ТАТЬЯНИН ДЕНЬ В «ГОРОДЕ СНОВ»
Носительницы далеко не каждого красивого русского имени повезло так, как Татьянам, ведь только их именины отмечаются столь радостно и многолюдно. Поэтому имя это ко многому обязывает
Носительницам далеко не каждого красивого русского имени повезло так, как Татьянам, ведь только их именины отмечаются столь радостно и многолюдно.
Поэтому имя это ко многому обязывает
12 января 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны был открыт Московский университет — старейший университет России. Совершенно случайно этот день совпал с отмечаемым православной церковью днем памяти мученицы Татианы — одной из первых христианских святых, жившей в III веке нашей эры. Бедная римлянка пожертвовала жизнью ради новой веры, не подозревая, что ее имя станет символом всего молодого и нового в России, стране, которой в те времена еще не было.
Благодаря случайному совпадению дат 25 января (12 по старому стилю) стало праздником молодости, праздником всех тех, кто хранит в душе огонь творчества, жажды знаний, поиска и открытий. Праздником студенчества. И преподавателей. А также всех бывших студентов.
Со времен средневековья развитие высшей школы, высших учебных заведений является символом цивилизованного общества, символом свободы мысли, «культурного бунтарства».
В 1755 году открытие Московского университета вылилось в шумное и пышное празднество, которым был так богат XVIII век. В последующие годы сложились особые ритуалы празднования Татьянина дня. Празднование всегда начиналось архиерейским богослужением. За ним следовала торжественная часть с вручением дипломов и наград лучшим людям университета. Потом произносилось Слово о Московском университете. Все завершалось тем, что профессора собирались на обед, при котором долго не умолкали речи о достижениях русской культуры, политических и общественных «злобах дня» и воспоминания о бурных переживаниях юности. Студенчество устраивало вечером концерт с участием лучших артистических сил и бал, затягивавшийся далеко за полночь.
А еще говорят, что московской полиции в этот день отдавали приказ: как бы студент ни шатался — его не трогать! Тем более что ритуальное распитие медовухи было общим для студенчества и профессуры — этакий акт братания.
Женщины, которым повезло именоваться Татьянами, похожи на свой праздник. Они не суматошны, но активны. Особенно эффективны их усилия в традиционных «женских» сферах — гуманитарных и социальных. Очевидно, чувствуя генетическую связь с мировой педагогикой, Татьяны многое делают на ниве просвещения.
По мнению главного российского толкователя имен Бориса Хигира, женщина по имени Татьяна очень эмоциональна и одновременно принципиальна. Дружить предпочитает с мужчинами, рядом с которыми обычно становится более мягкой и женственной, чем в кругу подруг. Татьяна любит путешествовать. Верный путь завоевать ее сердце — отправиться с ней в турпоездку и дать понять, что это тоже ваша страсть. Дело в том, что эта женщина не выносит однообразия. Даже мебель в ее доме не знает постоянных углов — Татьяна ее частенько передвигает. Нередко Татьяны талантливы, артистичны. Тогда их самый верный путь, вне всякого сомнения, на сцену, поскольку там — лучшее применение их богатым чувствам и страстям.
Директор галереи «Марис» носит «говорящее» имя Татьяна и не менее «говорящую» фамилию — Пермякова. Для применения своих знаний и энергии, эмоций и принципов она нашла достойную «сцену», став одним из первопроходцев пермского арт–рынка. Она отмечает свои именины за неделю до дня рождения созданной ею галереи: 2 февраля «Марису» исполняется два года.
Татьяна ПЕРМЯКОВА, директор галереи «Марис»:
— Мы решили, что лучший подарок галерее — новая выставка. В начале февраля откроется наша 30–я по счету экспозиция: живопись московского художника Амира Тимергалиева. Он, хоть и москвич, нам хорошо известен, потому что в 1980–х годах работал в Перми, здесь у него много старых друзей и почитателей. Это будет приятная и долгожданная встреча. Настоящий подарок.
— С чего начинался «Марис»?
— Сначала было хобби, обычный зрительский интерес к живописи. Неожиданно для себя я поняла, что в Перми есть достаточно людей, которые хотели бы приобретать произведения искусства. И есть очень неплохая живопись, которая должна найти своего покупателя. Наш «Марис» создан как место их встречи.
— Из чего создавалась первая выставка?
— Прежде чем открыть галерею, мы начали собирать коллекцию произведений пермских художников — в ней были картины Александра Репина, Ивана Борисова, Анатолия Филимонова, Альберта Турбина, Анатолия Можарского, других художников. Они и составили нашу первую экспозицию. И очень хорошие были камнерезные работы Анатолия Моисеевича Овчинникова из Красного Ясыла.
Татьянин день «Марис» отмечает в интерьере «Города снов». Графические пейзажи петербургских художников, представленные на выставке с таким названием, прекрасно вписываются в историю и эстетику этого праздника. Ведь когда столицей России был Санкт–Петербург, он же стал эпицентром студенческого торжества. Именно там появилась на свет самая знаменитая песня российских «вагантов»: «Через тумбу–тумбу раз, через тумбу–тумбу два, через тумбу три–четыре спотыкаются». Помните, там говорится о Николе Морском: «А Никола Морской с колокольни большой на студентов глядит, усмехается»? Знаменитая колокольная Никольского собора, которая отражается одновременно в трех каналах, — один из излюбленных сюжетов петербургских пейзажистов. Так и видится, как январским вечером подвыпившие студиозусы бредут по черно–белой набережной, а высокая колокольня во всем великолепии русского барокко снисходительно на них взирает...
Эстетика барокко оказала несомненное влияние на творчество питерской художницы Елены Новиковой, художницы востребованной и даже популярной: ее персональные выставки открываются одна за другой — то в Петербурге, то в Стокгольме, а теперь вот в Перми. Неудивительно: офорты Новиковой не только приятно видеть, их интересно рассматривать, погружаясь в детали и восхищаясь изобретательностью и тонкостью художницы. Видится хорошая школа, встают тени Босха и Дюрера, Гюстава Доре и Мориса Эшера. Но в отличие от произведений именитых учителей творчество питерской художницы пронизано иронией истинно русских литературных фантасмагорий от «Домика в Коломне» до «Мельмота–скитальца».
Вечный маскарад, где личины не скрывают, а лишь подчеркивают истинную личность персонажей, русская Алиса в российской Стране Чудес, населенной питерскими Чеширскими котами и Дронтами — вот сюжеты, которые кучерявыми побегами и хитрыми завитками прорастают и расцветают в офортах Новиковой. В игре деталей, которые видятся то случайными и преходящими, то продуманными и основательными, хочется найти игру смыслов и подсмыслов, сознания и бессознательного.
Несомненно, что архитектура Питера, его сфинксы, грифоны и львы — вот та почва, на которой произросли фантазии Елены Новиковой. Улицы и мостики реального города в ее произведениях занимают не меньшее место, чем фантастические сюжеты. И выглядят не менее фантастично. Хитрые ракурсы, непрямые линии, неожиданные подробности — и мы видим старый город по–новому.
Наилучшая иллюстрация к важному постулату: хочешь изменить мир — измени точку зрения. Неплохая жизненная установка для художников, студентов и Татьян... В какой–то мере каждая выставка в «Марисе» меняет наш взгляд на мир. География «Мариса» расширяется: московские, питерские, другие иногородние и иностранные художники будут гостить у нас чаще. Планируется показ настоящей частной коллекции. А еще — совместные выставки с галереей, приуроченные к «Дягилевским чтениям». «Марис» собирается и на гастроли: в Березниковском музее будет выставка его коллекции.
Юлия ТавризЯн, искусствовед Пермской художественной галереи:
— Если мне надо рассказать студентам о художественном рынке, я отправляю их на экскурсию в «Марис». В Перми это наилучшая иллюстрация того, как должен функционировать художественный рынок, от цивилизованного, культурного подхода к произведениям искусства до цивилизованного, культурного отношения к покупателю. Это «Марис».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.