.
Ни мы, ни наши партнеры — не спекулянты. Мы занимаемся только реальным производством. В частности, группа компаний «СОК» реализовала практически на пустом месте проект «РосЛада». Группа намерена развивать автомобильное направление и в АО «Нытва». Оно будет связано с увеличением степени переработки металла для изготовления автомобильных деталей. Хотя все производство на заводе должно пройти сито анализа. Может быть, у собственников появятся и какие–то новые проекты. Все, что позволит дополнительно зарабатывать прибыль, будет поддержано инвестициями.
— Каковы перспективы у оборонного заказа?
— Президентом России Владимиром Путиным и Советом безопасности РФ принято решение о том, что весь оборонный заказ будет идти только через вертикально–интегрированные корпорации. 25 февраля 2003 года состоялось заседание Совбеза, связанное с промышленностью вооружений. Было отмечено, что в 2002 году прошло увеличение финансирования госзаказа. Рост продолжится и в 2003 году. До 2005 года средства будут направляться на создание новой техники, а с 2005 года увеличится финансирование серийного производства военной продукции.
С 2002 года государство начало, пусть в небольшом объеме, но своевременно рассчитываться за поставки. Создание корпорации даст возможность в будущем регулировать объем и своевременность платежей по гособоронзаказу.
— Если вести речь о группе «Ижмаш», какова в ее бизнесе доля «оборонки»?
— Все наши предприятия живут сегодня в основном за счет экспорта как военной, так и гражданской продукции. Государственный оборонный заказ представляет собой не очень большую величину. Мы понимаем, что потенциально он будет увеличиваться, и мы над этим работаем. Но пока живем за счет экспорта. Разумеется, по касательной заказ приходит и на нытвенское предприятие.
Что касается гражданской продукции, то автомобильный бизнес в прошлом году составил в общем объеме производства 55%. Сколько приходится на долю спецзаказа, сказать не могу. В оставшуюся часть объемов входят станки, металлургия, инструмент и прочая продукция.
— Это при том, что отечественное автомобилестроение находится в критическом состоянии?
— Вопрос конкурентоспособности российской автомобильной промышленности большой и полемический. Если мы хотим считать себя цивилизованной развитой промышленной страной, у нас должна быть собственная автомобильная промышленность. Сегодня сборочное автомобильное производство есть только в семерке стран, включая Японию, Германию, Францию, Италию, Америку. Россия в этом списке — на восьмой позиции.
Наши партнеры — компания «СОК» — выбрали для себя очень хороший бизнес в абсолютно незанятой нише: в России нет развитого автоагрегатного производства. И в этой сфере — непочатый край работы. До сих пор агрегаты производились в цехах сборочных заводов. Теперь компании отдают это производство.
Известно, что отечественный автомобиль не отличается качеством. И дело вовсе не в дизайне. Скажем, надежность стрелкового оружия мы определяем по самой слабой его части. Так же должно быть и в автомобилестроении, где качество зависит от надежности самого слабого агрегата. Если мы это поймем и поправим, то российский автомобиль сможет стать конкурентоспособным.
Это очень важно экономически. Автопром можно представить себе в виде айсберга. Сами сборочные предприятия — его верхушка, составляющая только 10%. Все остальное — производства, которые обеспечивают сборку всем необходимым. Если автомобильная промышленность свернется, закроется масса производств: от изготовителей различных узлов до металлургических заводов, а в конечном счете — до поставщиков руды. Без этой части промышленности развитие российской экономики в целом невозможно. АО «Нытва» будет тоже работать на автопром.
— Можно ли конкретизировать сегодняшнюю структуру акционерного капитала АО «Нытва»?
— 25% + 1 акция принадлежат государству. Все остальное — частный капитал, включая как юридических, так и физических лиц.
— Насколько привлекателен Нытвенский металлургический завод для корпорации?
— Это прекрасное предприятие, на удивление хорошо сохранившееся и развивающееся. Здесь здравый менеджмент, понимающий, как вести бизнес. Результаты деятельности, технологии, действия компании на рынке, развитие производств — все это оценивается положительно. В корпорации есть различные предприятия, как успешные, так и проблемные. Но таких показателей выработки, как в «Нытве», нет ни у кого. Рост объемов производства и рентабельности в АО «Нытва» планируется и в дальнейшем.
— Будут ли на предприятии кадровые перестановки?
— Есть ключевые направления деятельности, где новые люди появятся сразу же. Это — снабжение и сбыт, финансы, охрана. Такова система работы нашей группы на всех предприятиях. Без вложения капитала развитие бизнеса невозможно, а инвестиции должны быть под контролем.
В остальном все будет зависеть от эффективности работы конкретных специалистов. Если человек способен работать над повышением эффективности предприятия — пусть продолжает свою деятельность. Если это не получается, то любой акционер, вне зависимости от того, «новый» он или «старый», должен за это спросить. Такова жизнь. И это вовсе не значит, что все, кто до нас здесь работали, плохие управленцы. Просто ключевые моменты должны контролироваться. В нашей компании есть люди, которые приезжают работать из других регионов, в том числе из Москвы.
— АО «Нытва» — предприятие градообразующее. Этот статус требует дополнительных затрат...
— Мы это понимаем. У нас есть аналогичные предприятия, только более крупные и в более крупных городах с 60–100 тыс. населения. У нас нигде не было конфликтов, связанных с решением социальных проблем. Мы выстраиваем политику с муниципалитетами.
Социальную сферу надо сохранять обязательно. Она определяет эффективность производства и качество продукции. Эффективность без квалифицированного персонала, нормальной заработной платы, без создания социальных условий невозможна.
Но это не значит, что на нас надо сложить все проблемы местной власти. Для работодателя главное — дать людям возможность зарабатывать и поддержать социальную сферу. Но на всех территориях мы передали муниципалитету жилье. А налоги мы платим, как и полагается.
— Как будут строиться взаимоотношения с региональными властями?
— Мы имеем предприятия в Омской, Кировской областях, Башкортостане. И всюду действуем в полном соответствии с законодательством, в том числе — согласовывая действия с местной властью.
Летом прошлого года я встречался с губернатором Юрием Трутневым, посвятил его в наши планы. Мы намерены конструктивно выстраивать взаимоотношения, не лезем в политику. Мы — промышленники и решаем свои задачи, направленные на развитие промышленности и зарабатывание прибыли.
АО «Ижмаш» (бывший Ижевский оружейный завод) — крупнейшее многопрофильное предприятие в России. Его продукция — все виды стрелкового оружия, автомобили, мотоциклы, станки и инструмент, металлургия. Военное производство сконцентрировано в составе «Концерна «Ижмаш», все остальное производство представляет собой отдельные холдинги.
Суммарный объем производства в 2002 г. в целом по группе составил более 9,8 млрд рублей, темпы роста объемов — 148% по отношению к 2001 году. Выручка составила 11,3 млрд рублей.
В настоящее время «Ижмаш» определен головным предприятием АО «Корпорация «Стрелковое оружие и патроны». Ему будут переданы в управление контрольные пакеты акций предприятий, входящих в корпорацию. Генеральному директору АО «Ижмаш» Владимиру Гродецкому дано право заниматься отбором кандидатов для включения в вертикально–интегрированную структуру. Вероятно, процесс будет длительным: среди претендентов есть такие, которые хотели бы войти в состав корпорации, но их не хочет «Ижмаш», и наоборот. АО «Нытва» попало в сферу интересов головной компании.
Группа «СОК» ведет свою историю с 1994 года, с создания автоторгового предприятия. Сначала в сферу ее влияния вошли предприятия Самарской области, производящие автокомплектующие изделия. Затем география бизнеса расширилась до российских масштабов. Менеджеры Группы «СОК» участвовали в управлении предприятиями–смежниками ВАЗа. В дальнейшем «СОК» превратился в крупную управляющую корпорацию с разветвленной сетью филиалов. Центральный офис Группы «СОК» базируется в Самаре. Сегодня в управлении Группы «СОК» находится более 40 разнопрофильных предприятий. Схема работы с предприятиями — «директор предприятия — кризисный управляющий».
Самым значительным реализованным проектом Группы «СОК» считается вывод из кризиса АО «ИЖ–Авто». Основными направлениями деятельности являются автосборочное производство (в 2002 году на конвейерах автосборочных предприятий группы собрано более 121 тыс. автомобилей), производство комплектующих для автопроизводителей, импортозаменяющие технологии, реализация и техническое обслуживание автомобилей. В «СОК» входит и ряд компаний, занятых в других отраслях промышленности.
Группа компаний «СОК» технически осуществляла процесс смены собственника в АО «Нытва». Директор департамента корпоративного управления Группы «СОК» Тимур Кадыев 1 марта в интервью корпоративной газете «Прокатчик» сообщил о том, что «Нытва» вошла в группу «СОК». Он же сказал о том, что результатом совместной работы будет план, то есть — своего рода договор между АО «Нытва» и Группой компаний «СОК». В нем должны быть оговорены «взаимные требования, обязательства в части загрузки предприятия, поставок, сбыта, инвестиций».
АО «Нытва» — одно из самых стабильных предприятий Прикамья. Численность — 2,5 тыс. человек. Продукция — биметаллы для ВПК, автомобилестроения, радиаторных и кабельных заводов, монетные заготовки, столовые приборы, изделия порошковой металлургии (около 100 наименований). В 2002 году рост объемов товарной продукции составил 6%. Производственные фонды за минувшие 10 лет обновлены на 40%. В 2003 году планирует по объемам товарного производства выйти за 1 млрд рублей.
Взаимоотношения между новыми собственниками «Нытвы» сложны и многогранны. О том, как они разделят сферы влияния на нытвенском предприятии, будет известно лишь по прошествии некоторого времени.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.