Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Ядерное золото

Роман Максима Дуленцова «Диамат» получил городскую премию имени Алексея Мерзлякова, после чего не прочитать его было невозможно

Поделиться

Чтение оказалось лёгким и благодарным занятием: небольшой роман сглатывается «в момент». Легко понять, почему председатель Пермского отделения Союза писателей России Владимир Якушев назвал «Диамат» «замечательным»: среди многочисленных книг, написанных словно по обязанности («раз я писатель — значит, должен писать»), эта радует бойкостью и вдохновенным полётом сюжета. А ещё — принципиальной «пермскостью», которая является основой всех романных смыслов. Профессор Владимир Абашев может радоваться: «эпическая вспашка» литературного топоса Перми, о которой говорили на круглом столе неделю назад (см. «Существует ли Пермь?», «Новый компаньон» от 16 июня 2015 года), продолжается.

Все активно обсуждаемые пермские темы — здесь, в этой книге, которая должна одинаково отозваться в душе краеведа Владимира Гладышева и издателя и путешественника Олега Андрияшкина, ведь в романе говорится и о событиях Гражданской войны, в том числе связанных с царской семьёй, и об «атомном озере» в глубокой тайге на севере Пермского края. Да и вообще, каждому истинному пермяку приятно почитать о деревянных тротуарах, что вели в начале прошлого века от Мариинской гимназии через театральный сквер к Соборной площади, прямо душу греет!

И, конечно же, нет Перми без мистики. Она у Дуленцова мягкая, ненавязчивая и какая-то привычно-домашняя.

Словом, в «Диамате» много приятностей. Но главное достоинство книги — это, конечно, её сюжет, одновременно бойкий и логичный, ладно скроенный и крепко сшитый. В этом сюжете есть всё, что нужно: война и любовь, приключения и духовные искания, наука и религия, поиск сокровищ и поиск истины, подлое коварство и чудесные спасения. И всё это так складненько подогнано, так логично выстроено, так аккуратно, продуманно, взаимосвязано, что читать очень увлекательно и при этом легко: сюжетные линии не путаются, не противоречат друг другу, ниточка к ниточке наматываются на общий замысел и столь же славно разматываются в процессе чтения. Достаточно пару минут полистать «Диамат», чтобы стало понятно: книга весьма читабельная.

Максим Дуленцов, молодой автор, который выпустил всего лишь вторую книгу, обладает несомненным талантом рассказчика, а его роман вполне мог бы стать литературной основой приключенческого фильма или сериала.

Действие романа происходит в трёх временных отрезках, с разными людьми, которые, казалось бы, ничем не связаны, однако являются, в некотором смысле, бегунами разных этапов эстафеты, передающими друг другу эстафетную палочку.

Первая часть — «Золото» — рассказывает о ядерном взрыве на Чусовском озере в Чердынском районе Пермского края. Этот взрыв, произведённый в рамках проекта поворота северных рек на юг, — не выдумка автора, так же как и то, что в шахтах остались нереализованные ядерные заряды: этот факт пока что никто официально не подтвердил, но разговоры об этом ходят упорные, и даже в СМИ они просочились, так что никакого волюнтаризма по отношению к истории тут нет.

Вторая часть — «Варенька», как и положено центру триптиха, самая насыщенная событиями, самая приключенческая и одновременно самая лиричная. Действие в ней происходит во время Гражданской войны в окрестностях Перми и Кизела, где в одной из шахт, по легенде, спрятано царское золото, которое большевики везли в Москву, пытаясь опередить колчаковские войска. И эту легенду автор романа тоже не выдумал — слухи о спрятанном в Княгининской шахте золоте упорно бродят по Прикамью.

Наконец, действие третьей части — «Озеро» — разворачивается в 1990-е годы, которые были, как известно, «лихие», они же бандитские. Торговля всем, что плохо приколочено, откаты, взятки, попойки и «разборки» — чувствуется, что реалии недавнего прошлого знакомы Максиму Дуленцову гораздо лучше, чем 1960-е годы или начало ХХ века: в описании прошлого, которое автор старался сделать фактурным, наполненным материальными приметами времени, кое-где попадаются небольшие анахронизмы.

Например, в 1971 году российские физики никак, ни в каком самиздате не могли читать работы Стивена Хокинга хотя бы потому, что самые известные его труды появились позже, а «Теория всего» (и, соответственно, всемирная слава, которая могла бы сподвигнуть на творчество нелегальных переводчиков) — вообще в 1994 году; а на Соборной площади, как считают учёные-реконструкторы, в описываемое время не было деревьев.

Подобные небрежности, конечно, слегка раздражают. Поневоле вспоминаются исторические романы лучших беллетристов современности, от Дэна Симмонса до Алексея Иванова, с их тщательной проработкой исторической фактуры, всех её деталей.

Есть и ещё одно обстоятельство, которое не позволяет пока поставить Максима Дуленцова где-то поблизости от вышеназванных авторов: качество текста «Диамата» сильно уступает качеству сюжета. Вы не найдёте здесь литературных красивостей: ни метафор, ни ярких описаний, ни авторских неологизмов, ни индивидуализации языка персонажей…

Но самое прискорбное не это, а незримое присутствие где-то за полями книги Владимира Мегре — успешного предпринимателя-литератора, чьи книги, полные высокопарных банальностей, благодаря мощному пиару породили самый настоящий культ. Похоже, успех Мегре, из творений которого к Дуленцову перекочевала «видящая души» блондинка-отшельница Анастасия, не даёт покоя пермскому писателю.

Что ж, Дуленцову бы финансовые возможности новосибирского коллеги — мог бы его и переплюнуть! В литературном отношении «Диамат» точно не хуже «Звенящих кедров», к тому же куда увлекательнее.

Словом, «Диамат» напрашивается на серьёзную критику, но это не отменяет того факта, что его автор — писатель с большим потенциалом.

Книга была издана в серии «Антология пермской литературы», каждый том которой радует прекрасным оформлением с очень уместным использованием произведений пермских художников. Вот и здесь — и картина «Волк Велеса» Валерия Сёмочкина, воспроизведённая на обложке книги, и гравюра Ивана Коретникова «Разоружение казаков у станции Пермь II рабочими отрядами в 1918 году», использованная для оформления форзаца, выглядят не просто удачно подобранными, а буквальными иллюстрациями к тексту.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться