«ЗЕЛЕНЫЕ ПАСТБИЩА» РОССИЙСКОЙ РОЗНИЦЫ
Обзор рынка ритейла. Окончание
Окончание. Начало в №3 от 4 февраля 2003 года
«СЕМЬЯ»
Сеть «СемьЯ» включает в себя 19 магазинов в Перми и 5 магазинов в области. Планируется открытие сети магазинов в Соликамске, Чусовом, Лысьве, Полазне, Краснокамске, Чернушке.Ориентирована на потребителей с доходом средним и выше среднего, хотя и практикует специальные программы для пенсионеров.
Сегодня пермский универсам (еще по советской градации) «СемьЯ» — классический супермаркет. Магазин был построен в 1983 году, но в последние годы претерпел существенную реконструкцию. Подвал здания изначально был построен как складская зона. В формате супермаркета эти площади сегодня функционируют как торговые. Кстати, универсам «СемьЯ» — одно из немногих в Пермской области предприятий, где имеется центральное холодоснабжение, вынесенное за пределы торгового зала, что позволяет поддерживать в магазине нормальный микроклимат и более качественно сохранять продукты.
Годовой оборот сети — около $55 млн (порядка 50 тыс. клиентов в день в целом по сети). Много это или мало? Все познается в сравнении. Если судить в масштабах страны, то примерно в 4–5 раз меньше, чем показывают крупнейшие столичные ритейлеры: «Перекресток», «Седьмой континент». Если говорить о региональных компаниях, то аналогичные показатели у соседей в Екатеринбурге — «Супермаркет «Кировский» имеет около $100 млн, порядка $24 млн дает сеть «Купец».
Главное направление развития компании на перспективу — строительство в Перми гипермаркета, который будет введен в эксплуатацию уже в ноябре этого года. Это событие не характерно для регионов — к строительству подобных объектов на периферии крупнейшие российские розничные сети только подходят. Гипермаркет будет иметь площадь 30 тыс. кв. метров (для сравнения — у ЦУМа 11 тыс. кв. метров торговых площадей). 4,5 тыс. кв. метров будут отведены под торговлю продуктами питания (площадь продовольственного зала самого большого пермского универсама «СемьЯ» составляет 2,2 тыс. кв. метра). Все остальные помещения предназначены для непродовольственных товаров, кроме того, там разместятся несколько ресторанов формата «фаст–фуд». Строительство ведется турецкими строителями, которые выиграли право на этот заказ в конкурентной борьбе с десятком именитых строительных фирм.
Второе направление в деятельности сети — совершенствование имеющихся магазинов и открытие новых.
В конце 2002 года был открыт после капитального ремонта и фактически удвоения торговых площадей магазин в микрорайоне Краснова. Еще 2 добавились к имеющимся в областном центре: на Комсомольском проспекте (известный пермякам под старым именем «Хлеб, торты, кофе») и на Сибирской.
Стадию реконструкции проходит самый большой в области универсам в Березниках. После его переоборудования из одноэтажного здания он превратится в двухэтажное. На одном этаже разместится торговля продовольственными товарами, второй отведен под непродовольственные. Если говорить о размерах, то этот магазин будет вторым после пермского ЦУМа, превосходящим по площадям пермский универсам. В марте 2003 года планируется запуск после реконструкции магазина площадью более 2 тыс. метров в «спальном» микрорайоне Перми Вышка–2, где до последнего времени отсутствовала торговая инфраструктура, за исключением стихийных рынков.
«ДОБРЫНЯ»
Эту розничную сеть крупная пермская оптовая фирма «Компания ООО «Пивооптторг» начала строить 3 года назад. За это время открылось 6 магазинов — универсамов в различных районах областного центра. Сеть позиционирует себя как «удобный» магазин для широкого слоя покупателей, которые могут прямо рядом с домом приобрести качественные продукты. Ассортимент рассчитан на самые широкие слои населения: слоган компании — «В магазинах «Добрыня» покупки легки и доступны». Универсамы предлагают дисконтные программы для покупателей, а также 3%–ные скидки для пенсионеров.
По словам менеджеров, розничная торговля для компании — очень интересный сегмент рынка, большой и исключительно стабильный, поскольку «кушать хочется всегда». Компания намерена развивать розничную сеть во всех районах областного центра. Торговые площади универсамов «Добрыня» — от 300 до 600 кв. метров.
Алексей СМЕРДОВ, куратор проекта:
— Наша розничная сеть достаточно мо лодая, мы учимся, динамично развиваемся, стараясь повышать эффективность. Работаем на перспективу и расширение розницы. Мы пришли к выводу, что лучший выход — строить новые магазины, так как технологии и подходы к современной торговле принципиально поменялись. Поэтому планируем построить в Перми 2 торговых центра площадью в 3 тыс. кв. метров. В наших магазинах продаются не только продукты, но и сопутствующие товары, там же располагаются и кафе.
«Добрыня» старается держать цены на максимально доступном уровне, предлагая при этом качественную продукцию. Пока сеть еще не достигла оптимальных размеров и объемов продаж, розничный бизнес имеет невысокую рентабельность и поддерживается оптовой торговлей, где головная компания имеет хорошие позиции.
«ВИВАТ»
Розничную сеть «Виват» строит компания «Норма». Этот крупнейший в Прикамье продавец алкогольной продукции 8 лет назад начинал бизнес с оптовой торговли. Сегодня «Норма» имеет развитую сеть супермаркетов, реализующих элитные алкогольные напитки.
По словам заместителя генерального директора компании «Виват» Владислава Бабина, выход в сферу розничной торговли продуктами питания обусловлен тем, что компания достигла достаточных высот в основном бизнесе. Значительного роста продаж алкогольной продукции уже не предвидится: эта рыночная ниша практически заполнена, «Норма» занимает в ней примерно 35%.
Он считает также, что «Виват» еще нельзя считать полноценной сетью, поскольку сегодня в ней только 4 магазина (каждый — площадью около 400 кв. метров), действующих в различных районах Перми. Но к концу года «Виват» будет состоять уже из 7–8 универсамов. Предполагаемый формат — «магазин у дома», в котором есть достаточно полный набор продуктов, включая алкоголь. Сеть будет рассчитана на покупателей с доходами средними и чуть выше.
Владислав БАБИН, заместитель генерального директора компании «Норма»:
— Ассортимент предлагаемых товаров в «Вивате» может варьироваться. В тех микрорайонах, где нет рядом магазинов сети «СемьЯ», мы стараемся расширить контингент покупателей, предусматриваем наличие ассортимента подешевле. Где рядом с нашими универсамами есть «СемьЯ», мы держим планку цен повыше. Мы стараемся конкурировать, предлагая несколько иной уровень сервиса. К примеру, упаковать продукты, пока покупатель расплачивается, дать подробную консультацию по поводу того или иного товара. Повышение квалификации обслуживающего персонала, акцент на внимание к покупателю — одно из важных направлений деятельности компании.
Объемы продаж руководители компании не называют, поскольку пока идет процесс становления бизнеса, их трудно выделить в отдельную строку.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРМСКОГО РИТЕЙЛА
По словам директора сети фирменных магазинов «СемьЯ» Светланы Кузьмич, с точки зрения наличия полноформатных магазинов, специально отстроенных под торговлю, Пермь — очень своеобразный город. На весь областной центр есть лишь несколько объектов, которые можно отнести к магазинам большого формата — универсам «СемьЯ», торговый центр «Парковый» и универсам на ул. КИМ, принадлежащий «Добрыне». Все остальные торговые помещения — это в основном встроенные в «хрущевки» или здания послевоенной постройки гастрономы. Особенность градостроительства во многом предопределила состояние сетевой торговли в Прикамье и перспективы ее развития.
Те, кто сегодня вступают в торговлю или пытаются развивать сети, вынуждены или строить специализированные помещения, или покупать квартиры в жилых домах, по возможности приспосабливая их под магазины. Что, в общем, невыгодно, да и неправильно: хороший магазин должен иметь специальные складские помещения, приспособленные под холодильные камеры и прочее складское хозяйство. Эти стандарты трудно выдержать, если заниматься просто перепланировкой.
Качественное обслуживание покупателей в небольшом специализированном магазине возможно, и пример этому — существующая много лет и любимая пермяками «Мясная лавка» на Борчанинова. Но магазин с широким ассортиментом может существовать лишь при огромных оборотах, большом числе покупателей, а значит — больших площадях. Чем выше оборот, тем чаще завозится товар, а значит, тем он свежее. Так, например, продукция пермских мясокомбинатов завозится в универсам «СемьЯ» ежедневно. В таком магазине у товара нет шанса «залежаться». Товарные остатки, включая сопутствующие товары, сопоставимы с недельным оборотом.
Формат региональной торговли в Прикамье не имеет четкой градации, поскольку диктуется преимущественно архитектурными особенностями помещений. Если по факту компания имеет магазин, встроенный в «хрущевку», то под такой «формат» и подстраивается. Практически только универсам «СемьЯ» можно считать магазином областного масштаба. Есть в Перми еще пара магазинов городского масштаба. Все остальные работают, как «магазин рядом с домом».
Поставщики продовольственных товаров пермских сетей преимущественно российские: с 1998 года доля российских товаров значительно выросла, и эти приоритеты сохраняются по сей день. По мнению ритейлеров, ничто не свидетельствует о росте доли импорта. Для этого нет предпосылок. Качество российских товаров за минувшие годы значительно улучшилось. Более того, многие зарубежные инвесторы и партнеры вложились в российские предприятия и развивают свой бизнес уже на базе российских. Даже такие брэнды, как йогурт «Эрманн» и «Пепси–Кола» сегодня, по сути, уже российские.
Елена ГИЛЯЗОВА, коммерческий директор сети фирменных магазинов «СемьЯ»:
— Мы работаем напрямую со всеми производителями, которые есть в Перми и области. У нас достаточное количество оптовиков, во всяком случае, все крупные из них — наши партнеры. Мы работаем с лучшими. Есть определенный объем завоза товаров из Москвы, Екатеринбурга, с ближайших рынков. Присутствует среди наших поставщиков и обычное население. К примеру, зелень, картофель, корнеплоды мы закупаем у селян. И эта продукция зачастую конкурирует с той, что предлагается предприятиями. В целом примерно 60% наших товаров — продукция российского производителя.
Преимущественно с российскими товаропроизводителями работают сети «Виват» и «Добрыня». Они имеют собственные крупные оптовые структуры, что позволяет в значительной степени поддерживать становление розницы.
ЭКСПАНСИЯ В РЕГИОНЫ. ТЕНДЕНЦИИ
По данным консалтинговой компании A. T. Karney, Россия в рейтинге привлекательности развивающихся рынков для мировых розничных сетей занимает 4–е место после Китая, Словакии и Венгрии. По мнению зарубежных специалистов, развитие ритейла в России будет на 2/3 происходить за счет зарубежных операторов. Хотя речь пока преимущественно идет о Москве, которая является крупнейшим городом в Европе. Планировка столицы хорошо вписывается в традиционную схему строительства крупных торговых центров, да и доходы москвичей, по данным Госкомстата РФ, уже приблизились к показателю предкризисного 1997 года (это уже несколько выше, чем у жителей Будапешта и Праги).
Впрочем, глобализация быстрыми темпами движется и в российские регионы. Иностранцы особо выделяют перспективы продовольственной розницы, так как примерно половина доходов россиян идет на еду и алкоголь.
Акцент западные операторы делают на самые популярные за рубежом shopping center, магазины, где можно приобрести любой товар и получить любые услуги. В то же время, отечественные ритейлеры постепенно осваивают торговые форматы, имеющиеся в наличии за рубежом.
«Седьмой континент» занялся перепрофилированием ряда своих супермаркетов в магазины класса «люкс» и делает попытки освоить нишу convenient store («магазинов по соседству»). «Пятерочка», и без того состоящая из недорогих супермаркетов, приступила к развитию сети «Карусель», предназначенной для людей, которые привыкли делать покупки на мелкооптовых рынках. Движение операторов идет не только из центра в регионы, но и во встречном направлении. Так, краснодарская компания «Тандер» — владелец крупнейшей в России сети дискаунтеров «Магнит» — открыла в Санкт–Петербурге 5 своих магазинов.
Аналитики говорят об усилении конкуренции в самом дешевом сегменте розничной торговли — в формате «жесткого дискаунтера». Российские компании подталкивают к этому сегменту рынка зарубежные конкуренты. Но последние находятся в более выгодной ситуации. В случае объявления ценовой войны перевес будет на их стороне. Зарубежные компании, в отличие от отечественных торговцев, могут работать в убыток до 5 лет, поставив задачу захватить рынок.
Эксперты Business–to–business Production Group (BBPG) прогнозируют, что цены резко пойдут вниз в тот момент, когда современные формы торговли — супермаркеты и гипермаркеты — дорастут до 50% розничного рынка. Этот порог Россия перешагнет, по их мнению, через 4 года.
Пессимисты полагают, что через 10 лет национальных российских сетей как таковых в России не останется, — они либо войдут в состав западных, либо будут просто куплены ими. Но есть и другое мнение. Сами ритейлеры склонны предполагать, что конкуренция между российскими и международными сетями будет не столько по ценам, сколько по дополнительным сервисным услугам. Более того, все зависит от того, в каком сегменте сталкиваются интересы. В некоторых из них фактор цены может определяющей роли не играть.
Светлана КУЗЬМИЧ, директор сети фирменных магазинов «СемьЯ»:
— К нам могут прийти крупные конкуренты. И придут. Мы готовимся к этому, расширяем сеть, работаем над повышением лояльности покупателей к нашей марке. Стараемся сделать так, чтобы покупателю было уютно внутри наших магазинов. Изучается целесообразность строительства сети супермаркетов площадью 1,5–2 тыс. кв. метров, то есть магазинов, более удобных покупателям. У «Семьи» есть предложения и по поводу развития сети в других регионах России. Вопрос изучается.
Соревнование будет в профессионализме, наша задача — не защищаться, а наращивать профессионализм, завоевывать доверие покупателя, давать ему тот сервис и те товары, которые его интересуют. Рынок от конкуренции только выигрывает. Выигрываем в определенном смысле и мы сами, конкуренты держат нас в тонусе, заставляют работать более эффективно и масштабно.
Представители «Добрыни» и «Вивата» говорят о том, что в Прикамье конкуренции розничных сетей, как таковой, сегодня пока нет. Она появится тогда, когда все сети окончательно сформируются и каждая из них будет состоять, как минимум, из десятка крупных магазинов. По мнению Владислава Бабина, региональные розничные сети еще только подходят к состязанию на уровне сервиса. Конкуренция идет скорее между гастрономами старого формата и новыми универсамами, супермаркетами, то есть в сфере собственно организации торговли. Так будет до тех пор, пока не появится достаточное количество магазинов, работающих на основе современных технологий.
Те конкуренты, что работают на минимальной торговой наценке, пермских сетевиков пока не слишком беспокоят по вполне объективной причине. В Перми пока нет магазинов эконом–класса, идеологию которых представляют Metro C&C, «Пятерочка», «Копейка». Эти компании, придя в Прикамье, будут конкурировать прежде всего с мелкооптовыми рынками, перетягивая на себя их покупателей.
Кроме того, минимальная наценка подразумевает, что покупателю предлагается вполне определенный уровень сервиса. Весь вопрос в том, за что он платит. «Экономичные» магазины постоянно поддерживают ассортимент товаров в объеме не 15–20 тыс. наименований, а 2,5 тыс. Главный резерв их экономии — сокращение расходов на персонал, занимающийся выкладкой и оформлением товара, который выставляется прямо в таре. К примеру, покупатель может платить меньше, но при этом должен сам перебирать картофель. Вместо десятков производителей, сотни сортов колбасы ему будет предложен достаточно узкий выбор. Про полуфабрикаты речи в данном случае не идет. Если покупателя такой подход не устраивает, он уйдет в другой магазин.
То же касается и брэндов. Если магазин позиционирует себя в сфере эконом–класса, то в нем не будет продаваться зеленый горошек «Бондюэль». По словам ритейлеров, при существующей разнице в торговых наценках чистая прибыль магазинов, работающих в различных форматах, в целом сопоставима.
А вот над так называемой лояльностью покупателей все местные сети работают активно. У той же «Семьи» это дисконтная программа для постоянных покупателей, клубная программа, по которой часть товаров по договоренности с поставщиками предлагается владельцам дисконтных карт на 10–20% дешевле (скидка дается частично за счет собственной наценки магазина, частично — за счет поставщика). В эту же идеологию вписывается создание атмосферы семейности: в магазинах проходят детские праздники и конкурсы, дегустации. По словам Светланы Кузьмич, семейную атмосферу во всех магазинах «Семьи» стараются сделать фоном, а совместные походы за продуктами — частью семейного быта.
Свои дисконтные программы активно развивают «Виват» и «Добрыня».
СОПРОТИВЛЕНИЕ АГРЕССИИ
Аналитики утверждают, что российские сети в борьбе с иностранными компаниями просто вынуждены объединяться. Но на этот счет у ритейлеров нет однозначного мнения. Они признают, что такое объединение — не в интересах потребителя, который предпочел бы возможность выбирать лучший сервис по минимальной цене. С другой стороны, они считают: как бы та или иная компания не лоббировала свои интересы, все равно победит сильнейший.
По мнению аналитиков, стандарты и ориентиры для российского рынка сегодня задает Metro. Они таковы: подготовка к выходу на рынок занимает 2 года, сроки строительства гипермаркета — 4–5 месяцев (наименьшие заявленные вложения $25 млн). Компании сразу же начинают развивать карточное направление, маскируют свои планы (новые форматы, потенциальные регионы экспансии, сроки окупаемости не раскрываются). При выборе регионов они в первую очередь ориентируются на планы конкурентов из Западной Европы.
Что касается тактики, то это — выбивание преференций из местных властей, переманивание лучших кадров. Такие сети требуют от поставщиков порядка $7–8 тыс. за право поставлять товар в магазин. Требуют от поставщиков дополнительные скидки, сверх обычных, в размере 5%, дополнительный бонус в размере 2–4% от оборота. Штрафы за низкое качество товара составляют до 30% от его стоимости. Не говоря уже о бесплатной доставке продукции поставщиками, особых требованиях к упаковке.
Тем не менее, Metro довольны и поставщики, и покупатели, и местные власти. Не любят ее только владельцы российских розничных сетей, обвиняя в «недобросовестной конкуренции» и пытаясь с помощью антимонопольных ведомств ограничить в правах.
Пока ни одна отечественная розничная сеть не заявляла о своих намерениях продаться иностранцам. Но есть такие, что активно ищут покупателей среди «своих». Не безрезультатно. На розничном поле замечены Роман Абрамович и Михаил Ходорковский. Олигархи хотят в полном соответствии со своими амбициями заняться созданием розничных сетей общенационального масштаба. Так, «ЮКОС» купил «Копейку», «Планета менеджмент» владеет сетью гастрономов «Эконом» и нижегородской сетью «Пятачок». Интересы этих бизнесменов можно отследить и на территории Прикамья, хотя они пока тщательно завуалированы.
А вот «Пятерочка» уже официально заявила о своем приходе в Пермь. Другие сети пока не называют Пермскую область в числе приоритетных для построения розничного бизнеса. Но все понимают, что это — явление временное. Самые главные события еще впереди.
Скорректировать их, впрочем, может государство. Министерство экономического развития и торговли РФ разрабатывает концепцию развития внутренней торговли, предусматривающую ограничение транснациональных розничных сетей, которые наряду с «теневой» торговлей отнесены к основным помехам в развитии российской розницы. В концепции говорится о том, что зарубежные компании «обладают мощными финансовыми ресурсами» и могут вытеснять с рынка российские розничные компании при помощи низких цен и долгосрочных контрактов с отечественными производителями. Российские ритейлеры в лице Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) принимали участие в разработке этого документа.
Зарубежные компании сопротивляются, утверждая, что подобные аргументы — не повод вводить ограничения на деятельность компаний в стране с рыночной экономикой. Со временем это противостояние будет только усиливаться.
Самое интересное на рынке розничных продаж начнется тогда, когда в игру вступят многоопытные дискаунтеры. Опыт США говорит о том, что именно здесь ритейлерами делались самые большие деньги и формировались миллиардные состояния.
...Формула низких накладных расходов, низких наценок и больших оборотов в розничной торговле продовольственными товарами была введена в практику американцем Майклом Калленом еще в 1930 году. В 1962 году в игру вступил Сэм Волтон, который реализовал идею дисконтирования настолько эффективно, что сеть супермаркетов Wal–Mart до сегодняшнего дня держит первенство на мировом рынке. Штаб крупнейшей розничной сети Америки находится в Бентонвилле (штат Арканзас). А сам Сэм Волтон из этого захолустного городка поднялся к вершине списка богатейших американцев Forbes–400. Свой бизнес он сделал в маленьких городках, где его ненавидели провинциальные розничные торговцы. Когда он там появлялся, другим магазинам приходилось закрываться. Он был известен тем, что при наличии умопомрачительного состояния одевался в собственных магазинах со скидкой, а знатных гостей встречал в пикапе для транспортировки охотничьих собак.
По итогам 2002 года компания Wаl–Mart вновь зафиксировала самые большие объемы продаж в мире. И, судя по всем признакам, уже всерьез заинтересовалась Россией.
Публикация подготовлена при содействии компании «ПМ-инвест».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.