УКОЛ «БУЛАВКИ»

Фестиваль «Бриллиантовая булавка» ждали так сильно, что в последние часы перед стартом казалось, что он никогда не случится

Поделиться

Фестиваль «Бриллиантовая булавка» ждали так сильно, что в последние часы перед стартом казалось,что он никогда не случится

Первый день фестиваля. С утра идут репетиции. Режиссер Темо Чхиквадзе (Москва) ставит «Булавку» третий год. Вообще в индустрии моды работает 11 лет (в том числе моделью). Он присутствовал только на первой пресс–конференции перед фестивальным вечером и говорил такие слова: «Я выбрал динамичную европейскую стилистику показа. Никаких танцев! Я против танцев, если вы увидите танцы, знайте, что это не моя работа. Также я против детских коллекций». По признанию режиссера, в Перми есть ряд особенностей, с которыми ему волей–неволей приходится считаться при постановке. В результате просочились на показ и детские внеконкурсные коллекции (несмотря на то, что они выставлялись отдельно за много дней до «Булавки» на «Пермской ярмарке»), и танцы (их могли позволить себе все те же дети и представители салонов–парикмахерских).

За два конкурсных дня с 19 до 22.30 часов нужно было успеть показать публике более 50 коллекций. Плюс гостевые. При этом сделать все так, чтобы зрители, заплатившие за билет и, соответственно, ожидающие праздника, не были разочарованы. Перед Темо стояла задача — втиснуть по 25 коллекций в 3,5 часа. Естественно, он начал урезать сценическое время каждого выхода. Компромисса здесь быть не могло: либо сокращать выходы, либо растягивать показы до утра. Вот тут и началось...

«Полгода ручной работы в никуда! Никто даже не понял мою идею из–за этих сокращений. Я же хотел показать «Твин Пикс», «Красную комнату»! — негодует Сергей Шаров, автор коллекции «Королева Этни» и говорит, что больше никогда не примет участие в этом фестивале.

Что делал режиссер, в зале будет известно только узкому кругу лиц. За два дня на него не поступило ни одной явно выраженной жалобы в лицо. Только «за глаза» и эмоциональные охи: «он орал так, что стены дрожали», «он ходит по людям», «он так и в Москве работает или только в Перми себе позволяет?»... Одна из участниц (выступавшая на фестивале в течение всех прошлых лет) при виде такого обращения взяла самоотвод.

Светлана РУСАНОВА, руководитель «Детского театра моды»:

— Мы гастролируем за рубежом, здесь в Перми нас очень тепло принимают, и вдруг какой–то приезжий варяг позволяет себе такое хамское отношение в нашем родном городе! У нас перфоманс на 8,5 минут, а он говорит — сокращайте! Как можно урезать идею до 3 минут? Он позволил себе кричать при детях! Я отказалась от участия, но подчеркиваю, что это отношение не к фестивалю и не к организаторам. У меня не было задачи встать в позу. Это — отношение к Темо лично. Кстати, организаторы потом принесли мне свои извинения.

Другие мнения:

— Темо кричал? Да по сравнению с тем, как кричал на репетициях Панфилов, он просто шепотом разговаривал! (фотограф, просидевший в зале на репетициях 3 дня).

— Я несколько раз видела, как работает Темо. Вообще–то он очень спокойный человек. Если кричит, значит, по делу. Он, как режиссер, имеет право отбирать коллекции. Кстати, кое–кто из авторов даже не смог объяснить свою задумку, зачем же их допускать на столь массовое мероприятие?! Пусть поучатся на показах попроще. А это — проект Темо, и он ответственно подходит к делу (немодельер и неучастник).

На второй день прошел слух, что с показа снимаются коллекции уже не по доброй воле. Причина — режиссер счел их недостойными широкой публики. Пощадил общественный вкус. Модельеры в шоке. Их никто не позорит, не журит — все конфиденциально. Но прознавшие об инциденте есть, и они недоумевают: у нас фестиваль свободных художников или клуб соответствия ожиданиям Чхиквадзе? Подумали, начали взвешивать: может, и правда коллекции нужно было предварительно просеять под чутким оком специалистов в области моды. Но предварительно, а не оставлять это на последний день режиссеру, который должен прилететь из Москвы, поставить шоу, да еще успеть доказать некоторым сверхамбициозным модельерам, что их самокритика мертва; а также то, что фестиваль — глобальный и не нужно превращать его в парад местечковых достижений.

Вопрос: кто должен заниматься отбором коллекций при наличии экспертного совета и жюри? Дядя? Тетя? Пушкин? Или сам режиссер? А может, все–таки Темо, профессионал, должен приехать на уже отобранный материал и слепить из этих фрагментов цельное «вкусное» действо, которое ему не стыдно вписать в резюме и с гордостью потом говорить: «Я поставил 7–й фестиваль «Бриллиантовая булавка» в Перми»? Этот вопрос на пресс–конференции был озвучен. Ответ — «без комментариев» — это тоже позиция. Вот только настораживает, что звучала эта фраза слишком часто. Сам Темо на допрос журналистами не вышел — работы много.

За 3 дня фестиваля сложилось крамольное ощущение: вся «Булавка» — сплошной экспромт. Готовились долго. Работали долго. Но нет чувства, что этот фестиваль — уже 7–й по счету и что все это уже 6 раз проходили.

Бесспорно, фестиваль порадовал необычайным количеством классных коллекций. Профессионально сшитые, смелые по задумкам, оригинальные в подаче — все это даже при штучной раздаче оценил зритель (к сожалению, идея продажи работ с подиума в бутике провалилась). Очень запомнились мужские коллекции (которых нынче было аж 30% от общих выходов), «Апельсиновый дождь» и еще с десяток коллекций, которые будут долго прокатываться на тусовках пермского бомонда и неизбежно освещаться в прессе.

Теперь уже вне конкуренции одежда от победителя, Алексея Ворона. Гран–при у мужской коллекции — это приятно само по себе. Во–вторых, редкость. В–третьих, те, кто вел наблюдения из зала и составлял любительский хит–парад предпочтений, тоже склонялись к выбору в пользу «Смог–сити. Город последней линии». Во всяком случае, он был одним из вариантов.

Наконец, отрадна непредвзятость жюри: приглашенные из Москвы и Санкт–Петербурга не знают традиционных пермских любимчиков. Фамилии: Шостина, Ворон, Королева, Куликова им ни о чем (в силу географических причин) не говорят. И вообще, все имена двое суток держались за кадром. Здесь и жюри, и зрители были в равных условиях: известно название коллекции, неизвестен автор. Интрига. Все Ф. И. О. зазвучали только на гала–показе.

Через неделю после окончания фестиваля его оргкомитет собрался в администрации Перми для «разбора полетов». Заседание было плановым и, судя по разосланным бумагам, открытым для СМИ. Журналистов пустили на первые 5 минут обсуждения. После чего попросили удалиться со словами: «А теперь мы уж без вас, а то напишете всякого. Уже и так много лишнего написано...» Так что вопросы о многочисленных маленьких ляпах и одном большом ляпе под кодовым названием «Награждение участников» остались без общественного ответа. Хочется верить, что внутренние вопросы будут решены, и на следующий год не будет потеряна пачка памятных дипломов и около 20 авторов коллекций, которые не вышли на сцену для поздравлений. Но это пожелание на случай, если 8–я «Булавка» состоится.

Обилие накладок организаторы проанализировали. Уже готовы и выводы, и практические изменения. Как сообщили представители Творческого союза «Козерог», фестиваль необходимо проводить подольше: 3 дня слишком мало. Возможно, договорятся с директором Союза парикмахеров и косметологов Прикамья Вячеславом Шароновым и устроят «Модную неделю в Перми». Заодно смогут по достоинству оценить дизайнеров причесок и визажистов отдельно от модельеров.

С позволения читателя, попытаемся спрогнозировать. На поверхности такие причины быть/не быть фестивалю:

1) наличие идейных вдохновителей (Творческий союз «Козерог» ежегодно выкладывает километры нервов и горы пота на то, чтобы фестиваль был);

2) наличие спонсоров (без них столь масштабное и массовое событие будет выглядеть, как... Оно вообще не будет выглядеть);

3) наличие заинтересованного зрителя (нынешняя слабая посещаемость, за исключением гала–показа, заставляет считать, что всякие Юдашкины пермякам милее. Уж очень падки зрители на «звездные» имена);

4) наличие зрелища и скандала (даже этот, отдельно взятый фестиваль — не просто модное событие, а клубок чуть ли не политических страстей. А за страсти и скандальчики зрители готовы даже платить — интересно же!).

А вот еще мнения для обсуждения:

— Что это за дизайнеров к нам пригласили из Питера? Бунакова и Хохлов — кто о них слышал!? Хоть бы кого известного, что ли.

— Очень порадовало, что к нам приехали гости из Санкт–Петербурга и Москвы. Заметно, что город меняется. И в этом огромная заслуга «Бриллиантовой булавки». Никогда модная жизнь у нас так не кипела!

— Фестиваль угасает. Если не придумать какой–то новый ход, он изживет себя.

— «Булавка» растет на глазах. Вспомните предыдущие фестивали — никогда не было такого количества прекрасных коллекций. И авангардная одежда, и готовая к носке заслуживают внимания! Без этого фестиваля Пермь — ничто.

Пока счет — 2:2. Решаем, иметь или не иметь в Перми «Бриллиантовую булавку»?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться