Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Капитализация «плесени» и «апостолы Энди Уорхола»

Интеллектуалы со всего мира с наслаждением препарировали массовую культуру

Поделиться
орден Ленина

  Константин Долгановский

Конференция «Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в современной массовой культуре» прошла в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете в рамках большого международного проекта «Культ-товары», посвящённого исследованию российской массовой культуры. Казалось бы, что там изучать — в этом слёзном шансоне, популярной фантастике и телесериалах? Но отборные интеллектуалы долго, тщательно и очень всерьёз занимались разбором всего этого «треша». 

Всё дело в том, что, как написано в сборнике тезисов докладов конференции, «массовая культура производит и репрезентует коллективные представления о политике, власти, государственном устройстве, движущих силах исторического процесса, формирует культурные стереотипы, символы, концепты политического». Массовая культура — это актуальные мифы, идеологемы, конструктивы, царящие в головах, точнее, в единой большой народной голове. Поэтому массовая культура важна и достойна изучения. 

Впрочем, относясь очень серьёзно ко всем этим «концептам», «конструктивам» и «стереотипам», по отношению к самим произведениям массовой культуры учёные-культурологи достаточно ироничны. Многие доклады, а также события, входившие в обширную культурную программу конференции, были выдержаны в откровенно ироничном постмодернистском стиле и настроении. Взять хотя бы обложки печатных материалов конференции, украшенные репродукциями «Синих носов», на которых «посконный» русский богатырь с мечом нападает на «Чёрный квадрат» Малевича и на красный треугольник, обозначающий обычно play на панелях бытовой электроники. Наглядный образ того, как державность, величие и духовные скрепы противостоят чуждым культурным интервенциям! 

Кстати, один из «Синих носов» — Александр Шабуров — был участником конференции, так же как и другие деятели современного искусства — поэт и перформер Роман Осминкин и популярнейший писатель Дмитрий Глуховский. Таким образом, те, кого изучали, и те, кто их изучал, совсем перемешались! Возникали прямо-таки юмористические сюжеты: Марк Липовецкий из США по скайпу делал доклад о творчестве Романа Осминкина, а предмет его доклада слушал его в зале. Когда культуролог узнал об этом, то сказал: «Как хорошо, что между нами такое расстояние! А то всякое могло бы случиться». 

Секция «Политические концепты в массовой культуре» начала работу с выступления Сергея Ушакина из Принстона (США) «В поисках патриотической матрицы: жестокие романсы локальных войн». Культуролог тщательно переслушал все афгано-чеченские песни (оказывается, вышло множество подобных дисков, некоторые авторы и исполнители карьеру на этой теме сделали) и откровенно наслаждался их стилистической чистотой и жанровой безупречностью. 

Исследование привело Ушакина к выводам о том, что подобные песни в современном обществе играют роль ритуала, функция которого — очистить насилие; песни выполняют задачу социально-политической реабилитации локальных войн, и выполняют очень качественно. Учёный наглядно показал, как в песнях выстраивается историческая эстафета Берлин — Кабул — Грозный и участники локальных конфликтов оказываются натуральными сыновьями и внуками героев Великой Отечественной войны. Неудивительно, что российские военные песни рубежа XX—XXI веков проделывают трансформацию от низкого жанра к высокому, от жестокого романса к героической оде. 

В средствах массовой информации политическая реальность нередко интерпретируется и репрезентуется в стилистике массовой культуры. Об этом Ирина Савкина из Тампере (Финляндия) рассказала в докладе «ПсакиНаНочь»: новые образы Америки и России в современных медиа и массовой культуре». Превратив белокурую американку Дженнифер Псаки — пресс-секретаря Госдепа — в глупенькую куклу, российское телевидение успешно создало новый ментальный стереотип отношения к «америкосам». 

Культуролог продемонстрировала нехитрые, но эффективные приёмы, с помощью которых был создан медиа- образ Джен Псаки, неидентичный реальному пресс-секретарю Госдепа: произвольная нарезка реплик, закадровый дубляж визгливым голосом, непохожим на реальный голос Псаки, и т. п. 

Победа телевидения в формировании актуальной повестки привела к отсутствию аналитичности в массмедиа, которые всё больше сливаются с масс-культом, делает вывод учёный. 

Пермский учёный Галина Янковская рискнула подвергнуть анализу самое святое — плакаты и открытки, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в докладе «Человек в погонах: послевоенный сталинизм в праздничном плакате и рейтинговых сериалах 2000-х годов». До сериалов, правда, так и не дошли: временной регламент не позволил, но и в плакатах обнаружилось немало интересного. На множестве примеров культуролог показывает, как в современном праздничном плакате буквально и довольно беззастенчиво копируются образы, идеи и целые композиции из советской и американской (!) визуальной пропаганды 1940-1950-х годов. 

Всего докладов прозвучало около 50, и даже названия их любопытны и звучат интригующе: «Презумпция страха в современной политической культуре: генезис, содержание, формы» (Олег Лейбович, Пермь), «Жертвоприношение: эпифеномен или конституирующая структура патриотизма?» (Александр Казанков, Пермь), «Капитализация «плесени»: незамеченные герои романтической эпохи» (Мария Литовская, Екатеринбург)… Последний доклад был посвящён сериалам о временах «оттепели», модным в последнее десятилетие. 

Докладчики неоднократно обращались к пермским, как теперь принято выражаться, «кейсам». Так, художник Александр Шабуров, выступавший с докладом «Постсовременное искусство и новейшая идеология: попытка сконструировать и то, и другое», очень смешно вспоминал о пермской «культурной революции», свидетелем, а иногда и участником которой ему довелось побывать: «Приехал варяг — фаворит губернатора — и говорит: «Я апостол Энди Уорхола, целуйте мне ботинки». Культурные проекты, по мнению Шабурова, должны быть более демократичными — не по форме, а по принципам. 

Супруги-учёные Владимир и Марина Абашевы свой совместный доклад «Возвращение монументального патриотизма: пермские боги и пермские пушки против «красных человечков» посвятили пермским монументам и уличной скульптуре. Памятники, по мнению Абашевых, — концентрированное выражение идентичности, сильный знак, от которого подспудно ожидаешь, что он, как Медный всадник, однажды придёт в движение. Неудивительно, что вокруг памятников то и дело возникают острые противоборства, вроде того, которое происходило по поводу возвращения памятника Дзержинскому на Лубянку. Кого свергать, кого возводить на постамент — вокруг этих вопросов постоянно кипят страсти. 

В Перми, по мнению культурологов, постоянно сосуществуют в полемике, но не во вражде два монументальных дискурса — архаичный, который учёные условно назвали «пермские боги», и модернизационный, который получил столь же условное название «пермские пушки». История города-завода, одного из ведущих центров военно-промышленного комплекса, наложила зримый отпечаток на городскую среду Перми, где в качестве монументов интенсивно используются оружие и орудия производства: паровой молот на Вышке, целая выставка военной техники у входа на Мотовилихинские заводы, «МиГ на взлёте» у проходной «Пермских моторов» и т. д. 

Вторая по объёму группа памятников апеллирует к пермскому звериному стилю и пермской деревянной скульптуре. Абашевы обращают внимание на описание монумента «Кама-река», сделанное его авторами: «Образы пермского звериного стиля в композиции отражают представления наших предков о картине мира». Получается, что средневековые коми-пермяки — предки нынешнего русского населения Перми, колонизируемые — предки колонизаторов. 

Когда в 2008 году в Пермь зашла «команда модернизаторов» с новой монументальной пропагандой, они сделали ставку на архаику, поскольку идеологию этой команды можно сформулировать как «заводы своё отжили, мы делаем культуру градообразующим фактором». Мотивы «пермских пушек» модернизаторам не были близки, а вот «пермские боги» пригодились. «Красные человечки» Андрея Люблинского — конструктивистская версия пермской деревянной скульптуры, а «Пермские ворота» Николая Полисского собрали, по выражению Владимира Абашева, «семантические импульсы пермской архаики». 

Почему же пермяки не увидели в этих монументах своё, не узнали любимые с детства образы? По мнению Абашевых, виноват в этом не только внешний авангардизм современного искусства, но и волюнтаризм власти, которая разместила эти скульптуры в своём пространстве в центре города. 

То, что недавно место «красных человечков» в «пространстве власти» занял Орден Ленина, Абашевы считают знаковым событием. По их мнению, Пермь в истории «войны монументов» является синекдохой России, где архаика и советские символы становятся всё более насыщенными положительными смыслами. 

Многие доклады конференции, посвящённой массовой культуре, тоже являются своего рода произведениями искусства. Неудивительно, что материалы предыдущей конференции проекта «Культ-товары», прошедшей в Финляндии, выходят в виде вполне читабельного сборника в издательстве «Новое литературное обозрение». 

Может, и пермский сборник будет так издан.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться