Ядерное золото
Роман Максима Дуленцова «Диамат» получил городскую премию имени Алексея Мерзлякова, после чего не прочитать его было невозможно
Чтение оказалось лёгким и благодарным занятием: небольшой роман сглатывается «в момент». Легко понять, почему председатель Пермского отделения Союза писателей России Владимир Якушев назвал «Диамат» «замечательным»: среди многочисленных книг, написанных словно по обязанности («раз я писатель — значит, должен писать»), эта радует бойкостью и вдохновенным полётом сюжета. А ещё — принципиальной «пермскостью», которая является основой всех романных смыслов. Профессор Владимир Абашев может радоваться: «эпическая вспашка» литературного топоса Перми, о которой говорили на круглом столе неделю назад (см. «Существует ли Пермь?», «Новый компаньон» от 16 июня 2015 года), продолжается.
Все активно обсуждаемые пермские темы — здесь, в этой книге, которая должна одинаково отозваться в душе краеведа Владимира Гладышева и издателя и путешественника Олега Андрияшкина, ведь в романе говорится и о событиях Гражданской войны, в том числе связанных с царской семьёй, и об «атомном озере» в глубокой тайге на севере Пермского края. Да и вообще, каждому истинному пермяку приятно почитать о деревянных тротуарах, что вели в начале прошлого века от Мариинской гимназии через театральный сквер к Соборной площади, прямо душу греет!
И, конечно же, нет Перми без мистики. Она у Дуленцова мягкая, ненавязчивая и какая-то привычно-домашняя.
Словом, в «Диамате» много приятностей. Но главное достоинство книги — это, конечно, её сюжет, одновременно бойкий и логичный, ладно скроенный и крепко сшитый. В этом сюжете есть всё, что нужно: война и любовь, приключения и духовные искания, наука и религия, поиск сокровищ и поиск истины, подлое коварство и чудесные спасения. И всё это так складненько подогнано, так логично выстроено, так аккуратно, продуманно, взаимосвязано, что читать очень увлекательно и при этом легко: сюжетные линии не путаются, не противоречат друг другу, ниточка к ниточке наматываются на общий замысел и столь же славно разматываются в процессе чтения. Достаточно пару минут полистать «Диамат», чтобы стало понятно: книга весьма читабельная.
Максим Дуленцов, молодой автор, который выпустил всего лишь вторую книгу, обладает несомненным талантом рассказчика, а его роман вполне мог бы стать литературной основой приключенческого фильма или сериала.
Действие романа происходит в трёх временных отрезках, с разными людьми, которые, казалось бы, ничем не связаны, однако являются, в некотором смысле, бегунами разных этапов эстафеты, передающими друг другу эстафетную палочку.
Первая часть — «Золото» — рассказывает о ядерном взрыве на Чусовском озере в Чердынском районе Пермского края. Этот взрыв, произведённый в рамках проекта поворота северных рек на юг, — не выдумка автора, так же как и то, что в шахтах остались нереализованные ядерные заряды: этот факт пока что никто официально не подтвердил, но разговоры об этом ходят упорные, и даже в СМИ они просочились, так что никакого волюнтаризма по отношению к истории тут нет.
Вторая часть — «Варенька», как и положено центру триптиха, самая насыщенная событиями, самая приключенческая и одновременно самая лиричная. Действие в ней происходит во время Гражданской войны в окрестностях Перми и Кизела, где в одной из шахт, по легенде, спрятано царское золото, которое большевики везли в Москву, пытаясь опередить колчаковские войска. И эту легенду автор романа тоже не выдумал — слухи о спрятанном в Княгининской шахте золоте упорно бродят по Прикамью.
Наконец, действие третьей части — «Озеро» — разворачивается в 1990-е годы, которые были, как известно, «лихие», они же бандитские. Торговля всем, что плохо приколочено, откаты, взятки, попойки и «разборки» — чувствуется, что реалии недавнего прошлого знакомы Максиму Дуленцову гораздо лучше, чем 1960-е годы или начало ХХ века: в описании прошлого, которое автор старался сделать фактурным, наполненным материальными приметами времени, кое-где попадаются небольшие анахронизмы.
Например, в 1971 году российские физики никак, ни в каком самиздате не могли читать работы Стивена Хокинга хотя бы потому, что самые известные его труды появились позже, а «Теория всего» (и, соответственно, всемирная слава, которая могла бы сподвигнуть на творчество нелегальных переводчиков) — вообще в 1994 году; а на Соборной площади, как считают учёные-реконструкторы, в описываемое время не было деревьев.
Подобные небрежности, конечно, слегка раздражают. Поневоле вспоминаются исторические романы лучших беллетристов современности, от Дэна Симмонса до Алексея Иванова, с их тщательной проработкой исторической фактуры, всех её деталей.
Есть и ещё одно обстоятельство, которое не позволяет пока поставить Максима Дуленцова где-то поблизости от вышеназванных авторов: качество текста «Диамата» сильно уступает качеству сюжета. Вы не найдёте здесь литературных красивостей: ни метафор, ни ярких описаний, ни авторских неологизмов, ни индивидуализации языка персонажей…
Но самое прискорбное не это, а незримое присутствие где-то за полями книги Владимира Мегре — успешного предпринимателя-литератора, чьи книги, полные высокопарных банальностей, благодаря мощному пиару породили самый настоящий культ. Похоже, успех Мегре, из творений которого к Дуленцову перекочевала «видящая души» блондинка-отшельница Анастасия, не даёт покоя пермскому писателю.
Что ж, Дуленцову бы финансовые возможности новосибирского коллеги — мог бы его и переплюнуть! В литературном отношении «Диамат» точно не хуже «Звенящих кедров», к тому же куда увлекательнее.
Словом, «Диамат» напрашивается на серьёзную критику, но это не отменяет того факта, что его автор — писатель с большим потенциалом.
Книга была издана в серии «Антология пермской литературы», каждый том которой радует прекрасным оформлением с очень уместным использованием произведений пермских художников. Вот и здесь — и картина «Волк Велеса» Валерия Сёмочкина, воспроизведённая на обложке книги, и гравюра Ивана Коретникова «Разоружение казаков у станции Пермь II рабочими отрядами в 1918 году», использованная для оформления форзаца, выглядят не просто удачно подобранными, а буквальными иллюстрациями к тексту.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.